«Пандемия научила нас ценить жизнь и собственное здоровье»

Актуально
Москва, 18.06.2020
Людмила Полонская (Письман)
«Русский репортер» №4 (492)
О краеугольных камнях сегодняшнего дня, о политике КСО в регионах присутствия компании, о грантовых конкурсах для НКО и малого бизнеса в местных сообществах и о многом другом – в интервью с Ольгой МИРОНОВОЙ, руководителем направления по корпоративной социальной ответственности АО «Объединенная металлургическая компания».

В период эпидемии COVID-19 в приоритете – поддержка уязвимых групп населения, помощь учреждениям здравоохранения и забота о здоровье сотрудников

Ольга, забота о сотрудниках – задача номер один в это тяжелое время. Какие меры вы принимаете для их защиты, безопасности?

ОМК относится к системообразующим предприятиям, основные производства работают. На предприятиях реализуется комплекс всех установленных нормами защитных мер для предотвращения распространения коронавирусной инфекции.

Во время пандемии мы вернулись к одной из основных потребностей по пирамиде Маслоу – это потребность безопасности, хотя она всегда играла большую роль. Главной задачей для социальной поддержки сотрудников мы видим обеспечение стабильной работы предприятий, сохранение здоровья людей и хорошего морального климата в коллективах. Для этого практически весь административный персонал переведён на удалённую работу. В мае более 4 тыс. человек перешли на дистанционную работу, это около 85% сотрудников ОМК (в компании сегодня – более 35 тыс. сотрудников на 7 предприятиях). Московский офис еще зимой уже частично перешёл на удаленную работу в качестве эксперимента, поэтому мы уже во многом были готовы к такому режиму.

Все сотрудники на заводах обеспечены средствами защиты. Для соблюдения социальной дистанции в компании изменили графики производств, столовых, транспорта, создали центр оперативного реагирования. Чтобы быстро отвечать на все потребности коллектива регулярно организуются прямые линии с председателем правления. Это помогает сотрудникам понимать ситуацию, оперативно онлайн решать важные вопросы.

Какие средства и на что выделены в связи с пандемией? Как формируются и поступают запросы на помощь?

ОМК направила 150 млн рублей, чтобы помочь жителям регионов, где расположены предприятия. Основные направления работы – поддержка учреждений здравоохранения, организаций третьего сектора, социальных предпринимателей и волонтеров, приобретение продуктов для тех, кто вынужден находиться дома, потерял работу, словом – попал в трудную ситуацию в связи с пандемией COVID-19.

Две трети этой суммы ОМК направила на меры поддержки в Нижегородской области, здесь находится крупнейшее предприятие – Выксунский металлургический завод с более чем 13 тыс. сотрудников. Запросы на помощь поступают от Минздрава области, для врачей и пациентов самое необходимое – это средства индивидуальной защиты и аппараты, обеспечивающие кислород. Компания ищет поставщиков, согласовывает с Минздравом наименования и характеристики закупаемых средств, передает их тем лечебным учреждениям области, которые укажет министерство и которые имеют наиболее острую нужду в помощи.

Для медицинских учреждений компания закупила 55 аппаратов ИВЛ разных моделей и около 1,2 млн единиц средств индивидуальной защиты. Также средства ОМК пошли на ремонт и дооснащение кислородным оборудованием инфекционных отделений двух центральных районных больниц, на тестирование жителей города Выксы на коронавирус. Помощь продолжается.

ОМК помогла приобрести технику для медицинских учреждений Белгородской области и Челябинска, где у компании также есть заводы, оказала помощь медицинским учреждениям Центрального федерального округа. На эти цели направлено около 10 млн руб.

Участники наших грантовых конкурсов перепрофилировали свою работу и занялись изготовлением средств индивидуальной защиты. Благотворительный фонд «ОМК-Участие», учредителями которого являются руководители ОМК, реализует ряд проектов, направленных на помощь жителям Выксы. Среди системных программ фонда – поддержка детей с инвалидностью или оставшихся без попечения родителей, формирование инклюзивной среды, культурные проекты.

Продолжится ли ваша помощь медицинским учреждениям и местному населению во время пандемии коронавируса? Как она будет меняться вместе с эпидемиологической обстановкой?

