Музыка

Афиша
Москва, 10.02.2020
«Русский репортер» №2 (490)

Коммерческий хардкор

Наталья Зайцева, музыкальный обозреватель «РР»

Лет восемь назад движем назывались подпольные хардкор-концерты, антифа-митинги, акции для бездомных «еда вместо бомб» и прочие протестные занятия панков.

Сегодня движ — это самоорганизованные автобусные туры фанатов Макса Коржа. Они, эти фанаты, за один день купили 10 000 билетов на концерт Коржа в Петербурге. В ноябре — на сентябрьский концерт. Говорят, это абсолютный рекорд для русскоязычного исполнителя.

На видео с концертов Коржа (отлично снятых и качественно смонтированных) многотысячная толпа слэмится, зажигает файеры, разворачивает плакаты «Сибирский движ», «Движ Казань». Посетители концертов выглядят как футбольные фанаты или как панки из 2012 года (поясные сумки через плечо, спортивная одежда). В памятке «как вести себя на концерте Макса Коржа», найденной ВКонтакте, написано: важно быть как одна семья, поднимать тех, кто упал, и отводить в сторону; не лезть в центр круга; следить за разводящими — они знают, что делать; девушкам — заплетать волосы, чтобы не мешали.

Кто бы знал, что принципиально подпольная и изначально политизированная хардкор-эстетика в России разгонит себя до таких масштабов!

Когда Макс Корж появился в 2012-м, он был обычным попсовым рэпером из Беларуси. Чуть подмешивал дабстеп к блатным аккордам. Пел о несчастной любви и загубленном дипломе. Он и сейчас играет популярный хип-хоп. В текстах Макса Коржа нет ничего политического, в отличие от его коллеги и земляка Сергея Михалка, например.

Может быть, эта подчеркнутая аполитичность и простое кредо, умещающееся в название старого альбома «Жить в кайф», и принесло Коржу стадионы?

Теперь спортивные парни на его концертах разворачивают украинские, белорусские и российские флаги, имея в виду дружбу народов и общие ценности. Какие — не уверена, но похоже, что панковские. И, кажется, Макс Корж — первый русскоязычный исполнитель, внедривший хардкор-эстетику в по-настоящему массовую культуру.

Во всяком случае сингл «Разнесем» фиксирует именно этот этап развития движа (что бы ни значило это слово). Песня-кричалка смонтирована из хора фанатов и тихого соло исполнителя. В тексте можно усмотреть сюжет: люди из разных городов приезжают в Москву и собираются разнести если не город, то хотя бы стадион. Смысл удерживается на грани развлечения и протеста. Но транслирует песня очень простую мысль. Я бы даже сказала, чувство: нас много, мы вместе.

SQÜRL

Some Music for Robby Müller

 077_rusrep_02-1.jpg

Музыкальная группа режиссера Джима Джармуша выпустила альбом — посвящение великому нидерландскому оператору Робби Мюллеру, снявшему «Мертвеца», «Париж, Техас» и «Рассекая волны». Также это саундтрек к артхаусному документальному фильму-эссе о Мюллере, который сделала Клер Пийман (Living the Light, 2018). Если вы любите джармушевский подход к музыке — с неземным звучанием реверберированных гитар, то этот грустный и полный света альбом станет для вас находкой.

Тима Белорусских

Моя кассета — твой первый диск

 077_rusrep_02-3.jpg

Было бы неправильно проигнорировать новый альбом любимого исполнителя российских подростков, но и сказать о нем особенно нечего. Таких шедевров, как «Мокрые кроссы» и «Незабудка», здесь нет, но «Одуванчик» несомненно будет звучать этой весной из каждого утюга. Удивительно, как то, что для Ляписа Трубецкого было приколом, для Тимы Белорусских стало бизнесом, — а стоило лишь добавить дискотечных скоростей.

АИГЕЛ feat. Женя Борзых, Катя Павлова

Броманс (Толя Яйцев cover)

 077_rusrep_02-2.jpg

Коллаборация месяца: три главные инди-дивы — Айгель Гайсина («АИГЕЛ»), Катя Павлова («Обе две») и Женя Борзых («СБПЧ») — объединились, чтобы записать кавер на никому не известную песню. Песня называется «Броманс», и написал ее поэт Толя Яйцев для своего брата; оригинал можно послушать на YouTube, и он более панковский из-за атональности исполнения — жаль, что в кавере передать это не удалось. Зато клип на песню сняли хтонический и свободный. В целом получился довольно отлетевший такой релиз на грани современного искусства и поп-музыки.

Гречка

Из доброго в злое

 077_rusrep_02-4.jpg

Голосистый ребенок дворовой музыки, обиженный злой певицей Земфирой год назад, снова в строю. Певица Гречка, на которую возлагались такого же масштаба надежды, как на Монеточку, наконец записала полноценный громкий альбом. По качеству мелодий и текстов он довольно монотонный и неяркий, но оригинальная манера пения и мощные аранжировки изрядно украшают эту работу. Песня «Русская тоска» — вообще настоящий манифест против русской тоски и русских взрослых.

Новости партнеров

«Русский репортер»
№2 (490) 10 февраля 2020
Битва за Грозный: 20 лет спустя
Содержание:
От редактора
Фотография
Краудфандинг
Фотополигон
Реклама