Как меняются города мира

Сцена
Москва, 23.06.2016
«Русский репортер» №14 (416)
В эпоху, когда для смены места жительства достаточно купить билет на самолет, города начинают всерьез бороться за своего жителя. Реформы городского пространства крутятся вокруг человека. Именно ему должно быть уютно, удобно, интересно жить здесь. «РР» вместе с урбанистом компании «Новая земля» и преподавателем Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Глебом Витковым выделил пять направлений, по которым развиваются действительно современные мегаполисы

Общественные пространства. На смену традиционным двигателям экономики вроде газа и нефти приходят информационные технологии и венчурный бизнес. Вместо природных ресурсов во главу угла ставятся идеи. Меняется занятость населения: вместо КЗоТа — фриланс, вместо заводов и офисов — коворкинги. У людей появляется больше свободного времени. Повышается ценность общественных пространств: парки, зоны отдыха — все это становится неотъемлемой чертой города. В Нью-Йорке заброшенный пирс № 55 в нижнем West-Side отдали в руки дизайнера Сигне Нильсен. По проекту на месте пирса прямо из вод Гудзона вырастут металлические стебли, на которых раскинется зеленый парк. Строительство только началось, но площадку уже планируют использовать для фестивалей и кинопоказов.

 

Новая жизнь старых вещей. Иногда плодить бесконечные спальные кварталы уже невозможно. Чтобы доехать от одной окраины до другой, нужно потратить пару часов, а в центре «пылятся» целые кварталы неиспользуемых помещений. Отработавшие свое фабрики и дома получают новую жизнь: их превращают в апартаменты, концертные площадки или музеи. В Гамбурге таким проектом стал район Хафен-Сити. На двух квадратных километрах прямо в центре города раньше располагались портовые помещения и склады. В 1999-м городской сенат объявил конкурс на застройку берега Эльбы. Сегодня Хафен-Сити — ультра-современный город на воде с жильем, офисами, новой веткой метро и архитектурным университетом.

 

Время — деньги. Пешеход становится во главу угла современного города. По городу нужно не ездить, а гулять. Возможность дойти пешком до нужного места, а не трястись до него в общественном транспорте с тремя пересадками, добавляет баллы в карму мегаполиса. А если ехать все-таки надо, то пересадки должны быть максимально незаметными. Вышел из вагона метро — и, не покидая станцию, сел на автобус. Это называют «интермодальностью». В апреле начались работы на одной из центральных улиц Барселоны — Pere IV. Из трехполосной магистрали она превратится в пешеходную улицу. Правда, две полосы все же оставят: одну для велосипедов, другую — для спецтранспорта. При этом тротуары увеличатся вдвое. Улица станет частью пешеходного маршрута, который пройдет через центр Барселоны и соединит зеленую зону Besos и парк Цитадели.

 

Экология. Когда воздух постепенно превращается в ансамбль выхлопных газов, а ближайшая свалка становится выше всех соседних домов, предостережения экологов уже не кажутся пустыми словами. Забота об окружающей среде и обустройство собственного пространства для жизни становятся реально значимыми. Даже в беззаботной Москве уже начинают собирать мусор раздельно, а в ответственной Европе экология уже стала одним из главных трендов в жизни мегаполисов. Долгое время американская свалка Freshkills была одной из самых масштабных помоек в мире. Полигон бытовых и коммерческих отходов занимал 1200 га и стал самым большим творением человеческих рук, превзойдя даже Великую Китайскую стену. В 2001 году свалку закрыли под давлением местных жителей, а спустя шесть лет на ее месте начали строить… парк. Кроме зеленых насаждений и уютных беседок на его территории разместят систему по производству солнечной энергии.

 

Сопричастность. Горожане становятся не пассивными зрителями, а активными участниками процессов, происходящих в городе. Они решают, нужны ли городу новая дорога, еще один детский сад или завод. При этом свое мнение они могут высказать не в последний момент на митинге протеста, а на стадии обсуждения проекта, с помощью общественных слушаний или голосуя по интернету. Жители Роттердама скинулись на мост. Переправу через железнодорожную станцию Hofplein собирались построить и сами власти города, но только через 30 лет. Местные архитекторы поняли, что состарятся за это время, и предложили горожанам профинансировать строительство самостоятельно. «Мы строим мост, и нам нужна ваша помощь!» — обратились они к роттердамцам. Одна доска стоила 25 евро — это и была минимальная сумма пожертвования. В результате мост стал гордостью горожан, которые теперь устраивают на нем спринтерские забеги.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №14 (416) 23 июня 2016
    Фанатская сила
    Содержание:
    Как меняются города мира

    В эпоху, когда для смены места жительства достаточно купить билет на самолет, города начинают всерьез бороться за своего жителя. Реформы городского пространства крутятся вокруг человека. Именно ему должно быть уютно, удобно, интересно жить здесь. «РР» вместе с урбанистом компании «Новая земля» и преподавателем Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Глебом Витковым выделил пять направлений, по которым развиваются действительно современные мегаполисы

    Реклама