«Жизнь такая живучая»

Ксения Милославская
31 марта 2016, 00:00

Появился реальный шанс узнать, есть ли жизнь на Марсе

B. Bethge/ESA; MOLA Science Team/ESA
Спускаемый модуль «Скиапарелли» готовится к путешествию на Марс

Первый космический аппарат миссии, состоящий из искусственного спутника TGO и наземного модуля «Скиапарелли», успешно запущен с Байконура 14 марта, чтобы 19 октября прибыть к Марсу. Главная цель совместного проекта Европейского космического агентства (ЕКА) и госкорпорации «Роскосмос» — изучить атмосферу красной планеты, в особенности на предмет содержания в ней метана, который может свидетельствовать о наличии жизни. «РР» расспросил об «ЭкзоМарсе» руководителя отдела физики планет Института космических исследований РАН Олега Кораблева, создававшего прибор, который займется поисками метана

Зачем опять лететь на Марс?

Вопрос закономерный. Марс сейчас исследуется так подробно, что и Земля скоро позавидует! Идея «ЭкзоМарс-2016» возникла, когда в 2003 году в атмосфере Марса обнаружили метан. Открытие всех взбудоражило. Это могло бы быть следствие геологических процессов, но вулканизма на Марсе нет — по крайней мере, сейчас. Есть и другие неорганические процессы, при которых образуется метан. Но тоже совершенно непонятно, протекают они на Марсе или нет. Зато даже ничтожного по земным меркам количества микроорганизмов-метаногенов было бы достаточно, чтобы произвести найденное нами количество метана.

То есть вы ищете жизнь?

«Экзо» в названии миссии — от слова «экзобиология», которое означает поиск жизни вне Земли. В 2007–2008 годах американцы начали говорить о том, что надо запустить на орбиту Марса специальный спутник, который замерял бы метан. Орбитальный модуль TGO (Trace Gas Orbiter) должен был стать совместной разработкой Европейского космического агентства и НАСА. Но в 2011 году американцы из этого проекта ушли, вроде как по причине недостатка денег. Тогда ЕКА обратилось в «Роскосмос». Почва уже была подготовлена предыдущим сотрудничеством — в частности, в рамках миссии «Фобос». Но «Фобос» упал. Вот и получилось, что у них американцы ушли, у нас упал «Фобос» — так сказать, встретились два одиночества и решили отправить совместную миссию. Американцы сначала свои приборы хотели оставить на борту, а потом все-таки забрали. Тут нам было о чем подумать и что предложить. В итоге на борту оказались четыре прибора: два российских и два европейских.

12.jpg

13.jpg

Для чего они нужны?

Прибор, которым я управляю, называется ACS — Atmospheric Chemistry Suite. Он нужен для изучения химического состава атмосферы Марса: будет замерять так называемые малые атмосферные составляющие. Это газы, содержание которых меньше 1%. Метан к ним тоже относится, поэтому для его анализа нужны намного более чувствительные приборы, чем в предыдущих миссиях. А еще ACS будет с хорошей точностью мониторить климат.

Он в каком-то смысле конкурент бельгийского спектрометра NOMAD, тоже стоящего на борту, но у нас другим способом ведется измерение. По сравнению с NOMAD мы одновременно можем фиксировать больше газов, и избирательность нашего метода больше.

Какие функции выполняют два других прибора?

Третий прибор — это FREND Игоря Митрофанова, заведующего лабораторией космической гамма-спектроскопии нашего института. FREND будет искать лед в приповерхностном слое Марса и изучать его распределение. Ведь Марс не такой сухой, как представлялось: вода в довольно больших количествах есть возле полюсов, а в небольших — даже на экваторе. Прибор позволит провести гораздо более детальное исследование, чем было раньше.

А четвертый?

Четвертый — это швейцарская цветная стереокамера высокого разрешения CaSSIS. По ее фотографиям будут строиться карты Марса. Не то чтобы она обладала какими-то рекордными параметрами, но при создании карт Марса все определяется не столько прибором, сколько каналом связи, по которому можно передавать снимки. Чем больше их разрешение, тем больше объем информации. У этой камеры поле зрения достаточно широкое — она может охватить больший процент площади планеты. Разрешение не самое лучшее, но глобальные карты всегда достаточно грубые.

