Музыка

Афиша
Москва, 23.09.2019
«Русский репортер» №17-18 (483)

Пластмассовый мир победил

Наталья Зайцева, музыкальный обозреватель «РР»

Трибьюты всегда отдают оформительством и клише, но в случае с «Гражданской обороной» это особенно обидно: есть чувство, что половина исполнителей просто не понимает, о чем поет, а все их мыслительные прорывы закончились на подборе подходящего стиля для песни — типа «а почему бы не сделать из “Пошли вы все на…” регги»? (К слову, эта песня отнюдь не самый худший кавер — от хорошей новой группы «Дайте танк (!)».)

Вообще не хочется впадать во вкусовщину и писать: вот эти справились, а эти нет, эти чувствуют песню, а эти не очень.

Трибьют Летову — заранее провальная затея, потому что послание Летова не в текстах и музыке, которую он оставил и которые можно исполнить. Послание Летова, главное его сообщение как артиста, как художника, было в том, что он «сумасшедший и больной», «безумный и безобразный». Возможно, найди продюсеры трибьюта таких, как он (а они есть — это при жизни Летов не мог их найти), то релиз получился бы более осмысленным. Некоторые из участников близки к безумному контингенту, и они справились предсказуемо лучше других. Попали в летовский нерв, поскольку у них самих он есть.

Я не большая любительница Егора Летова, мне слишком грустно от него, я сопротивляюсь его тяге к мертвым зверям и России, которая не отмывается, сколько ее ни три. Неудивительно, что каверы на «ГрОб» удались тем, кого я тоже не обожаю — злым мальчикам Феликсу Бондареву из RSAC (он тупо спел как Летов, только гитары записал чище) и Славе КПСС — этот вообще оторвался, еще и поорал после песни, что он думает о русском роке и вообще.

Хороши и другие каверы, близкие к панк-року стилистически, без добавленной стоимости в виде как бы своего фирменного стиля, который на деле оказывается просто набившим оскомину жанром типа кабака или русского рока.

Раньше считалось, что в трибьют обязательно нужно поместить узнаваемого себя — как бы соединить свою уникальность с уникальностью того, кому кланяешься. Опыт этой пластинки показал, что уникальность каждого из участников — тот самый пластмассовый мир, штампы, и лучше просто орать Летова, пытаясь хотя бы через ор попасть в его чувственность, чем стараться его петь.

Один плюс кавера — наконец-то слышны слова. И становится в очередной раз ясно, что от абсолютно любой песни Летова хочется лечь и умереть. Так что, может, лучше и не впадать в эту самую чувственность.

Lana Del Rey

Norman Fucking Rockwell

 077_rusrep_17-4.jpg

Вершина, просто вершина. Ни один альбом Ланы Дель Рэй не был настолько полным воплощением всего того, за что певицу любят: роскошь, томность, пляжная разморенность и ретроженственность, помноженная на пост-иронию настолько тонкую, что ее практически нет. Над сведением работал модный продюсер Джек Антонофф, отсюда гитары как будто из-под воды (например, в Venice Bitch) — как у всех в 2019-м, и общая интеллигентность звуков. Чистое удовольствие, которое не надоест и через годы, — так это сделано.

Devendra Banhart

Ma

 077_rusrep_17-5.jpg

Красивый Девендра Банхарт записал очередной альбом, который почти ничем не отличается от предыдущих (тот же убаюкивающий фолк, тот же приятный и немного смешной голос индийского принца), разве что музыкальный ландшафт песен стал сложнее — теперь они чуть менее камерные, чуть дальше уходят за горизонт. У Девендры безупречный вкус, поэтому ничто не усложняет и не делает его песни менее интимными, менее нежными комнатными растениями.

Shadowax

Николай Рептайл (EP)

 077_rusrep_17-3.jpg

Умная русская электроника с минимумом текста, причем очень обаятельного, почти хармсовского — про Николая Рептайла, который «ростом был полкилометра» и «весом двадцать килограмм». Shadowax — проект электронщицы Мирабеллы Карьяновой, известной под именем Ishome. По ее словам, в Shadowax она отключила внутреннего критика. И хорошо — нишевый и отлетевший проект за счет своих юмора и театральности может стать прорывом именно как поп-релиз.

Grimes & i_o

Violence — Single

 077_rusrep_17-2.jpg

Одна из самых интеллектуальных поп-див современности, Граймс выпустила очередной сингл, предваряющий новый альбом, который — к слову о современности и интеллектуальности — будет называться «Принцесса антропоцена». Клип на песню Violence Граймс сняла сама. Он напоминает работы AES+F — в нем воинственные красавицы в застывших позах и много загадочных знаков: заставка со словом «Насилие» по-русски, книга Сунь-цзы «Искусство войны» в руках у певицы, маленький щенок-робот. Разгадать не представляется возможным.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №17-18 (483) 23 сентября 2019
    Нитки «Московского дела»
    Содержание:
    Фотография
    Краудфандинг
    Репортаж
    Прогрессор
    Реклама