Сейчас очень важно действовать всем вместе. Помогать врачам выполнять свой долг с меньшим риском для здоровья, поддерживать людей на самоизоляции. ОМК следит за ситуацией в регионах, где находятся предприятия компании, чтобы инициировать дополнительные программы гуманитарной помощи там, где возникнет такая необходимость. Я считаю, что пандемия научила нас больше ценить жизнь и собственное здоровье. Мы решили передислоцироваться в онлайн, где это возможно, отказаться от массовых мероприятий, на время отставить яркие события и развлечения и перейти к более социальной, адресной помощи, поддержке уязвимых групп населения.

Как изменилось во время пандемии корпоративное волонтёрство? 

В этом году мы поддержали 47 волонтерских инициатив в рамках конкурса «ОМК-Партнерство». Они направлены на гуманитарную помощь социально уязвимым группам населения, пострадавшим от пандемии коронавируса, в том числе людям с ограниченными возможностями здоровья, ветеранам Великой Отечественной войны и малообеспеченным семьям, бездомным. Большое внимание в своих инициативах участники уделили работе с детьми, поддержке молодёжи, экологии.

Выкса – это сейчас единственный из наших городов, в котором объявлен карантин в связи с коронавирусом. Фонд «ОМК-Участие» мгновенно отреагировал на ситуацию в Выксе и начал помогать одиноким, пожилым и маломобильным людям, многодетным и малообеспеченным семьям. Фонд закупает продукты, а волонтеры – это выксунцы, среди которых и молодежь, и сотрудники завода. Так в местных сообществах формируются горизонтальные связи. Помощь Фонд оказывает в партнерстве с местной администрацией, Выксунской епархией и городским штабом волонтеров в рамках всероссийской акции взаимопомощи #МыВместе Общероссийского народного фронта. За полтора месяца фонд закупил, а волонтеры передали 3000 продуктовых наборов тем, кто попал в трудную ситуацию, в том числе семьям с детьми от 16 до 18 лет, которые не подпадают ни под одну государственную программу поддержки, а также людям, потерявшим работу и оставшимся без источника дохода. Количество благополучателей достигло 7000 человек.

Благотворительный фонд «ОМК-Участие» открыл 20 апреля специальный счет для пожертвований. Почти за месяц сумма денежных поступлений превысила 1 млн рублей. Эти средства и пожертвования учредителей фонда направляются на гуманитарную помощь пострадавшим от эпидемии коронавируса.

Еще можно привести в пример инициативу волонтеров Альметьевского трубного завода. Они были в числе первых, кто проявил заботу о наименее защищенных категориях населения. С начала апреля заводчане развозили гуманитарную помощь тем, кому было сложнее всего в режиме самоизоляции – пожилым людям, детям из семей со сложным материальным положением. Наборы комплектовала администрация города, но обеспечить их доставку она была просто не в состоянии. Силами волонтеров будет проведён ремонт в местной поликлинике поселка Новосинеглазово в Челябинске.

В местных сообществах формируются горизонтальные связи

Как изменилась КСО-стратегия компании в связи с пандемии коронавируса? Что повлияло на эти изменения?

Мы не остановили ни одну системную программу, направленную на развитие местных сообществ. Общая сумма грантового конкурса «ОМК-Партнерство» для НКО и программы для социальных предпринимателей «Начни свое дело» в этом году составляет 18,3 млн руб. Грантовый конкурс «ОМК-Партнерство» мы провели, поддержали НКО и волонтерские проекты, и, как только снимут карантин, все эти проекты начнут реализовываться. Резать бюджет конкурса не стали, потому что это очень важно для поддержки малых городов. Мы также продолжаем поддерживать программу социального предпринимательства, потому что малый бизнес сильно пострадал от пандемии. Обучение по программе «Начни свое дело», которую мы проводим в Нижегородской области, Пермском крае, Башкортостане, в этом году проходило онлайн, грантовые деньги выплатим по окончании периода ограничительных мер.

