Фильмы

Афиша
Москва, 23.03.2020
«Русский репортер» №4 (492)

Я не поеду на войну

Дмитрий Карпюк, кинообозреватель «РР»

Начало 40-х годов. Австрийский крестьянин Франц Еггерштеттер (Аугуст Диль) с женой Фанни (Валери Пахнер) и детьми жили в маленькой альпийской деревушке, среди живописных лугов и заснеженных вершин. Когда пришла повестка в армию, Франц отказался идти воевать за Гитлера, несмотря на все уговоры и оскорбления односельчан. Вскоре он был осужден за измену и казнен. 

Получивший в Каннах два приза фильм Малика можно назвать его самой зрительской картиной за последние 10 лет. После закадровых патетических глоссолалий «Рыцаря кубков» и «От песни к песне» он вернулся к осмысленным диалогам, хотя внутренние монологи героев режиссера по-прежнему интересуют больше — так уж повелось со времен «Тонкой красной нити». Как и несколько расточительное использование актерского состава — сыгравшие тут свои последние роли Микаэль Нюквист и Бруно Ганц не занимают много экранного времени, а Франц Роговски и Маттиас Шонартс и вовсе мелькают где-то на сюжетной периферии. Но все же самое интересное, что тут есть, — герой во всех смыслах этого слова. Молчание Диля красноречивее тысячи слов, и камера Йорга Видмера, который сменил Любецки, но работал на многих картинах режиссера и остался верен его стилю съемки, часто замирает на лице актера и дает зрителю прочувствовать персонажа, который фактически положил свою жизнь за отказ подписать никчемный кусок бумаги. Его стоицизм, твердость его веры, добровольно принятая и никем не замеченная смерть делают его современным мучеником. Для Франца Еггерштеттера не так важно, заметили ли его поступок люди или некая божественная сущность — верность себе, отказ от подлости оказываются важнее жизни и даже оставленной им семьи. Наверное, сейчас его поступок может вызвать непонимание, недоумение и даже раздражение — но и уважение, безусловно, тоже. Малик и раньше не раз обращался к Богу через мысли своих персонажей, но это, пожалуй, самый религиозный его фильм. Новых поклонников он ему точно не принесет, старые не будут обижены, а те, кому несколько надоел самопародийный стиль режиссера последних лет, смогут перевести дух — в свои 76 лет мастер взялся за простую историю обыкновенного святого и рассказал ее так, что хотелось дослушать до самого конца.

БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ 

 078_rusrep_04-1.jpg

Режиссер Хлинюр Палмасон 

Ингимундур (Ингвар Эггерт Сигюрдс сон), недавно овдовевший шеф полиции маленького исландского городка, немногословный старик, искренне любящий своих лошадей и внучку Салку (дочь режиссера Ида), роется в вещах жены и выясняет, что она была ему неверна. А затем берется за ружье. Неспешная и скорбная исландская драма с обилием красивых кадров, просящихся на скриншоты, неумолимо затягивает нас в Чистилище вслед за обреченным персонажем, отдаленно похожим на протагонистов Пола Шредера. Бывший видеохудожник Палмасон («Зимние братья») в своем втором фильме вновь разрушает жизнь главного героя и не избегает аллюзий — финал явно отсылает к стихотворению Гете «Лесной царь».

ПИНОККИО

 078_rusrep_04-2.jpg

Режиссер Маттео Гарроне 

Знакомая всем с детства история Карло Коллоди про приключения деревянного мальчика в руках Маттео Гарроне превратилась в жутковатую сюрреалистическую сказку в духе Терри Гиллиама, где нищета, голод и несправедливость — ничуть не меньшие враги, чем прощелыги Кот и Лис и хозяин кукольного театра Манджафуоко, на лицо свирепый, но добрый внутри. Режиссер уже обращался к волшебному жанру в «Страшных сказках», но здесь демонстрирует настоящее мастерство и полет фантазии, при этом нигде не отступая от текста первоисточника.

АФЕРА В МАЙАМИ 

 078_rusrep_04-3.jpg

Режиссер Оливье Ассайас 

В основе шпионского триллера Ассайаса реальная история пяти кубинских политзаключенных, попавших в американскую тюрьму в конце 90-х годов по обвинению в шпионаже и убийстве. Пока главный герой, летчик Рене (Эдгар Рамирес), борется с режимом Кастро, в сюжет вводятся все новые персонажи (Гаэль Гарсия Берналь, Ана де Армас), а на экране появляются снятые с воздуха умопомрачительные виды (режиссеру разрешили снимать на Кубе).

ПОБЕГ ИЗ ПРЕТОРИИ

 078_rusrep_04-4.jpg

Режиссер Фрэнсис Аннан

ЮАР 70-х годов. Тим (Дэниел Рэдклифф) и Стивен (Даниэль Уэббер), два интеллигентных борца с апартеидом из партии АНК, взрывают несколько бомб с листовками, призывающими к свержению режима, и тут же попадаются. Судья приговаривает друзей к солидным срокам заключения, 12 и 8 лет соответственно. В тюрьме они решаются на побег, для чего Тиму приходится освоить ремесло столяра — оказывается, любой замок можно открыть и деревянным ключом. 

Новости партнеров

«Русский репортер»
№4 (492) 23 марта 2020
COVID-19
Содержание:
Особенности русского карантина

Как меняется быт и образ жизни в России в условиях пандемии коронавируса, какие из новых привычек новые, а какие хорошо забытые старые, исследует спецкор «РР» Игорь Найденов

От редактора
Фотография
Краудфандинг
Фоторепортаж
Фотополигон
Реклама