Музыка

Афиша
Москва, 12.05.2016
«Русский репортер» №11 (413)

Музыка для зрелых молодых

Игорь Райхельсон, композитор 075_rr11_2.jpg
Игорь Райхельсон, композитор
В последнее время для всех, кто имеет то или иное отношение к музыкальной культуре, становится очевидным: все больше наше молодое поколение обращается к единственному жанру, который способен проникать в их души и говорить с ними о вечном. Только классическая музыка на это способна. А это значит, что наше общество становится более зрелым.

Композиторы классической музыки все больше возвращаются к тональности, осознав тупиковость различных авангардных направлений. Математический расчет в музыке все больше сменяется мелодизмом. Эстетическое, а не псевдоинтеллектуальное начало берет верх. Надо признать, что композиторская школа в последнее время утратила способность рождать мелодии, а ведь именно мелодия в музыке заставляет нас ее слушать, именно мелодия живет и остается навсегда в сердцах слушателей. Все остальное со временем уходит. Ведь еще великий Шостакович говорил, что самое сложное для композитора — сотворить мелодию. Успех моего творчества я связываю именно с мелодизмом. Это основа всей моей музыки.

Лично для меня всегда существовали только два серьезных направления в музыке — классика и джаз. Джаз — это, пожалуй, единственное направление, которое дает музыканту творить, что называется, прямо здесь и сейчас, изливать душу, делиться мыслями путем спонтанного музицирования, которое мы называем импровизацией. Это невероятно привлекает слушателя! И я считаю, что огромную роль в популяризации джаза в нашей стране сыграл известный саксофонист, мэтр Игорь Бутман.

15 мая в Большом зале Московской консерватории состоится мой юбилейный концерт, который станет некоей вехой в моем творчестве, неким отчетом о деятельности композитора. Будут задействованы три оркестра, состоится премьера скрипичного концерта в исполнении лучшего, на мой взгляд, сегодня в мире скрипача Сергея Крылова. Также планируется «Джазовая Сюита» с Игорем Бутманом и премьера новой пьесы Pieta в исполнении Юрия Башмета и «Солистов Москвы». Кстати, «Адажио», которое звучит в фильме «2-Асса-2», написано мной именно как посвящение Башмету в преддверии американского тура «Солистов Москвы». Дебют состоялся в знаменитом «Карнеги-холл» в Нью Йорке и вызвал большой резонанс. Уже после многих лет «жизни» произведения Юрий Башмет, который в фильме играет одну из главных ролей, решил использовать эту музыку в картине Сергея Соловьева.

И. С. Бах. ХТК

 075_rr11_3.jpg
Глен Гульд 

«Хорошо темперированный клавир» — это, наверное, самое значимое сочинение для всех пианистов. Прелюдии и фуги, написанные великим Бахом на каждую тональность столько веков назад, по сей день являются самым пиком композиторского новаторства.

Игорь Райхельсон: Говорят, что все в мире, а особенно в искусстве, субъективно. Вот здесь исключение: интерпретация Гульда музыки Баха и в наше время объективно является непревзойденной!

Сергей Рахманинов. 3-й концерт

 075_rr11_5.jpg
Владимир Горовиц

Запись концерта состоялась в 1951 году. Сейчас может показаться невероятным, что премьера, по сути, провалилась. Однако время доказало величие этой музыки.

Игорь Райхельсон: Мне особенно дорого творчество Рахманинова, поскольку я сам романтик и, конечно, моя музыка очень подвержена влиянию этого великого мастера. А сколько в ней джаза! Все «джазовые» гармонии Сергей Васильевич придумал задолго до популяризации этого великого направления.

Kind of Blue

 075_rr11_4.jpg
Miles Davis 

В 2002 году альбом стал одной из 50 записей, внесенных в Национальный реестр звукозаписи Библиотеки Конгресса США. В 2003 году диск занял 12-е место в списке «500 величайших альбомов всех времен» журнала Rolling Stone. А записан он был в 1959 году в Нью-Йорке коллективом, специально собранным Майлзом Дэвисом.

Игорь Райхельсон: Великие Майлз Дэвис и Билл Эванс! Интересно, что когда писался этот альбом, музыканты просто собрались на некий спонтанный джем, а получился бриллиант, некая реликвия джаза.

Standards Live

 075_rr11_6.jpg
Keith Jarret, Gary Peacock, Jack De Johnette

Кит Джарретт в свое время участвовал в экспериментах ансамбля Майлза Дэвиса, но впоследствии все же вернулся к традиционному акустическому джазу. С 1983 года стал играть в трио Standards, которое прозвали «Трио Кита Джарретта».

Игорь Райхельсон: Кит Джарретт — один из немногих джазовых пианистов современности, который благодаря своей классической школе сохранил правильное прикосновение к инструменту. Великий импровизатор с отменным пианизмом завораживает своим прочтением всех известных джазовых шедевров!

У партнеров

    Реклама