Почему важно знать, как распределена вода на Марсе?

Эту тему можно развивать в самых разных направлениях! Например, космонавтам не придется возить с собой воду, а можно будет ее выкопать.

А мы планируем дальше осваивать Марс?

Мы-то все что угодно можем планировать… Но пока никаких реальных проектов такого рода не рассматривалось. Не решен главнейший вопрос защиты космонавтов — и во время многомесячного перелета, и на поверхности Марса. Тут подход должен быть человеческий. Вот 18 марта была очередная годовщина выхода Алексея Леонова в открытый космос. Он же тогда чудом залез обратно! Такого уровня риска сейчас не допустят.

«Если на Землю попадают марсианские метеориты, то почему на Марс не могут попасть земные? Микробы выживают на метеоритах и в космосе, и даже при входе в атмосферу. Так что Марс мог быть обитаем»

В 2018 году будет запущена вторая часть миссии. Какие цели она будет преследовать?

Мы сможем достать образцы грунта с глубины до двух метров. До этого марсоходу Curiosity удавалось зондировать почву всего на пару сантиметров. И он нашел в ней органику, которой миллиарды лет. Но она вся уже переработана радиацией. Фактически это только ее следы. Поэтому достать не тронутый радиацией образец очень важно. Вот только запуск будет не в 2018-м, а, скорее в 2020-м, — сейчас уже можно говорить об этом. Эту дату несколько раз упоминал глава Европейского космического агентства. Хотя официально она пока не заявлена.

Вы будете принимать участие в данном исследовании?

Уже вовсю принимаем. Марсоход будет ехать, сверлить дырки в грунте и смотреть по сторонам своими «глазками». Один из этих «глазиков» — мой инфракрасный прибор, который позволяет не просто наблюдать за всем вокруг, но еще и определять минеральный состав грунта. Еще один прибор — того же Игоря Митрофанова — будет детектировать воду вдоль трассы. Вообще-то он не воду, конечно, ищет, а водород. У него нейтронный детектор, а водород влияет на нейтроны: они замедляются. Но где еще может быть водород в грунте, как не в составе воды? Мерить воду в поверхностном слое Марса будет и прибор «АДРОН-МФ». Это наш скромный вклад в работу на марсоходе. А когда он уедет, останется неподвижная платформа. За весь комплекс научной аппаратуры, который будет на ней установлен, тоже отвечает наш институт. В основном приборы опять же нацелены на мониторинг климата, исследование внутреннего строения Марса, анализ атмосферы, только более тщательный.

А как вы считаете, есть ли жизнь на Марсе?

Вполне возможно! Это достойная гипотеза. Ведь когда-то на Марсе было тепло. Я затрудняюсь комментировать происхождение жизни: никто не знает, как это могло случиться. Но предположим, что она либо возникла сама, либо была занесена, что тоже не лишено оснований. Если на Землю попадают марсианские метеориты, то почему на Марс не могут попасть земные? Мы знаем, что микробы выживают на метеоритах и в космосе, и даже при входе в атмосферу. Жизнь такая живучая, что выносит все на свете! Так что когда-то Марс мог быть обитаем. А потом он стал таким суровым, как сейчас… Но жизнь всегда находит какие-то ниши. На Земле, например, она есть и в термальных источниках с адским химическим составом, и на огромных глубинах, без света, без кислорода, и в шахтах, где страшная радиация.

Вы присутствовали при запуске миссии?

Да, я был на Байконуре. Там же, где вся толпа стояла и ждала запуска. У нас была VIP-группа: в нее входили те, кто принимал участие в сборке аппаратов и приборов. Сумбурно немножко получилось. Там холмик такой, на нем смотровая площадка, а вокруг него поле, огороженное колючей проволокой. Километра три, наверное, было до ракеты. Близко. Но кажется, что не близко.

Кто живет на Марсе