Музыка

Афиша
Москва, 07.07.2016
«Русский репортер» №15 (417)

Ушам нехорошо становится

Алексей Айги, композитор 075_rr15_2.jpg
Алексей Айги, композитор
Общая тенденция в российской музыке — борьба хорошего с лучшим, или «ничего особенно не ждали и не ждем». Новых артистов что в классической, что в популярной музыке почти не наблюдается; все яркие медленно тускнеют последний десяток лет. Новая кровь, надеюсь, где-то зреет, но когда и где что-то появится, сказать сложно.

Так как я много работаю в кино, то уже не могу смотреть фильмы просто как зритель: невольно оцениваю и работу других. В российском производстве очень много халтуры, особенно на телевидении, — реально ушам нехорошо становится! Знаю, что многие композиторы жалуются: мол, музыку для кино приходится делать исключительно на компьютере, бюджета на музыкантов нет.

Выход один — искать нестандартные решения, но не всегда их позволяют продюсеры, которые часто просят сделать «как в Голливуде», только за три, ну иногда четыре копейки.

Что касается современной академической музыки, то хоть ее и пишут довольно много, до широкого слушателя она все равно не доходит. Он, слушатель, ушел куда-то далеко и уже не вернется. Если Заппа говорил о джазе: «Он не умер, просто забавно пахнет», то академическая музыка уже мумифицировалась. Симфонические оркестры в консерватории играют преимущественно музыку XIX века, реже XX.

9 июля в Большом зале Консерватории мы отдадим дань памяти гениальному Сергею Курёхину — человеку, пролетевшему ярчайшей кометой и оставившему огромный след в российской музыке, кинематографе и, шире, во всем российском искусстве. В этот день — день 20-летия со дня его смерти — в Консерватории пройдет большой концерт, в котором музыка Сергея прозвучит в исполнении симфонического оркестра, ансамбля 4’33’’ и солистов легендарной курёхинской «Поп-механики»: Сергея Летова, Владимира Волкова, Вячеслава Гайворонского и других музыкантов.

Jesus’ Blood Never Failed Me Yet

Гэвин Брайерс

Оригинальная, 25-минутная версия Jesus’ Blood Never Failed Me Yet, основанная на напеве некоего бездомного, повторяющего короткий мотив, была впервые представлена в Queen Elizabeth Hall в декабре 1972 года и записана для лейбла Брайана Ино Obscure в 1975-м. В 1993 году была записана 74-минутная версия для лейбла Point с Томом Уэйтсом, поющим под оригинальную версию бродяги на протяжении последних секций. 

Алексей Айги: «Этот диск британского минималиста называют среди любимых очень многие композиторы, и я в их числе. Здесь каким-то образом сложилась очень трогательная музыка, в которой голос английского бездомного, некогда записанный Брайерсом на улице, звучит в обрамлении симфонического оркестра. Это самое настоящее заклинание или молитва современного мира».

Бах: «Искусство фуги»

Антон Батагов

«Искусство фуги» — одно из последних сочинений Иоганна Себастьяна Баха, включающее в себя 15 фуг и четыре канона. В исполнении Антона Батагова записано в 1993 году. Знаменитый американский музыковед Ричард Костеланец назвал эту запись «самой потрясающей интерпретацией Баха со времен Гульда». 

Алексей Айги: «Самое оригинальное прочтение баховского искусства фуги московским композитором и пианистом Антоном Батаговым — лаконичное и бесстрастное!»

Le fil

Camille

Название альбома французской певицы переводится как «Нить»: она, собственно, и тянется через все песни низким фоновым звуком, объединяя их. Сама Камий рассказывала, что некоторые покупатели пытались вернуть купленные пластинки, посчитав изюминку браком записи. Однако нить потянулась дальше: изданный в 2005 году альбом был переиздан в 2006-м в США, Великобритании и Австралии. 

Алексей Айги: «Камий — шикарная французская певица, пока не очень известная у нас. Что-то между Бьорк и Мередит Монк, при этом нечто абсолютно оригинальное. Стоит слушать, но особенно рекомендую сходить на концерт, если он когда-нибудь здесь состоится».

1.Outside

David Bowie 

Еще одна «нить»: 1.Outside — третий концептуальный альбом Дэвида Боуи (19-й студийный, выпущен в сотрудничестве с Брайаном Ино), в котором все произведения связаны общей идеей. Предполагалось, что он будет первым в серии из пяти альбомов-рассказов об искусстве и убийстве. Боуи планировал выпускать по одному альбому в год с 1995-го по 1999-й. Однако идея не осуществилась, и 1.Outside остался первым и единственным, а оттого еще более ценным альбомом серии.

Алексей Айги: «В этом году ушло очень много великих музыкантов, в том числе один из самых моих любимых рок-музыкантов — Дэвид Боуи. Все его альбомы прекрасны, но я очень люблю один из самых недооцененных — 1.Outside, где Боуи неожиданно стал экспериментировать с дарк-электро и электронной музыкой вообще».

У партнеров

    Реклама