Театр

Афиша
Москва, 02.09.2019
«Русский репортер» №16 (481)

Индивидуальный новый МИР 

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

«Работа на пределе не есть работа на предельном перенапряжении», «Не спеши», «Чтобы играть — с мозгами надо расстаться, надо играть инстинктом, подсознанием», — мой айфон, Фейсбук и блокноты последние три года напоминают важное, брошенное по делу и между делом, записанное — чтобы не забыть. Похожие на изобретенные другим журналом «Правила жизни», эти фразы по разным поводам говорил Борис Юхананов, художественный руководитель Электротеатра Станиславский и создатель Мастерской индивидуальной режиссуры (МИР). Мастерская появилась в конце восьмидесятых и больше всего похожа на утопию: тут учат быть универсальным профессионалом, «обнаруживать в себе адекватности», как говорит Юхананов.

В 2015 году моя коллега Ольга Андреева написала текст про Бориса Юхананова, которого называла «демоническим режиссером-магом». Текст назывался: «Все мы в каком-то смысле иллюзионисты». Название чужого текста стало пророческим: в 2016 году я неожиданно для всех, да и для себя, стала участницей пятого МИРа. И подумала — когда-нибудь я должна про Мастерскую написать!

Когда-нибудь еще не наступило. При вопросе, когда я закончу учиться или когда это все началось, я теряюсь. Хотя у МИРа есть все формальные признаки образовательной институции, есть режиссерские сессии и соответствующий диплом дают, публично говорить и уж тем более писать о пребывании на территории Мастерской непросто. И не потому, что это какой-то большой секрет — а потому, что степень трансформации, которую ты переживаешь во время пребывания в МИРе, так велика, что требуется определенная дистанция для осознания и рефлексии.

В этом сентябре в рефлексию предложат включиться зрителю: на Малой сцене будут идти «Опыты неадаптивного театра» — эскизы выпускников МИРа, минималистичные и не всегда завершенные. «Коллекция авторских работ режиссеров-выпускников Мастерской индивидуальной режиссуры, которые, проходя процесс становления, создают свой театральный космос», — говорит Борис Юрьевич. В космосе вместе с моими сокурсниками окажутся Расин и Сара Кейн, Мисима и Цветаева, Паланик и Макдонах… И хочется элегично вспомнить фоменковское: «В театре было все — вас не было», — да репетировать пора.

Утополис 

Режиссеры — компания Rimini Protokoll

Санкт-Петербург

07/09, 08/09, 14/09, 15/09

 079_rusrep_16-4.jpg

В основе «Утополис Петербург» труд Томаса Мора «Утопия». Ожидается, что в работе главных нетеатральных театралов, берлинской компании Rimini Protokoll, исследующей действительность средствами театра и не только, примут участие 300 зрителей и более 60 городских локаций. А участники сайт-специфик спектакля будут собираться в сообщества и воспроизводить процессы строительства демократии. Авторы хотят выяснить, может ли группа разобщенных людей создать утопическое государство и насколько такая система способна разрастись до того, как «развалится». Спектакль-копродукцию Rimini Protokoll и Манчестерского фестиваля в Петербург привезла Международная театральная олимпиада.

Дядя Ваня 

Режиссер Стефан Брауншвейг

Москва, Театр Наций

15/09-17/09

 079_rusrep_16-8.jpg

Художественный руководитель парижского театра «Одеон» говорит, что его называют смелым человеком — а все потому, что он едет в Москву со своим Чеховым. Еще режиссер добавляет, что шел к работе над этой пьесой три десятка лет. Во Франции Брауншвейг уже ставил «Чайку», «Трех сестер» и «Вишневый сад». Ну и немного подробностей кастинга: Войницкий — Евгений Миронов, Елена Андреевна — Юлия Пересильд или Елизавета Боярская, Серебряков — Виктор Вержбицкий, Астров — Анатолий Белый. Кажется, билетами придется запасаться сильно заранее.

Палачи 

Режиссер Кирилл Серебренников

Москва, Гоголь-центр

12/09-15/09

 079_rusrep_16-7.jpg

«Палачей» написал Мартин Макдонах, одна из главных суперзвезд современной драматургии. И даже если вы далеки от театра, то наверняка видели фильмы по сценариям ирландца — «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», «Залечь на дно в Брюгге» и «Семь психопатов».

Действие спектакля Серебренникова происходит в подмосковном кабаке в нулевые. Неожиданное напоминание от авторов: смертную казнь в России отменили только в 1996 году. И бывший палач, оставшись без работы, открывает паб на окраине города, ссорится-мирится с женой и дочерью-подростком, грубит клиентам и пытается встроиться в новый для себя мир.

Как эстонские хиппи разрушили Советский Союз 

Режиссер Талгат Баталов

Москва, Центр им. Мейерхольда

05/09, 06/09, 22/10

 079_rusrep_16-5.jpg

Михаил Дурненков написал пьесу на основе интервью с советскими хиппи; среди его героев был, например, известный театральный куратор Олег Лоевский. А команда спектакля активно читала книги историка и антрополога Владимира Видеманна о жизни советских неформалов. Судьбы этих людей сложились по-разному: кто-то теперь работает в «Яндексе», кто-то — в администрации президента, кто-то умер от алкоголизма или передозировки. Сколько правды в том, что эстонские хиппи разваливали советский строй? Талгат Баталов выясняет с актерами, костяк которых — «Июльансамбль» — выпускники мастерской худрука ЦИМа Виктора Рыжакова в Школе-студии МХАТ.

У партнеров

    Реклама