Театр

Елена Смородинова
23 июня 2016, 00:00

«Чайка», летящая на крыльях ночи

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР» 071_rr14_1.jpg
Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»
Начинающий литератор любит новые формы и начинающую актрису. Начинающая актриса влюбляется в успешного писателя. Успешный писатель живет с матерью начинающего литератора и любит рыбу. Если попытаться пересказать сюжет чеховской «Чайки», опустив бесконечное наслоение смыслов, можно запросто превратить пьесу, навсегда изменившую российский театр, в сценарий для сериала. Хотя при грамотном обращении «Чайка» до сих пор дает режиссерам возможность почувствовать себя искателями — например, на очередной «Театральной бессоннице».

 «Театральная бессонница», кстати, - это и есть та самая новая форма способа взаимодействия театра и зрителя. Смотреть спектакли ночь напролет придумали начинающая актриса Ксения Орлова и ее друг Саба Лагадзе шесть лет назад. Так появилась независимая продюсерская компания VOTTEBE —  расшифровывается как «вот театральная бессонница». За время пути Орлова успела получить «Золотую Маску» как лучшая актриса, а «Бессонница» из альманаха студенческих спектаклей превратилась в своего рода ночной фестиваль с яркими участниками актуального театра в главных ролях.  Очевидно, что «Бессонница» и «Чайка» когда-то должны были встретиться.

В шестичасовом марафоне участвуют три режиссера: Юрий Муравицкий, Юрий Квятковский и Кирилл Вытоптов. Они ставят по одному акту, а в свободное от собственной режиссуры время играют Треплева у коллег. Муравицкий превращает первый акт в модное дефиле: все, а не только Маша, тут ходят в черном, а реплики чеканятся как шаги моделей, превращаясь в словесную дуэль. Во втором акте Квятковский дополняет помост надувной горкой с одной стороны и шкафом с костюмами — с другой. Здесь актеры могут примерить любую роль и даже поспорить, кому быть Ниной. К утру и, соответственно, третьему акту помост заменяет барная стойка, за которой выпивают Ленин, Эми Уайнхаус, Элвис Пресли и Мэрилин Монро, оказывающаяся, кстати, Заречной. Не пьет только сидящий за макбуком Треплев, уже, очевидно, застрелившийся и оказавшийся среди получивших свою долю славы за новые формы.

Деконструированная «Чайка», в которой режиссеру приходится быть актером у другого, разомкнув для коллеги и соперника собственное пространство работы, — не просто интерпретация в кубе, но и попытка рефлексии о собственной профессии. К шести утра, впрочем, не до рефлексии. Но стреляться не хочется — хочется перечитать Чехова.

Театральная бессонница «Чайка»

Москва, Электротеатр Станиславский

Режиссеры — Юрий Муравицкий, Юрий Квятковский, Кирилл Вытоптов

1 июля

 071_rr14_2.jpg

Тополя

Москва, «Мастерская Петра Фоменко»

Режиссеры — Юрий Буторин, Владимир Топцов, Сергей Осипьян

25 июня, 2, 6 июля

 071_rr14_3.jpg
Небольшой, буквально на страницу, рассказ Вампилова вдохновил актеров «Мастерской Фоменко» Юрия Буторина и Владимира Топцова показать в эстетике фильмов советской новой волны спектакль о мимолетной встрече, которая ничем не могла закончиться, но вспоминается всю жизнь. Этот спек­такль-кинофильм, в котором действие перетекает с экрана на сцену так же, как и история Вампилова — из прошлого в настоящее, помог сочинить кинорежиссер Сергей Осипьян. А играть «Тополя» будут на Старой сцене «Мас­терской», где до середины девяностых располагался кинотеатр «Киев».

Гамлет

Санкт-Петербург, Малый драматический театр — Театр Европы

Режиссер — Лев Додин

26–28 июня

 071_rr14_4.jpg
Сочинение мэтра российской режиссуры Льва Додина по текстам трех авторов — английского хроникера XVI века Рафаэля Холиншеда, датского летописца XII века Саксона Грамматика и, собственно, самого Шекспира в переводе Пастернака — не интерпретация, а фактически новая пьеса о патологической тяге к насилию власть имущих. В этом «Гамлете» не будет никаких призраков, Полоний превратится из отца в брата Офелии, а Гамлет в исполнении главного героя российского кинематографа Данилы Козловского станет антигероем. В роли Офелии — Елизавета Боярская, в роли Гертруды — Ксения Раппопорт.

Кафка  

Москва, Гоголь-центр

Режиссер — Кирилл Серебренников

29, 30 июня

 071_rr14_5.jpg
Это сегодня Франц Кафка воспринимается как гениальный пророк безумий XX века. А когда-то он был скромным замкнутым клерком, завещавшим сжечь свои рукописи после смерти. И только благодаря друзьям писателя, не исполнившим его волю, мир приобрел классика, имя которого превратилось в нарицательный синоним абсурда. В спектакле режиссераКирилла Серебренникова и драма­турга Валерия Печейкина сюжеты из биографии Кафки переплетаются с историями из его воображения, а вымышленные персонажи соседствуют с реальными людьми.

твоя_игра | a game of you

Москва, Универмаг «Цветной»

Режиссер — Александр Девринт

24 июня – 1 сентября

 071_rr14_6.jpg
Формат one-to-one performance, который в Москве назвали «интерактивным опытом для одного зрителя», становится все более популярным в мире. В Россию проект бельгийской теат­ральной компании Ontroerend Goed привез импресарио Федор Елютин, отправивший в прошлом году москвичей и гостей столицы на спектакль-прогулку Remote Moscow. На сей раз зрителю предстоит оказаться в камерном пространстве, каждая комната которого предлагает поупражняться в познании самого себя. А в конце гостя «твоей_игры» ждет подарок, который можно будет унести домой. На этом подробности, о которых можно говорить, заканчиваются. Да, сеансы-спектакли по 35 минут будут идти каждый день, кроме понедельника, а затем, возможно, пропутешествуют в Санкт-Петербург, Екатеринбург и Казань — но при этом в каждом городе «твою_игру» смогут посетить не более 5000 зрителей.