193 кейса счастливой жизни

Среда обитания
Москва, 09.12.2019
«Русский репортер» №23 (488)
Гильдия межэтнической журналистики объединяет в 47 регионах журналистов, которые занимаются освещением межнациональных и этноконфессиональных отношений. По их инициативе с 2008 года проходит ежегодный Всероссийский конкурс «СМИротворец». 25 ноября в Москве объявили победителей нынешнего года. «Русский репортер» поговорил с президентом Гильдии Маргаритой Лянге о проблемах, которые решает премия и о национальном вопросе в России

из личного архива Маргариты Лянге

Какие материалы этого года вы бы могли назвать прорывными?

Всегда интересно наблюдать за тем, как появляются новые форматы. Вот, например, комиксы начали делать, этнические реалити-шоу. В этом году мы открыли номинацию «блоги» — благодаря этому узнали, что у нас огромное количество языковых активистов в стране. Один из победителей этой номинации, молодой казах Айвар Азаматов, снимает свою бабушку с присказками, чтобы популяризировать казахский язык. И у его проекта есть аудитория — более того, парень умудрился монетизировать эту историю! У некоторых наших министерств есть проблемы с финансированием, с изданием учебников. А у Айвара нет проблем, он разговорники выпускает, их покупают. Это как будто две параллельные жизни: жизнь государства и национальных активистов. Но это же неправильно. Они должны быть вместе.

Как вы с этим боретесь?

Разными способами стараемся всех подружить. Например, после «СМИротворца» мы всегда рассылаем «письма радости» руководителям регионов, говорим: «Cмотрите, у вас классные талантливые журналисты, при распределении субсидий, пожалуйста, обратите на них внимание».

Нам важно, чтобы люди перестали говорить: «У нас все плохо, мы никакие». Это неправда. Если бы все было так, у нас не было бы такой огромной территории, такого разнообразия. Мы, жители России, крутые и интересные. «СМИротворец», рассказывая о людях, вносит свой маленький вклад в эмоциональное здоровье общества, которое подорвано. У нас общество ведет себя как неврастеник. Это опасно, нас можно раскачать, дестабилизировать очень быстро.

Почему вы занимаетесь межэтнической журналистикой?

Прежде всего, это дико интересно! И потом, сейчас заниматься в СМИ общественно-политической тематикой довольно сложно: стало много пропаганды, каждому изданию кто-то диктует свои правила. Я давно в профессии, к тому же из журналистской семьи — если сложить стаж каждого, получится, мы в журналистике 103 года отработали! Межэтническая журналистика — та ниша, где можно приносить пользу, профессионально сохраниться, не идя на сделку с совестью.

К тому же это настоящая «золотая жила» с точки зрения тем, идей и смыслов. Пока недооцененная большинством федеральных СМИ. С последней оценкой, как выяснилось 29 ноября на Совете по межнациональным отношениям при Президенте страны, согласен и глава нашего государства.

Зачем народная культура и популяризация малочисленных этносов нужны современному человеку?

Что такое 193 народа в России? На самом деле это 193 кейса прекрасной, долгой, счастливой жизни. Мы все хотим быть счастливыми — а инструкция где? Инструкция в народной культуре, если правильно ее понимать.

Национальный вопрос долгое время был этаким Воландемортом из «Гарри Поттера» — тем, что нельзя называть. А ведь первая строчка российской Конституции гласит: «Мы, многонациональный народ…» Так почему мы должны об этой многонациональности молчать?

У нашей страны уникальный многовековой опыт добрососедской жизни разных народов. У нас никогда не было межрелигиозных войн и этнических чисток. Да, у нас, к сожалению, был факт депортации народов, но никогда не было геноцида по национальному принципу. И я не понимаю, почему мы должны равняться на страны, у которых не все так хорошо с национальной политикой и нет такого очевидно позитивного результата, как у нас.

Журналистский конкурс — всегда субъективная история. Как с этим обстоят дела у «СМИротворца»?

Мы старались уйти от корпоративной связки: «Я тебя знаю, ты мне нравишься, я дам тебе приз». У нашего конкурса несколько фильтров независимой оценки работ. Сначала работы смотрят коллеги из различных СМИ, которые вообще не знают ни этот регион, ни этих журналистов. Потом окружное жюри: только половина своих из этого региона, остальные — с другого конца страны, СМИротворцы прошлых лет. Всего конкурс состоит из двух этапов: окружного и федерального.

Самая большая награда для меня — когда после очередного «СМИротворца» проходит какое-то время и мне говорят: «Были на конкурсе, посмотрели на коллег, вдохновились и запустили что-то свое, новое».

В этом году на награждении выступали музыкальные коллективы, которые в своем творчестве объединяют фольклор с современной музыкой. Какое значение это имеет для вашей премии?

Первые десять лет мы приглашали на «СМИротворец» академические коллективы: хор Пятницкого, «Кабардинку», «Кантеле» и другие. Потому что в середине нулевых я заметила, что они гастролируют только за рубежом. Получается, что наша культура нам же и недоступна! И в концертной программе на награждении победителей мы решили показать, как это красиво. Оказалось, что для многих коллективов это было чуть не первое выступление в Москве за последние годы. А победители конкурса и зрители каждый раз удивлялись: «Они что, еще живы?!». Сейчас, отчасти не без нашей помощи, в обществе вновь возник интерес к этим коллективам — у них теперь все прекрасно с гастролями не только за рубежом, но и по нашей стране. В этом году мы сделали акцент на творческие группы, которые соединяют современную музыку с фольклором. Нам же важно, чтобы наша традиционная культура была тем, чем мы каждый день пользуемся, а не музейным экспонатом, на который приходят только посмотреть.

«СМИротворец-2019»

В этом году экспертный совет конкурса рассмотрел 9753 работы из 1048 СМИ. Победителей 41: обладателями наград премии стали 37 средств массовой информации, три блогера и одна студентка вуза. Конкурс проводится каждый год, в этом году он стал одиннадцатым по счету. В качестве организаторов выступает не только Гильдия межэтнической журналистики, но и Федеральное агентство по делам национальностей. Традиционно участников конкурса разделяют на две группы: в одну входят федеральные и региональные, в другую — этнические и локальные СМИ. Победителей определяют по пяти основным категориям: «Печать», «Телевидение», «Интернет», «Радио», «Родные языки». Также называют лучших в трех специальных номинациях: «Детские и молодежные СМИ», «Поколение мультимедиа» и «Блоги».

Новости партнеров

«Русский репортер»
№23 (488) 9 декабря 2019
Итоги десятилетия и поколение двадцатилетних
Содержание:
От редактора
Краудфандинг
Фотополигон
Реклама