Фильмы

Афиша
Москва, 23.06.2016
«Русский репортер» №14 (416)

Не сегодня

Василий Корецкий, кинообозреватель «РР» 068_rr14_1.jpg
Василий Корецкий, кинообозреватель «РР»
Что случилось с русским кино? Этот риторический, на самом деле, вопрос вновь встает со всей остротой после объявления итогов «Кинотавра».

Что же случилось в Сочи? К сожалению, ничего — главный приз получил фильм, приятный во всех отношениях. Он так и называется — «Хороший мальчик»: школьная мелодрама с песнями и плясками, мастеровито сработанная по лекалам хорошего советского кино про детей и для детей. Все приметы времени в «Мальчике» (и это важный симптом) уничтожены. На дворе не то 1980-е, не то 2000-е, не то 2010-е, счастливое безвременье, жить в котором и легче, и веселее.

Это «легче и веселее» — ключевые слова, которыми руководствуются сегодня, кажется, все молодые режиссеры. Легче и веселее — это не только телеформат, в унылых рамках которого сняты практически весь короткий метр этого года и большая часть большого кино из основного конкурса. Это еще и отказ от попыток уловить нерв настоящего, ведь нервы — это всегда больно. Это отказ от желания сформулировать сегодняшнего героя, рассмотреть за формальной повесткой дня конкретные, уникальные черты человека, проживающего этот день. Игровое кино словно опустило руки, полностью отдав реальность в распоряжение документалистов.

Никому не нужное сегодня тяжким грузом валяется на дороге. Взять его отваживаются только самые отчаянные эксцен­трики-манипуляторы, которые не боятся превратить портрет времени в жестокий шарж. Как Кирилл Серебренников, снимающий два урожая восторгов с немецкой антиклерикальной пьесы «Ученик». Или как Иван Твердовский, возводящий реализм до уровня бестиария: у героини его «Зоологии» огромный фаллический хвост. Этот хвост — лучшая материализация того невыразимого ужаса, который всегда наличествует в реальном. Именно этот хвост настоящего и пытается поймать подлинное кино. И это искусство не имеет ничего общего с доходчивой иллюстрацией скупых строк сценария.

Хороший мальчик

Оксана Карас

 068_rr14_2.jpg

Отмель

Хауме Кольетт-Сера

 068_rr14_3.jpg
Веселый хоррор про акулу и женщину в бикини. Короче, такая беда: симпатичная серфингистка (Блейк Лайвли) застряла на одинокой скале, торчащей в какой-то сотне метров от берега. Путь к спасению отрезан гигантской акулой-людоедом. Вопрос о том, сколько продержится героиня, тут, увы, даже не стоит — конечно, все полтора часа до конца фильма.

В тихом омуте

Брюно Дюмон

 068_rr14_4.jpg
Кажется, Брюно Дюмон, мрачный продолжатель дела Брейгеля и Пазолини, всерьез решил распрощаться со смертельной серьезностью своих прошлых фильмов, а заодно и с принципиальным отказом от работы с профессиональными актерами. «В тихом омуте» — киновариация на тему недавнего дюмоновского сериала «Малыш Кенкен», криминальная комедия с деревенскими идиотами в главных ролях. В основе сюжета — классовая коллизия: на нормандское побережье прибывают отдыхать людоеды-буржуа (дело происходит в 1910-м), а тут их уже поджидают самые настоящие сельские каннибалы.

Человек — швейцарский нож

Дэн Кван

 068_rr14_5.jpg
Эксцентрическая экзистенциальная комедия, снятая двумя королями вирусного видео, дуэтом «Дэниелз» (Дэниел Шейнерт и Дэниел Кван). Поросший редкой бородой Пол Дано играет человека, пережившего кораблекрушение. Но он находит спасительный путь домой благодаря разутому Дэниелу Рэдклиффу. Сырая, безумная и максимально туалетная (находки режиссера сводятся к остроумному использованию кишечных газов, скопившихся внутри трупа Гарри Поттера) комедия получила приз за режиссуру на «Сандэнсе» — к изумлению всей профессиональной прессы.

Роковое влечение

Пьер Годо

 068_rr14_6.jpg
Влечение, да не то — фильм Пьера Годо не имеет ничего общего с любовным триллером 1987 года с Майклом Дугласом. Зато имеет отношение к реальности: эта история преступной связи директора женской тюрьмы и заключенной основана на реальных событиях. В роли роковой марухи — Адель Экзаркопулос, новый европейский секс-символ и просто хорошая актриса.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №14 (416) 23 июня 2016
    Фанатская сила
    Содержание:
    Как меняются города мира

    В эпоху, когда для смены места жительства достаточно купить билет на самолет, города начинают всерьез бороться за своего жителя. Реформы городского пространства крутятся вокруг человека. Именно ему должно быть уютно, удобно, интересно жить здесь. «РР» вместе с урбанистом компании «Новая земля» и преподавателем Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Глебом Витковым выделил пять направлений, по которым развиваются действительно современные мегаполисы

    Реклама