Театр

Афиша
Москва, 07.10.2019
«Русский репортер» №19 (484)

«Территория» осени — в театре, музее и кино

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

Начало октября в Москве — для театралов традиционно время перемещений с одного фестиваля на другой. Начать на «Соло», затем продолжить «Территорией» и залакировать на Net уже ближе к Новому году.

Фестивали в начале сезона настраивают оптику, и дальше уже хочется соотносить увиденное с европейским и мировым контекстом. Московские премьеры (простите, коллеги!) отходят на второй план — хотя бы потому, что до них еще можно будет дойти попозже.

Особняком всегда стояла «Территория» — как фестиваль-школа современного искусства, она предлагает не только спектакли, но и публичную программу с открытыми лекциями о современном театре и встречи с создателями спектаклей. В этом году «Территории» сложнее всех — из-за внезапной отмены Минкультом фестиваля на Камчатке.

На пресс-конференции в честь открытия фестиваля в Москве один из арт-директоров фестиваля, Кирилл Серебренников, был пессимистичен: «Это значит, что то дело, которое мы начали пятнадцать лет назад, практически сходит на нет. Мы это делали пятнадцать лет назад для того, чтоб открыть российский театр миру, для того чтобы мир приехал и посмотрел на наши достижения. Для того чтобы все это стало единой территорией. Сейчас все происходит в обратном направлении. Иллюзий никаких нет, и делать вид, что все прекрасно, я бы не стал».

Поддержать фестиваль и идею открытого мира просто — тем более что в программе не только театр.

Например, в нынешнем году «Территория» привозит в Москву выставку Йоко Оно «Небо всегда ясное». Выставка расскажет о том, как художница искала ответы на вопросы о смысле искусства и его политической и социальной ангажированности. Можно будет увидеть «Инструкции» — серию работ, которые Оно начала делать еще в шестидесятые.

Выставка «Человек размером с дом» посвящена памяти ушедшего в прошлом году Дмитрия Брусникина. Куратором стала соавтор Брусникина, художник Ксения Перетрухина, умеющая особенным образом работать с пазлами-мелочами, из которых складывается наша жизнь. «Человек размером с дом» — это мечты, проекты и биография Дмитрия Брусникина, чьей улыбки и чьего присутствия так не хватает на новых премьерах его Мастерской, одной из самых успешных и громких молодых трупп Москвы.

Дотянется в этом году «Территория» и до кинотеатров. А все из-за «внезапно» возникшей любви москвичей к австралийцу Саймону Стоуну. «Стоуномания» — это показы на большом экране лондонской «Йермы» и парижской «Травиаты» Стоуна. Я вовсю готовлюсь рассказывать про лондонскую «Йерму» в ЦДК — там и встретимся.

Сайгон

10/10, 11/10

Режиссер Каролин Нгуен

Компания Les Hommes Approximatifs (Франция) на сцене РАМТа

 079_rusrep_19-8.jpg

Российская премьера спектакля молодого режиссера и драматурга вьетнамского происхождения из Франции станет открытием осенней части программы фестиваля «Территория» в этом году.

Герои постановки — вьетнамские эмигранты в Париже, которые приходят в ресторанчик «Сайгон» говорить по-вьетнамски и петь песни о любви. Два мира — Вьетнам и Франция, прошлое и настоящее, мечты и действительность встречаются в спектакле, основу которого составили автобиографические сюжеты и материалы исследования, проведенного режиссером вместе с командой спектакля. Драма эмиграции, ностальгия по дому и невозможность возвращения — истории, звучащие в «Сайгоне», нельзя рассказывать без слез. За последние два года спектакль исколесил всю Европу, переезжая с фестиваля на фестиваль.

Медея

16/10, 17/10

Режиссер Саймон Стоун

Internationaal Theater Amsterdam (Нидерланды) на сцене «Театриума на Серпуховке»

 079_rusrep_19-6.jpg

Австралиец Саймон Стоун — главный любимец европейского зрителя, которому без боя сдалась этой весной театральная Москва. Главная «фишка» Стоуна — перенос классических сюжетов в современную и понятную сегодня реальность. Эти переносы Стоун делает поразительно точно. «Медея» Стоуна — это соединение мифа с реальной историей американки Деборы Грин, которая во время тяжелого развода отравила мужа и подожгла собственный дом, где погибли ее дети.

Цинк

23/10, 24/10

Режиссер Эймунтас Някрошюс

Государственный молодежный театр Литвы и театр Meno Fortas на сцене Театра Наций

 079_rusrep_19-4.jpg

Один из своих последних спектаклей Эймунтас Някрошюс поставил на сцене, на которой когда-то начинал. Его «Цинк» по «Цинковым мальчикам» Светланы Алексиевич посвящен эпохе, в которой скрываются корни многих проблем современности.

Някрошюс приглашает зрителя внимательнее вглядеться в прошлое из настоящего, а в центре сюжета спектакля — образ писательницы, которая путешествует по стране и ведет путевые заметки.

Октавия. Трепанация

17/10-19/10

Режиссер Борис Юхананов

Москва, Электротеатр Станиславский

 079_rusrep_19-7.jpg

Опера современного композитора Дмитрия Курляндского — первый опыт копродукции Holland Festival, одного из крупнейших театральных фестивалей мира, и российского театра. Премьера оперы, в которой на сцене можно увидеть огромную голову Ленина в разрезе, наделала много шума на Holland Festival в июне 2017 года. Играли «Октавию» тогда на сцене Muziekgebouw, крупнейшей в Европе площадки для исполнения современной музыки. Теперь опера пропишется в Электротеатре Станиславский — для этого создана специальная версия постановки. Либретто «Октавии» основано на эссе Льва Троцкого о Ленине и фрагментах приписываемой Сенеке пьесы о римском императоре Нероне.

У партнеров

    Реклама