Социальные предприниматели, НКО и волонтеры, которых поддерживает компания, участники программ ОМК также подключились к борьбе с пандемией. Некоммерческие организации, работающие на средства грантового конкурса «ОМК-Партнерство» в Челябинске, Альметьевске, Выксе и Чусовом, и социальные предприниматели Чусового, Благовещенска и Выксы в рамках программы ОМК «Начни свое дело» перепрофилировали свою работу и занялись изготовлением средств индивидуальной защиты, которые во многих городах стали дефицитными, запустили различные онлайн-программы. Таковы были будни швейного цеха в Чусовом, которым руководит социальный предприниматель и победитель программы «Начни свое дело» Ирина Сердитых. В период наибольшего дефицита СИЗов предприниматель успешно объединилась с Чусовской швейной фабрикой. Предприятия совместно изготавливали до 10 000 масок в сутки. В итоге общими усилиями они произвели более 400 000 масок, обеспечив ими не только рядовых жителей, сотрудников Чусовского металлургического завода, но и социальных объектов города.

Эстафету подхватили и другие социальные предприниматели. Социальное предприятие «Фотон» теперь делает лазером трехмерные защитные щитки для лиц, «Мастерская полезных вещей Mir3d», изготавливающая изделия из пластика для людей с инвалидностью, теперь производит респираторы на 3D-принтере. В Выксе производством масок занялись участники проекта по изготовлению сувенирной продукции «Подсолнух», который работает под руководством организации молодых инвалидов «Эдельвейс». Организации, обучающие детей, теперь занимаются с ними дистанционно математикой, иностранными языками и другими школьными предметами. Таких примеров можно привести множество. ОМК, поддерживая малый бизнес, в свою очередь получает серьезную поддержку социальных предпринимателей в трудное время.

«Бизнес и Общество» регулярно рассказывает о социальных проектах ОМК. Чем вы сами гордитесь?

Мы крайне признательны вам за информационную поддержку, это действительно важно. ОМК вошла в тройку компаний-лидеров с наилучшими практиками в благотворительной деятельности по итогам рэнкинга конкурса «Лидеры корпоративной благотворительности» 2018 года. Его ежегодно проводят Форум доноров, международная консалтинговая компания PwC и газета «Ведомости». Члены жюри и эксперты оценили последовательность и системность социальной политики ОМК, приверженность высоким стандартам социальной ответственности бизнеса, а также применение инновационных подходов к улучшению социального климата в регионах присутствия. ОМК также была отмечена специальным призом за программу «Мужчины и женщины вместе против насилия в семье» в номинации «Лучшая программа, способствующая обеспечению гендерного равенства».

В 2019 г. программу по социальному предпринимательству «Начни свое дело» признали лучшей практикой регионального этапа «Всероссийского конкурса лучших практик и инициатив социально-экономического развития субъектов Российской Федерации» в номинации «Поддержка бизнеса и развитие экспорта». Программа также вышла в финал Всероссийского конкурса лучших практик и инициатив социально-экономического развития в этой же номинации.

А в 2018 г. ОМК стала первой компанией, которая дважды подряд была признана лауреатом премии «Импульс добра» Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» в номинации «Лучшая корпоративная программа по развитию социального предпринимательства».

<blockquote>

Особая гордость – это преемственность и связь между программами, между грантовым конкурсом, корпоративным добровольчеством и социальным предпринимательством. На наших глазах выстраиваются горизонтальные связи, местные сообщества, люди их формируют сами в регионах присутствия.

</blockquote>

Вот Чусовой – там развивается внутренний туризм, малый бизнес помогает наладить сбыт друг другу. Например, сплав по реке Чусовая от проекта развития туризма «Синяя птица» планируется с заездом в форелевую экоферму супругов Юрловых, с покупкой сувениров из войлочной мастерской «Неваляшка» и так далее… Все эти проекты поддержаны нами, участвовали в наших конкурсах, программах. И сейчас, когда бизнесу нелегко, те же социальные предприниматели и волонтеры оперативно работают на его устойчивость. Выстраивается инфраструктура, где все друг другу полезны, укрепляются связи между различными стейкхолдерами компании – как в подводной лодке с многими сообщающимися отсеками. Это и есть концепция устойчивого развития в действии.

