Человек не паук

Актуально
Москва, 20.05.2019
«Русский репортер» №9 (474)
В лермонтовскопечоринских местах, в Железноводске и других городах агломерации Кавказские Минеральные Воды, с 25 мая по 2 июня впервые пройдет международный кинофестиваль «Герой и время». «Русский репортер» поговорил с президентом кинофестиваля «Герой и время» Сергеем Пускепалисом о том, кто это такой — подлинный герой, и при чем тут Владимир Меньшов

из личного архива Сергея Пускепалиса

Как родились идея фестиваля, его концепция?

На формирование концепции повлияли красота места, где он будет проводиться, и компания, в которую входим мы все: Эдуард Бояков, Захар Прилепин и я.

Можно ли сказать, что в центре всех конкурсных работ — герой, чья судьба каким-то образом отражает характерные черты нашего времени?

Да. Но это международный фестиваль. Поэтому важно понимать, что наше время — не только в нашей стране, но и в разных уголках мира. В центре каждой истории, конечно, герой или героиня, и их поступки олицетворяют попытку отстоять жизнь, отстоять достоинство человека.

Как вы составляли программу?

Наш программный директор отсмотрела около 400 фильмов. Можно сказать, что главным критерием отбора является ориентир на традиционные ценности. И художественность, выразительность, конечно.

Это в основном авторское кино или кино, претендующее в том числе и на массового зрителя?

Боюсь, что в основном это именно авторское кино. Потому что нет у нас здесь человеков-пауков и бэтменов, хотя они тоже герои какого-то времени. В центре наших историй все-таки человек, который живет на этой земле.

Вы сами все работы уже видели?

Я посмотрел часть, но не буду говорить о своих личных открытиях: не хочется нацеливать зрителей на просмотр конкретных работ, не хочется задавать им вектор. Очень много хорошего иранского кино, кино из стран, про которые и не думалось, что там есть такие прекрасные ленты. Авторы исследуют человека, его попытки выбраться из сложных социальных обстоятельств. Примерно 70% работ — зарубежные.

Как вы отбирали кино для ретроспективы? В программе соседствуют «Любовь и голуби» и «О чем говорят мужчины».

Одна из программ фестиваля — «Герой. Имя». В этом году это имя — Владимир Валентинович Меньшов, и в ретроспективе кино, которое он снял сам, или кино, в котором он снялся. Это будет ознакомление с его творчеством, с его личностью и его вкладом в русскую культуру. Он сам будет в Железноводске практически все дни фестиваля — участники смогут познакомиться с ним, обсудить его работы.

А почему именно Меньшов?

Потому что Меньшов. В следующем году будет выбрано другое имя.

Вы предполагаете, что Железноводск теперь станет родиной международного кинофестиваля?

Да, по крайней мере, деньги, полученные от губернатора Ставропольского края, — это вклад в то, чтобы Железноводск стал центром фестиваля, таким анклавом культуры.

Это типичное явление для России сейчас — когда регион, чтобы привлечь туристов, финансирует большой фестиваль?

Хотелось бы, чтобы это вошло в практику.

Образовательная программа, лекции в резиденции, пройдет для авторов кино, представленного на фестивале. Как вы отбирали этих 25 человек и что они покажут на самом фестивале?

Они подали заявки на кинопроекты, которые совпадают с направленностью фестиваля, связанные с пропагандой традиционных ценностей и образа жизни. Что это за люди, мы поймем только после третьей резиденции, которая будет итоговой — они покажут свои реализованные заявки на картины, короткие сюжеты. С ними работают кураторы — критики, режиссеры, продюсеры. Не все пройдут эту программу до конца, но финальные работы будут представлены на следующем фестивале. Мы хотим подбирать товарищей, друзей, которым будет интересно то же, что и нам.

Говоря о традиционных ценностях, вы имеете в виду что-то определенное? Вас интересуют конкретные темы?

Похоже, пришло время, когда люди перестают понимать, что такое традиционные ценности… Неужели уже пора объяснять? Это семья, любовь, любовь к родине, материнская любовь, «не укради, не убей».

Все это вечные ценности. Они ведь и так обычно ложатся в основу кино?

Нет, вы знаете, в последнее время у кино, которое получает призы на различных кинофестивалях, несколько иные цели и задачи! Педалируются довольно узкие темы, провокационные — и оцениваются очень серьезно и широко.

Можно ли как-то охарактеризовать образ героя времени, который мы видим в российском кино сейчас? Как он меняется?

Боюсь, мой ответ не будет содержательным, — на это ушло бы шесть часов разговора и обсуждения с конкретными людьми. Чтобы понять, нужно посмотреть не одну работу. В том и цель фестиваля — чтобы зритель подумал об этом в неформальной обстановке, чтобы никто не навязывал ему свой ответ на вопрос.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №9 (474) 20 мая 2019
    Лунгин и Афган
    Содержание:
    Реклама