Театр

Афиша
Москва, 19.08.2019
«Русский репортер» №15 (480)

Поезд для Толстого, Платонова и Достоевского

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

Ярославский вокзал, поезд Москва-Владимир. Вагоны не пронумерованы, а проименованы. В штабном, имени Льва Толстого, в одном купе с травами да сеном, Аксинья ждет Левушку, в другом — гроб, куда предлагает заглянуть дама в черном (Софья Андреевна). В третьем — батюшка думает, отпевать ли отлученного от церкви графа («А вы что думаете?»). В вагоне имени Достоевского — играют ФриФедорМузыкаМихайловичДостоевскийДжаз. Среди исполнителей, например, квартет Юрия Яремчука, одного из ведущих представителей неакадемической музыки последних двадцати лет. В вагоне имени Владимира Ивановича Даля в одном из купе и вовсе баня — паришься себе под попытки растолковать Толковый словарь. Всего 12 вагонов, 12 точек зрения на современный театр; в одном, салоне, поет Псой Короленко. Между вагонами курсируют почтальон с синими ладошками (раздает письма о чем-то важном) и коммивояжеры — актеры театра Июльансамбль, предлагающие познакомиться с аппаратом Антисексус, изобретенном в одном из рассказов Платонова.

Все это — Состав мира, часть фестиваля «Человек мира», который несколько лет назад придумали энтузиасты Андрей Попов и Евгения Казарновская. В этом году обязанности начальника поезда исполнял режиссер и художник Павел Семченко, один из основателей театра АХЕ, а кондуктором букв, слов и смыслов был драматург Вячеслав Дурненков.

И было бы это путешествие для меня в чем-то экзистенциальным, но все же приключением и опытом, если б не вагон Платонова. Там в тамбуре актриса питерского Театро Ди Капуа Илона Маркарова читала «Возвращение» Платонова. А в пустом вагоне вместе с платоновским Ивановым ехали когда-то реальные Татьяна, Зоя, Лидия, Наташа, Елена, Анна, Мария и мама. Этих женщин не было ни в одном из СВ-купе, куда по очереди предстояло заходить зрителю. Зато висело женское платье, на столе и полке — инсталляция. Детские ли игрушки, шелковый ли лифчик, брошенный рядом с передовицей «Правды»… Мужская шинель у входа — в каждом. И мужской же голос читает письма. Эти письма, как и все предметы для инсталляций, художник Юрий Селиванов нашел на петербургских помойках в районе Советских улиц. Среди всех находок были письма с фронта — женщинам, дочерям, возлюбленным. Этой историей Селиванов поделился с другом, актером Александром Машановым (он и был проводником этого вагона), Машанов рассказал Маркаровой… И ничего не осталось, кроме как обмереть от нежности, звучащей в этих купе без людей. И вздрогнуть, прочитав в первом же купе вагона на зеркале потекшее «Любимая Леночка». Генезис загадочной русской души — литература, война и дорога.

Мушкетеры 40 лет спустя 

24/08

Режиссер Филипп Григорьян

Москва, музей-заповедник «Царицыно»

 079_rusrep_15-4.jpg

В ночь с 24 на 25 августа в Москве пройдет Ночь кино, но главным событием этой ночи обещает стать кинотеатральный перформанс, посвященный юбилею знаменитого советского телефильма «Д’Артаньян и три мушкетера», снятого Георгием Юнгвальд-Хилькевичем в 1979 году.

Говорят, что в работе Филиппа Григорьяна будет микс времен — рядом окажутся эпоха Людовика ХIII, СССР 1970-х годов и современность. Сначала, двигаясь по залам Большого дворца и Хлебного дома, зрители побывают на иммерсивном перформансе «Мушкетеры.монтаж», после станут участниками кинопроб, увидят сцены из первой серии и ознакомятся с историей создания фильма, затем пройдут церемонию посвящения в мушкетеры или гвардейцы, которая планируется как дискотека.

Вечером на поляне у Большого дворца прозвучат песни из фильма — их исполнит ансамбль актеров «Гоголь-центра» Gramophonics. А в финале перформанса состоится показ первой серии телефильма, которую можно будет посмотреть под открытым небом.

