7 вопросов Леониду Ольшанскому, защитнику автомобилистов

Интервью
Москва, 10.02.2020
«Русский репортер» №2 (490)
Если в 2021 году вступит в силу проект нового Кодекса об административных правонарушениях, опубликованный на днях Минюстом, это серьезно осложнит жизнь автомобилистам. Суммы штрафов вырастут в несколько раз, к старым прибавятся новые и к тому же будет введена накопительная система — водитель потеряет права, если допустит три грубых нарушения за год. Эту ситуацию для «РР» комментирует вице-председатель Движения автомобилистов России, почетный адвокат России Леонид Ольшанский

из личного архива Леонида Ольшанского

1. Если сравнить с другими странами, у нас штрафы больше или меньше?

Сравнение с другими странами некорректно, потому что там совершенно другие зарплаты. По мнению криминологов, социологов и психологов, штрафы и иные санкции должны быть привязаны к зарплатам. Пусть где-то в Англии, Франции или Италии штраф две тысячи долларов — но там и зарплата несколько тысяч. Мы семимильными шагами догоняем эти страны по размеру штрафов, хотя зарплата отстает. Поэтому при простом сравнении с другими странами нельзя получить объективную оценку фактов.

2. Зачем в принципе вводить новые штрафы и повышать старые?

Каждая служба, каждая структура тяготеет к концентрации рычагов власти. Ни в одно управление МВД люди так часто не обращаются, как в ГАИ! У нас в стране только частных машин и частных водителей 50 миллионов. Поэтому повышение штрафов — это, первое, концентрация рычагов власти. Второе — всех обвинять нельзя, но кое-кто использует это для шантажа и вымогательства. И третье — это используется для пополнения региональных бюджетов.

3. Кстати, а куда идут деньги, полученные от штрафов на дорогах, и сколько денег собирается?

Я знаю, что собираются миллиарды, и некоторые губернаторы не скрываясь говорят: штрафы плюс платные парковки — это важнейшие статьи пополнения регионального бюджета.

4. Cделает ли это движение на дорогах безопаснее?

Это никак не делает дорожное движение безопасным. Ответственность водителей — сложный психологический вопрос. Если Мэрилин Монро меня ждет у памятника Пушкину, и у нас свидание, и я знаю, чем оно закончится, а у меня на заднем сидении лежит миллион алых роз, я буду думать о том, чтобы не опоздать и чтобы ее снегом не занесло, поэтому мне будет безразлично, что здесь знак, допустим, сорок километров в час — я буду ехать сто сорок! На безопасность влияют тысячи факторов: освещенность трассы, лед покололи, поругался на работе и так далее. А усиление санкций — только один из них.

5. Что нового появится в системе штрафов и что такое накопительная система нарушений?

Нельзя говорить, что нового появится в системе штрафов. Надо говорить: какие же драконовские санкции уготовили авторы законопроекта? Потому что штраф — это один из десяти видов санкций, а более серьезная санкция — лишение права управления. История с накопительной системой более серьезна и более антиконституционна, чем может показаться на первый взгляд. При советской власти существовали печально известные талоны предупреждения. Инспектор колол дырки. Три дырки — лишение. Поэтому давали взятки, чтобы не колоть.

Как только Горбачев пришел к власти, как только началась перестройка, перед страной поставили три задачи: парламентская реформа, судебная реформа и — отмена талонов предупреждений, накопительного принципа. Отменили в 1989 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР. Но уже в 1992-м стараниями тогдашнего начальника ГАИ России это вернулось в форме балльной системы: не пристегнулся ремнем — один балл, превысил скорость — три балла. Набрал 15 баллов в течение года — лишение прав на срок год-полтора. И чтобы не лишили прав, водители часто давали взятки. В 1997 году депутаты Госдумы пришли к выводу — я участвовал в этих боях! — что балльная система учета нарушает важнейший принцип Конституции: за одно деяние дважды не наказывают. Сначала водитель платит штраф, а затем по совокупности этих штрафов его наказывают лишением прав. Самая взяточная статья — это накопительный принцип, балльная система. Но меры, которые сегодня предлагаются, еще более драконовские. Раньше было 15 баллов, а теперь три деяния в течение года — и лишение прав. Более чем на год!

6. Вы как-то будете с этим бороться?

Обязательно. Движение автомобилистов России будет бороться. Вот сейчас вы меня застали в дверях, я опаздываю в Государственную Думу, уже подготовлены предложения, что в таком виде кодекс принимать нельзя.

7. Так как теперь ездить, чтобы не потерять права?

Не попадаться!

Как вырастут штрафы

Превышение скорости на 20–40 км/ч 500 руб. 3000 руб.

Превышение скорости на 40–60 км/ч 1000 руб. 4000 руб.

Превышение на 60 км/ч и более 2000–2500руб. 5000 руб. или лишение прав на срок до 6 месяцев

Повторное превышение болеечем на 40–60 км/ч 2000 руб. 10 000 руб. или лишение прав на срок 1 год

Невыполнение требования инспектора об остановке до 800 руб. 40 000 руб.или лишение прав на срок до 3 лет

Повторная езда с тонировкойна передних стеклах 500 руб. 3000 руб.

Вождение в нетрезвом состоянии 30 000 руб. 40 000 руб.+ лишение прав на срок до 2 лет+ лишение прав на срок до 3 лет

Новые штрафы

Опасное вождение 5000 руб.

Три грубых нарушения за год

Лишение прав на срок 1,5 года

Новости партнеров

«Русский репортер»
№2 (490) 10 февраля 2020
Битва за Грозный: 20 лет спустя
Содержание:
От редактора
Фотография
Краудфандинг
Фотополигон
Реклама