Фильмы

Афиша
Москва, 23.09.2019
«Русский репортер» №17-18 (483)

Язык до Киева доведет

Дмитрий Карпюк, кинообозреватель «РР»

После малоприятного визита в прокуратуру на допрос Иванов, успешный бизнесмен и физик по образованию (режиссер фильма Дмитрий Фалькович, спрятавшийся в титрах под псевдонимом Александр Иванов), решает на неопределенный срок покинуть Москву с ее снегопадом и пробками и перебраться в Киев. Во всяком случае, пока всё не уляжется. Там он встречает своих коллег по бизнесу (продажа сухариков), ввязывается в авантюру с покупкой недвижимости, общается на дискотеках с доступными девушками и периодически звонит домой, где его ждут жена и дочка. Вся московская тревога растворится без следа в киевских теплых ночах, но однажды эта благодать кончится – финалом, который каждый может истолковать и домыслить сам.

Сюжет отчасти автобиографический – давным-давно, еще до Евромайдана, Фалькович тоже уехал в Киев, узнав, что компания, где он работал, занималась отмыванием денег. А через два года, в 2009-м, вернулся и решил снять фильм, не имея никакого специального образования и ориентируясь на модных тогда Бруно Дюмона и румынский кинематограф. Картина была закончена лишь в 2015 году, а выходит в прокат только сейчас. В съемках принимали участие непрофессиональные актеры, в основном друзья режиссера, и два оператора с мировыми именами, Жорж Лешаптуа, работавший с тем же Дюмоном, и Юрген Юргенс, снимавший фильмы Фассбиндера и Ханеке. Из этого столкновения разных миров получилось удивительно воздушное и живое кино, лишенное искусственности артхауса.

Забавно, что с девушками в ночных клубах Иванов изъясняется стихами Пушкина, а сам фильм полон абсурдистской прозы жизни, тонко поданных анекдотических деталей, которым так редко удается выглядеть в кино естественно. Чего стоит хотя бы подробный рассказ шофера Иванова о получении новых номеров на машину или история про братка «с нутром» или выразительный взгляд буфетчицы в прокуратуре. Создается ощущение, что во всех этих монологах и паузах, снятых непрофессионалом, намного больше «правды жизни» и киногении, чем в львиной доле современного российского кинематографа. Иногда даже забываешь о сюжете и просто следишь за непроницаемой, чуть брезгливой физиономией этого вроде бы скучного, но вызывающего симпатию Иванова. Наверное, чего-то подобного достигают некоторые румыны и режиссеры берлинской школы – только вот кино у бизнесмена Фальковича вышло гораздо более оптимистичное. Главный герой, как сказочный колобок, укатился от ответственности в некое подобие рая и стал там кататься как сыр в масле до появления лисы – чем не идеальная русская сказка?

«С любовью, Антоша»

Режиссер Гаррет Прайс

С 26 сентября

 076_rusrep_17-2.jpg

19 июня 2016 года голливудская звезда Антон Викторович Ельчин (Павел Чехов из «Звездного пути», Кайл Риз из четвертого «Терминатора») погиб из-за трагической и нелепой случайности в 27 лет. В своем режиссерском дебюте Гаррет Прайс приводит массу свидетельств уникальности Ельчина – в ход идут и трогательные нежные письма, которые он с детства слал матери, и история его хронической болезни, которую он держал от всех в тайне, и его дневниковые записи и домашние видео, и свидетельства очевидцев. Все, от Кристен Стюарт и Уиллема Дефо до друзей детства и, конечно, родителей, в один голос говорят о его фантастическом интеллекте и удивительной дотошности. Поначалу возникает мысль, что, возможно, он просто выделялся на общем уровне юных голливудских дарований, но она исчезает, когда об искренней дружбе с Ельчиным говорит Мартин Ландау, который был старше Антона более чем на полвека (и пережил его лишь на год). А уж после откровенных фото стриптизерш в духе Терри Ричардсона и живых записей его группы отпадают последние сомнения, что Ельчин был увлекающимся и разносторонне развитым человеком. Получился трогательный фильм-реквием, полный печали и любви.

