Меры к мэрам
Арестованный в начале июня Игорь Пушкарев, которого обвиняют в махинациях с госзаказами с причинением ущерба на 160 млн рублей, — уже четвертый мэр Владивостока, рискующий из своего кресла пересесть на скамью подсудимых. Начиная с 1993 года почти все владивостокские градоначальники оказывались там. Словно копать под каждого нового мэра приморские следователи начинают, как только горизбирком объявляет результаты выборов

Серия уголовных дел на хозяев Серого дома, как называют во Владивостоке мэрию, началась с Виктора Черепкова. Вступивший в должность в 1993 году, мэр не нашел понимания с тогдашним губернатором Приморского края Евгением Наздратенко. Не прошло и года, как мэра обвинили в получении взятки и отстранили от должности. Черепков отказался покинуть рабочее место, сказавшись больным. Штурмовать здание мэрии отправился ОМОН, который вскоре вынес Черепкова через парадную дверь на носилках. Параллельно Владимира, 20-летнего сына экс-мэра, обвинили в краже школьного компьютера.
Через полгода оказалось, что никакой взятки Черепков не брал, и уголовное дело закрыли. В деле сына позднее тоже не нашли состава преступления — правда, к тому моменту Черепков-младший уже успел «отмотать» часть срока. А Черепкова-старшего спустя два года Гордума единогласно вернула в мэрское кресло до официального окончания срока полномочий в 1998-м. Потом Черепков дважды безрезультатно баллотировался в мэры, а в 2011 году даже заявил, что поборется за победу на выборах президента, но документы в ЦИК так и не принес.
Братки на улицах, милиция в подъезде
Пока Черепков ходил по судам, его место в мэрии занял Константин Толстошеин, обладатель весьма темной биографии. Во Владивостоке до сих пор ходит легенда о его методах управления городским хозяйством: якобы уборкой улиц он заставлял заниматься «братков» из ОПГ, в которую он, по слухам, входил. Но самая громкая история за недолгое время правления Толстошеина случилась с журналистом местной радиостанции Алексеем Садыковым. После выхода в эфир передачи «100 дней Толстошеина» журналиста похитили, избили и заставили признаться, что материал заказал Черепков. Садыков после этого уехал из города и долго скрывался, а объект его критики до сих пор остается единственным мэром Владивостока, избежавшим уголовного преследования.
Следующим градоначальником стал Юрий Копылов. Он честно отработал четыре года, в конце которых проиграл очередные выборы. На этом история и закончилась бы, если б не старания прокуратуры. Одно за другим против Копылова возбудили два дела о превышении полномочий и злоупотреблении ими. Сперва бывший мэр получил четыре года условно за строительство колумбария ко Дню Победы: якобы контракт с японской фирмой «Сирояма» заключили с грубыми нарушениями законодательства. По другому делу Копылова обвиняли в том, что он пользовался охраной за счет бюджета: круглосуточный милицейский пост в подъезде мэра обошелся казне в 4 млн рублей, а для охраняемого обернулся увеличением срока еще на три года условно. Удивительно, но и эти решения суда через пару лет признали недействительными.
Винни Пух в Таиланде
За Владимиром Николаевым, сменившим Копылова в 2004 году, во Владивостоке закрепилась кличка Винни-Пух. Так его, по слухам, называли участники ОПГ, куда он в молодости будто бы входил. Кстати, благодаря бурной юности Николаев успел заработать судимость еще до начала работы в мэрии. По одной из версий, в октябре 1999 года Первореченский районный суд Владивостока приговорил его к трем с половиной годам заключения за нанесение телесных повреждений и угрозу убийства. Однако позднее, в ходе предвыборной кампании, кандидат раздавал листовки с копией справки об отсутствии у него судимостей. Пиар-ход удался, и на выборах Николаев победил. Но для правоохранительных органов незапятнанная репутация нового мэра сыграла роль красной тряпки.
Уже через два с половиной года Николаева обвинили в незаконной сдаче в аренду муниципальных земель. За что он и получил путевку на нары. Однако явно готовый к подвоху градоначальник закончил свой мэрский срок не в Сером доме и не в тюрьме, а в Таиланде. На лечение в теплую страну молодой мэр предпочел перебраться, как только суд решил заменить его четыре с половиной года условного срока на реальные. Закончился курс лечения ровно в тот момент, когда на родине с Николаева сняли все обвинения.
Ну а после Николаева место мэра занял Игорь Пушкарев. Ему удалось продержаться в кресле дольше всех — 8 лет. Но статья нашлась и на него. 2 июня исполнять обязанности мэра Владивостока начал Алексей Литвинов. Не суеверный, видимо, человек.
№13 (415)
9 июня 2016 - 23 июня 2016 В номере: Главное От редактора Дискуссия Фото Интервью Актуально- Гадание на Евро
- На свидание с футболом
- Меры к мэрам
- 8 идей для живых городов
- Русские поклонники немного сумасшедшие
- Табор сносят в небо