Театр

Афиша
Москва, 23.06.2016
«Русский репортер» №14 (416)

«Чайка», летящая на крыльях ночи

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР» 071_rr14_1.jpg
Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»
Начинающий литератор любит новые формы и начинающую актрису. Начинающая актриса влюбляется в успешного писателя. Успешный писатель живет с матерью начинающего литератора и любит рыбу. Если попытаться пересказать сюжет чеховской «Чайки», опустив бесконечное наслоение смыслов, можно запросто превратить пьесу, навсегда изменившую российский театр, в сценарий для сериала. Хотя при грамотном обращении «Чайка» до сих пор дает режиссерам возможность почувствовать себя искателями — например, на очередной «Театральной бессоннице».

 «Театральная бессонница», кстати, - это и есть та самая новая форма способа взаимодействия театра и зрителя. Смотреть спектакли ночь напролет придумали начинающая актриса Ксения Орлова и ее друг Саба Лагадзе шесть лет назад. Так появилась независимая продюсерская компания VOTTEBE —  расшифровывается как «вот театральная бессонница». За время пути Орлова успела получить «Золотую Маску» как лучшая актриса, а «Бессонница» из альманаха студенческих спектаклей превратилась в своего рода ночной фестиваль с яркими участниками актуального театра в главных ролях.  Очевидно, что «Бессонница» и «Чайка» когда-то должны были встретиться.

В шестичасовом марафоне участвуют три режиссера: Юрий Муравицкий, Юрий Квятковский и Кирилл Вытоптов. Они ставят по одному акту, а в свободное от собственной режиссуры время играют Треплева у коллег. Муравицкий превращает первый акт в модное дефиле: все, а не только Маша, тут ходят в черном, а реплики чеканятся как шаги моделей, превращаясь в словесную дуэль. Во втором акте Квятковский дополняет помост надувной горкой с одной стороны и шкафом с костюмами — с другой. Здесь актеры могут примерить любую роль и даже поспорить, кому быть Ниной. К утру и, соответственно, третьему акту помост заменяет барная стойка, за которой выпивают Ленин, Эми Уайнхаус, Элвис Пресли и Мэрилин Монро, оказывающаяся, кстати, Заречной. Не пьет только сидящий за макбуком Треплев, уже, очевидно, застрелившийся и оказавшийся среди получивших свою долю славы за новые формы.

Деконструированная «Чайка», в которой режиссеру приходится быть актером у другого, разомкнув для коллеги и соперника собственное пространство работы, — не просто интерпретация в кубе, но и попытка рефлексии о собственной профессии. К шести утра, впрочем, не до рефлексии. Но стреляться не хочется — хочется перечитать Чехова.

Театральная бессонница «Чайка»

Москва, Электротеатр Станиславский

Режиссеры — Юрий Муравицкий, Юрий Квятковский, Кирилл Вытоптов

1 июля

 071_rr14_2.jpg

Тополя

Москва, «Мастерская Петра Фоменко»

Режиссеры — Юрий Буторин, Владимир Топцов, Сергей Осипьян

25 июня, 2, 6 июля

 071_rr14_3.jpg
Небольшой, буквально на страницу, рассказ Вампилова вдохновил актеров «Мастерской Фоменко» Юрия Буторина и Владимира Топцова показать в эстетике фильмов советской новой волны спектакль о мимолетной встрече, которая ничем не могла закончиться, но вспоминается всю жизнь. Этот спек­такль-кинофильм, в котором действие перетекает с экрана на сцену так же, как и история Вампилова — из прошлого в настоящее, помог сочинить кинорежиссер Сергей Осипьян. А играть «Тополя» будут на Старой сцене «Мас­терской», где до середины девяностых располагался кинотеатр «Киев».

Гамлет

Санкт-Петербург, Малый драматический театр — Театр Европы

Режиссер — Лев Додин

26–28 июня

 071_rr14_4.jpg
Сочинение мэтра российской режиссуры Льва Додина по текстам трех авторов — английского хроникера XVI века Рафаэля Холиншеда, датского летописца XII века Саксона Грамматика и, собственно, самого Шекспира в переводе Пастернака — не интерпретация, а фактически новая пьеса о патологической тяге к насилию власть имущих. В этом «Гамлете» не будет никаких призраков, Полоний превратится из отца в брата Офелии, а Гамлет в исполнении главного героя российского кинематографа Данилы Козловского станет антигероем. В роли Офелии — Елизавета Боярская, в роли Гертруды — Ксения Раппопорт.

Кафка  

Москва, Гоголь-центр

Режиссер — Кирилл Серебренников

29, 30 июня

 071_rr14_5.jpg
Это сегодня Франц Кафка воспринимается как гениальный пророк безумий XX века. А когда-то он был скромным замкнутым клерком, завещавшим сжечь свои рукописи после смерти. И только благодаря друзьям писателя, не исполнившим его волю, мир приобрел классика, имя которого превратилось в нарицательный синоним абсурда. В спектакле режиссераКирилла Серебренникова и драма­турга Валерия Печейкина сюжеты из биографии Кафки переплетаются с историями из его воображения, а вымышленные персонажи соседствуют с реальными людьми.

твоя_игра | a game of you

Москва, Универмаг «Цветной»

Режиссер — Александр Девринт

24 июня – 1 сентября

 071_rr14_6.jpg
Формат one-to-one performance, который в Москве назвали «интерактивным опытом для одного зрителя», становится все более популярным в мире. В Россию проект бельгийской теат­ральной компании Ontroerend Goed привез импресарио Федор Елютин, отправивший в прошлом году москвичей и гостей столицы на спектакль-прогулку Remote Moscow. На сей раз зрителю предстоит оказаться в камерном пространстве, каждая комната которого предлагает поупражняться в познании самого себя. А в конце гостя «твоей_игры» ждет подарок, который можно будет унести домой. На этом подробности, о которых можно говорить, заканчиваются. Да, сеансы-спектакли по 35 минут будут идти каждый день, кроме понедельника, а затем, возможно, пропутешествуют в Санкт-Петербург, Екатеринбург и Казань — но при этом в каждом городе «твою_игру» смогут посетить не более 5000 зрителей.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №14 (416) 23 июня 2016
    Фанатская сила
    Содержание:
    Как меняются города мира

    В эпоху, когда для смены места жительства достаточно купить билет на самолет, города начинают всерьез бороться за своего жителя. Реформы городского пространства крутятся вокруг человека. Именно ему должно быть уютно, удобно, интересно жить здесь. «РР» вместе с урбанистом компании «Новая земля» и преподавателем Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Глебом Витковым выделил пять направлений, по которым развиваются действительно современные мегаполисы

    Реклама