Музыка

Афиша
Москва, 09.12.2019
«Русский репортер» №23 (488)

Узнай, где у него кнопка

Наталья Зайцева, музыкальный обозреватель «РР»

Сначала думаешь: еще одна неаккуратная подростковая музыка с прикольным текстом («Я никогда не буду работать / Ни за что не окунусь в эту пропасть»), потом замечаешь, что девочка поет о любви к девочкам, да еще и от лица мальчика — о’кей, гендерная проблематика. Затем понимаешь, что поет мальчик. Вау.

Первое слепое прослушивание дает итог: мерцающий гендер певца — класс! Выдуманный среднеазиатский акцент и текст как будто не от носителя языка — уже было у Антохи МС. Пианино — свободное владение инструментом, класс! Вырожденческий текст как будто контрастирует с умной музыкой — занятно. Значит, ирония. И вот уже «алые губки» и «щека на щеку» и вызывают не омерзение, а криндж. Неловкость, любопытство. Фразы типа «много мальчиков смотрело на твое каре по шею» врезаются в память — как будто для того, чтобы при случае указать автору, что так не говорят. С другой стороны, как можно что-то указывать автору, придумавшему такой неуловимый рассинхрон вокала и аккомпанемента в песне «Щека на щеку»? Это же топ. Когда видишь в программе у Урганта, что песню играет и поет один человек, а еще на этом человеке офигенный дачный свитер из 1990-х, — все, сердечко в плену.

Фокус со временем, который проделывает 21-летний выпускник консерватории Эдуард Шарлот в своих песнях, он осуществляет и в своем образе. В клипе с примеркой модной одежды мы видим андрогинного юношу, который выглядит ровно на 2020. Начинаем искать его твиттер с откровениями о гендерной небинарности и нестандартной сексуальности и находим — что? Спонтанный акустический концерт в гримерке, где Дима Билан и еще толпа сорокалетних поп-исполнителей воздают хвалу юному Шарлоту, аж кричат, подпевая. А он так кокетливо и смущенно смотрит в камеру.

Во всех клипах и интервью Эдуард Шарлот заявляет о своей любви к девушкам — как-то даже слишком нарочито. В интервью на радио «Энерджи» он говорит, что в школе его не били — он сам дрался и нападал первым. Мальчик из будущего на этом моменте как будто немного отступает в прошлое — то самое, в котором пели ШурА и Борис Моисеев. В комментариях на YouTube певца, кстати, сравнивают с Электроником: он такой же кудрявый. У Электроника в фильме все искали его «кнопку» — пытались выяснить, как он «управляется» — и не нашли.

И у Шарлота не найдем, потому что сам артист считает: музыка существует не для транслирования какой-то позиции, а просто так. Поэтому и тексты сочиняет случайно — просто переводит звуки, которые напевает на псевдоанглийском, в слова. И все-таки the medium is the message. В случае с Шарлотом это заявление об инаковости, пусть даже к ней нет никакого комментария.

King Krule

Hey World!

 077_rusrep_23-2.jpg

Подросший британский вундеркинд Арчи Маршалл выпустил четыре новые песни — но не в формате альбома, а в виде фильма. Акустические версии, исполненные на фоне индустриальных и просто пейзажей, — это все тот же King Krule: джазовые гармонии, пульсирующая гитара, печальные слова, сексуальный баритон. Фильм сняла девушка Арчи, недавно родившая 25-летнему музыканту дочь.

Arthur Russel

Iowa Dream

 

 077_rusrep_23-1.jpg

Посмертный альбом песен композитора Артура Рассела, который умер почти тридцать лет назад, но интерес к нему — современное явление. Рассел был представителем интеллектуальных 1970-х, сочинял очень разную музыку, но известен своими экспериментами с виолончелью. На Iowa Dream — никакой виолончели. Это демопесни в духе других песенных альбомов Рассела. Повседневный английский, простые на первый взгляд мелодии, трогательная непретенциозность умного сочинителя.

MC Сенечка

1989

 077_rusrep_23-4.jpg

Русского хип-хопа не должно существовать, но есть исключения. MC Сенечка даже именем похож на Антоху MC — обоих отличает легкое остранение от жанра, достигаемое разными способами. Антоха уходит в комическое, а Сенечка — в ностальгическое: он играет брейкбит и даже голосом напоминает молодого Децла. В общем, погружаемся в 1990-е.

Coldplay

Everyday Life

 077_rusrep_23-3.jpg

Лучшая концертная группа планеты объявила, что не поедет в мировой тур, чтобы не вредить этой самой планете, — и выпустила альбом, который не заставляет сильно грустить об этом решении. Пока музыканты будут думать, как сделать свои путешествия менее опасными для природы, попытаемся расслушать новые песни Coldplay. Они предсказуемые, на первый взгляд, но, возможно, таят гениальность в своей простоте; например, Trouble in Town и Daddy — тихие и довольно обаятельные.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №23 (488) 9 декабря 2019
    Итоги десятилетия и поколение двадцатилетних
    Содержание:
    От редактора
    Краудфандинг
    Фотополигон
    Реклама