Со-отношения

До 31/08

Куратор Вера Мартынов

Санкт-Петербург, Wynwood Hotel

 079_rusrep_15-8.jpg

Одна из самых интересных и заметных театральных художников, Вера Мартынов, сделала в Петербурге две выставки. Иммерсивно-выставочный проект «Хранить вечно» уже закрылся, а вот на маленькую, но неожиданную выставку с видом на крышу и обещанием меняться до самого финисажа все еще можно успеть.

На пяти этажах отеля расположились 50 работ 25 художников. Официально выставка задается вопросом, может ли искусство выйти за пределы музейного и галерейного пространства, не утратив качества и актуальности. Но фактически посетителям, которых так и хочется назвать зрителями, предлагается взгляд на Петербург — белые ночи, близость моря, античные каноны, противоречия… Город-музей и город-театр одновременно. Среди имен — звезды неофициального советского искусства Евгений Михнов-Войтенко и Иван Сотников; работающая в том числе и в театре Марина Алексеева; Хаим Сокол… Работы для выставки предоставили галереи Anna Nova, Marina Gisich Gallery, FotoDepartament.Gallery, 11.12 Gallery, Myth Gallery и обладатели частных коллекций. Но самое интересное тут — возможность свободного входа в режиме 24/7: ночное путешествие по отелю на канале Грибоедова с финишем на крыше. Совет театрального критика — отправиться в это путешествие в одиночку или парой: тогда наверняка получите променад с городом в роли собеседника.

Invisible Moscow 

Сеансы каждый день до 30/09

Режиссер Егор Матвеев

Москва, точка старта — ГУМ, лестница наверх у бутика Breguet

 079_rusrep_15-7.jpg

Спектакль-прогулка по Невидимой Москве от независимой команды (креативный директор Катрин Решетникова, режиссер Егор Матвеев) называется синема-променадом. А все потому, что вам, как будто в кино, предстоит пройти маршрут вслед за героиней Сашей — журналисткой, оказавшейся на день в родной Москве. У Сашиных подруг дела и редакционные летучки, и вот Саша отправляется в путешествие одна. Дворики Китай-города, высотка на Котельнической набережной, Москва и москвичи вокруг, наушники с эффектом полного погружения — и актриса, ваш проводник к Невидимой Москве и вам самим. Прекрасный повод пройтись по городу, который не спит никогда, и узнать о нем массу интересных фактов. Важно: в непогоду выдают дождевики, а спектакль доступен на четырех языках: русском, английском, немецком и французском.

Зобеида

29/08-31/08

Режиссер Олег Долин

Москва, РАМТ

 079_rusrep_15-5.jpg

«Зобеиду» стоит увидеть сразу по нескольким причинам: во-первых, играют ее во дворе РАМТа, куда раньше попасть могли только сотрудники театра. Настоящий двор-колодец, прячущийся в минуте от Дмитровки, превращается в стены города Самандаля. Во-вторых, это образцовая комедия дель арте по сказке Гоцци. Тут тебе и маски, и буффонада. И — шутки, ставшие к августу благодаря новостной повестке еще актуальнее (обойдемся без спойлеров). В-третьих, это чистая театральная радость как она есть: с луной — огромным шаром, переодеваниями, сменой масок на глазах у зрителя и актерами, которые так кайфуют от происходящего, что противостоять этой волне невозможно.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №15 (480) 19 августа 2019
    Беслан. Девочка. Окно
    Содержание:
    Россия и мясо

    10 августа на проспекте Сахарова в Москве состоялся массовый (более 50 тысяч участников) митинг за допуск независимых кандидатов в Мосгордуму и освобождение задержанных на акции 27 июня. После окончания митинга часть протестующих решила «прогуляться» в не согласованных с властями местах, и в итоге было задержано около 200 человек. Корреспондент «РР» наблюдал за протестами, чтобы оценить, насколько мы еще далеки от майдана

    От редактора
    Фотография
    Краудфандинг
    Среда обитания
    Ресторанная хроника
    Фотополигон
    Реклама