ТЕАТР: Когда деревья будут большими

Елена Смородинова
31 марта 2016, 00:00

«У Охлобыстина большой дом в Бибирево. Большой сад вокруг, большие яблони, старые скамейки, вросшие в землю и пустившие корни далеко вглубь», — так начинается «Таня — Таня», самая знаменитая пьеса Оли Мухиной, написанная в 1994 году и поставленная Петром Фоменко в 1996-м. Тогда спектакль-концерт из 14 песен о любви с фирменным легким дыханием стал кислородом и для зрителей, и для нового театра, в котором вневременное Бибирево становилось синонимом рая на земле.

Елена Смородинова,
театральный обозреватель «РР»

У режиссера Дениса Бокурадзе — маленький театр в Новокуйбышевске, семь актеров (среди них он сам), кремовые костюмы, кремовые занавеси в три ряда, один круг на сцене, три фонаря на заднике и семь теней.

Они кружат под ми-минорную прелюдию Шопена в обработке dj Niki, бьют окна от любви и жуют яблоки, превращающиеся то в апельсины, то а астры. Тут все влюблены и все по-чеховско-мухински — невпопад: товарищ Иванов любит Таню, которой поцелован каждый его сантиметр и которым поцелован каждый сантиметр ее. Товарищ Иванов зачем-то влюбляет в себя Таню маленькую, которую любит Мальчик — и без товарища Иванова Таня теперь не может дышать. В старшую Таню влюблен Охлобыстин, которого любит Зина, чья молодость была загублена геометрией. Смешные, наивные, трепетные реплики героев повисают в воздухе облачками искренности, а в зале, кажется, становится легче дышать. «Хорошо», — говорят со сцены. «Хорошо», — кивают в зале.

— В Америке хорошо. И в Крыму тоже хорошо, — зритель улыбается героям, не знающим ни про нынешнюю Америку, ни про Крым. Улыбается самому себе — знающему и про Крым, и про Америку. Вдыхает кислород новой искренности, горчащий грустинкой поздней оттепели. Придуманные новым Чеховым 1990-х — 24-летней Мухиной и оживленные Бокурадзе спустя два десятилетия, герои — будто ностальгия по 1960-м, по новому, так и не случившемся миру с большими стихами и большой верой в саму возможность поэтической жизни. Настолько же далекой от сегодняшней реальности, насколько далек был спектакль Фоменко от лихих 1990-х. Такой, в которой можно просто идти по Москве, просто жевать апельсины, просто улыбаться и просто, по-мухински, говорить: «Хорошо».

«Таня — Таня»

Новокуйбышевск, Театр-студия «Грань»

Режиссер Денис Бокурадзе

 87.jpg


 87-2.jpg

Не покидай свою планету

Москва, «Современник» (ТКЗ «Дворец на Яузе»)
Режиссер Виктор Крамер
31 марта

Спектакль-фантазия по мотивам повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Идея рассказать историю мальчика с золотыми волосами с помощью музыки, видеоарта и одного актера пришла к Константину Хабенскому и Юрию Башмету несколько лет назад. А после того, как к проекту присоединились режиссер Виктор Крамер и композитор Кузьма Бодров, родился вольный пересказ знаменитого сюжета. В нем под музыку Малера и Брамса, а также самого Бодрова, исполняемую ансамблем «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета, Летчик перед встречей с Принцем в прямом смысле слова умирает от жажды. Всех героев играет один актер — Константин Хабенский. Иногда, правда, это будет делать Артур Смольянинов. Но тоже один.


 87-4.jpg

Молчи, Эдип

Москва, Театр.doc
Режиссер Владимир Мирзоев
8, 9, 14 апреля

«Когда у большой страны эдипов комплекс, она ведет себя как маленькая», — считает режиссер Владимир Мирзоев, вдохновивший драматурга Максима Курочкина на перенос мифа об античном царе Эдипе в актуальный контекст. В итоге волновавшая и Софокла, и Фрейда история про отцеубийцу, женившегося на своей матери, получилась не только про бегство от судьбы, но и про сегодняшнюю политику.


 87-3.jpg

Demons

Санкт-Петербург, Театр Ленсовета
Режиссер Денис Хуснияров
2, 6 апреля

В спектакле под музыку The Doors на материале пьесы Ларса Нурена исследуют любовь-войну, любовь-страдание — такую, о которой пел Джим Моррисон, напоминая, что стоит бороться за свое право чувствовать и признавать боль. «Идет схватка, любовь превращается в войну, а нам кажется, что это и есть безумная страсть, — размышляет актриса Анна Алексахина, играющая главную роль. — Я хочу знать, где он, что он думает, что чувствует, контролировать каждое шевеление его сердца и мыслей, чтобы он без меня шагу не мог ступить». Таковы наши желания, как это ни печально. И об этом пьеса «Демоны». Любить — это непросто. Надо учиться любить.


 87-5.jpg

Школа жен

Москва, Мастерская Петра Фоменко
Режиссер Михаил Крылов
2, 13 апреля

Актер Михаил Крылов уже выступал режиссером — тогда он стряхнул пыль школьных учебников с «Руслана и Людмилы», сделав сюжет ироничным и живым. Теперь по тому же рецепту — выдумывать, веселиться и получать удовольствие друг от друга и от публики, — Крылов ставит Мольера. «Школа жен» — спектакль о любви к театру, не парадному и пафосному, о влюбленности в ремесло и способности видеть театр везде. Кстати, в этой игре у Крылова роль не только режиссера, но и мольеровского Арнольфа.