«Воскресенье»

Режиссер Светлана Проскурина

С 19 сентября

 076_rusrep_17-3.jpg

Дмитрий Терехов, чиновник мэрии небольшого городка (Алексей Вертков), получает анонимку с посланием «Ты скоро умрешь». Следующий день начинается скверно: с утра пораньше его замужняя любовница (Александра Ребенок) попыталась покончить с собой, шагнув в окно. Муж переживает – попортили соседскую машину, теперь надо платить. Дальше всё будет только хуже – противники вырубки местного парка ради «благоустройства» устраивают митинги, медленно угасающая мать (Вера Алентова) все глубже погружается в деменцию, бывшая жена (Агния Кузнецова) ругает за то, что он не участвует в воспитании дочки. А злополучное письмо всё не идет из головы Дмитрия Ивановича. Явно должно случиться что-то нехорошее. Фильм Светланы Проскуриной одновременно полон метко ухваченных примет нашего времени и духа классики (вырубаемый парк очевидно отсылает к чеховскому «Вишневому саду»). Вот только чрезмерное количество звягинцевской «нелюбви», к сожалению, привносит в сюжет лишнюю фальшь. И все же это пример российского кино, которое не стоит пропускать.

«Тайна печати дракона»

Режиссер Олег Степченко

С 19 сентября

 076_rusrep_17-1.jpg

После столкновения с Вием на Украине приключения картографа Джонатана Грина (Джейсон Флеминг) продолжаются. Сначала в России, где Петра I подменили самозванцем, Грина бросили в застенки, затем отпустили и поручили ехать в Китай, чтобы нарисовать новую карту. В путь с ним по его просьбе снарядили китайчонка, который окажется принцессой в изгнании. Тем временем в застенках Лондонского Тауэра томится в железной маске настоящий Петр (Юрий Колольников) и мастер боевых искусств (Джеки Чан), пока начальник тюрьмы Джеймс Хук (Арнольд Шварценеггер) разминается драками с заключенными. Прямое продолжение «Вия» получилось одурительно веселым трэш-шапито, где Павел Воля в роли князя Меньшикова дружит с Рутгером Хауэром (оба в накрахмаленных париках), капитаном корабля оказывается пьяница-карлик, а Джеки Чан наконец-то сходится в рукопашной с Арни. Жаль только, что возрастное ограничение не поднялось выше 6+; этой глупости очень было бы к лицу кровопускание в сценах многочисленных схваток. А так приходится довольствоваться шутками про мужское достоинства Петра I и нравы «гейропы», которые, видимо, должны развеселить заскучавших родителей.

Yesterday

Режиссер Дэнни Бойл

С 19 сентября

 076_rusrep_17-4.jpg

Однажды вечером, когда во всем мире на пару секунд отключили электричество, неудачливый музыкант Джек Малик (Химеш Патель) попал под автобус. А когда пришел в себя и выписался из больницы, то выяснил, что из-за короткого замыкания весь мир и Google в том числе забыл о существовании группы The Beatles, а также почему-то «Кока-колы» и Гарри Поттера. Если главная рок-группа планеты исчезла, а Джек помнит все их песни, то почему бы этим не воспользоваться и не выдать чужое творчество за своё? Вскоре паренек уже разогревает Эда Ширана на концерте в Москве, подписывает договор с американским мейджором и поет перед миллионной аудиторией. Но в горячке успеха совсем забывает про свою верную подругу и бывшего менеджера Элли (Лили Джеймс). Или все-таки не забывает? В этой несколько приторной музыкально-романтической фантазии нет почти ничего от режиссера «Трейнспоттинга» – зато сразу узнается рука Ричарда Кёртиса («Реальная любовь», «Бойфренд из будущего»), выступившего здесь сразу сценаристом и продюсером.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №17-18 (483) 23 сентября 2019
    Нитки «Московского дела»
    Содержание:
    Фотография
    Краудфандинг
    Репортаж
    Прогрессор
    Реклама