В области культуры – это известный, уже не только в регионе, но и в России, фестиваль Арт-Овраг, который в этом году отмечает 10-летие. Его ОМК проводит в партнерстве с Фондом «ОМК-Участие», который является инициатором и идейным вдохновителем фестиваля. Программа фестиваля объединяет современное искусство, театр, паблик-арт, музыку, спорт. «Арт-Овраг» – единственный в своем роде фестиваль, развивающий целый город. За годы его существования в Выксе создано 85 стрит-арт работ и паблик арт-объектов, построены 15 объектов городского дизайна, запущена программа «промышленного туризма», открыта арт-резиденция, где побывали более 25 художников со всего мира. Самые заметные творческие проекты фестиваля – это работа Миши Most – роспись стены Выксунского металлургического завода, ставшая самой большой монументальной росписью в мире, выполненной одним художником; светящаяся инсталляция Тимофея Радя «Всё это не сон», перформанс Анны Абалихиной «Страсти по мартену». Главные результаты фестиваля, что называется «в долгую»: за эти годы компании и Фонду удалось разбудить в выксунцах желание изменить среду города, изменить себя, найти смысл жизни. Благодаря этому жители, обладая преимуществами жизни в малом городе, имеют почти столичные возможности для культурной самореализации.

Грантовый конкурс как социальный лифт

Расскажите подробнее о конкурсе «ОМК-Партнерство».

Проанализировав социальные инвестиции компании в 2011-2014 гг., мы решили дополнить традиционные инструменты благотворительности, основанные на адресной помощи и шефстве, социальным партнерством, системной благотворительностью и вовлечением местных сообществ и наших сотрудников в реализацию проектов в регионах присутствия. В 2015 году мы создали «ОМК-Партнерство» – конкурс благотворительных и социальных проектов. Основной принцип конкурса – партнерство власти, бизнеса и общества в решении социальных проблем регионов. К участию в конкурсе мы приглашаем сотрудников предприятий ОМК, некоммерческие организации, государственные и муниципальные учреждения из регионов присутствия компании. В 2020 году Объединенная металлургическая компания (АО «ОМК», г. Москва) профинансирует 88 социальных инициатив в рамках ежегодного конкурса социальных и благотворительных проектов «ОМК-Партнерство». Общий бюджет конкурса в 2020 году составляет 9,25 млн рублей.

Навык написания конкурсных заявок, полученный в ходе их подготовки, пригодился инициаторам проектов для участия в других грантовых конкурсах в интересах городов присутствия ОМК.

<blockquote>

Так, победители конкурса «ОМК-Партнерство» из Челябинска, Выксы, Благовещенска и Чусового, попробовав свои силы в социальном проектировании, фандрайзинге, продвижении своих проектов в СМИ, смогли получить президентские гранты и гранты Фонда Тимченко на сумму более 36,8 млн руб.

</blockquote>

В 2020 году была запущена онлайн-платформа конкурса «ОМК-Партнерство»: https://partnerstvo.omk.ru/. Учитывая стремительную диджитализацию и цифровизацию направления КСО, мы смогли оперативно перестроиться. Подача заявок на конкурс также осуществлялась в этом году именно онлайн. На начальном этапе это помогло автоматически отсеять неправильно заполненные анкеты и допустить до участия в конкурсе только лучшие проекты. Наши эксперты проводили оценку инициатив участников в своих личных кабинетах и оставляли развернутые комментарии по каждому проекту. Кроме того, платформа позволяла быстро формировать рейтинговые таблицы, составлять реестр, оповещать благополучателей о результатах грантового конкурса. Заседание экспертных комиссий также проходило онлайн. Особенно хочу отметить, что форма заявки на конкурс полностью совпадает с формой заявки на конкурс Фонда президентских грантов, поэтому в будущем участникам будет проще привлечь дополнительное финансирование для своих инициатив. Более того, уже готовые заявки можно подавать на различные конкурсные программы, привлекая дополнительные средства на решение социальных проблем в свои моногорода. Принцип партнерства, софинансирования со стороны разных бизнес-компаний, работающих на одних территориях, тоже актуален во время кризиса.

Какие проекты ярче всех показали свою эффективность?

Интересно, что многие волонтеры, участники конкурса «ОМК-Партнерство», в будущем регистрируют свои НКО или становятся социальными предпринимателями. Так, в 2015 году победителем конкурса «ОМК-Партнерство» стала член Совета молодых металлургов, работница железнодорожного цеха ВМЗ Вера Балдина, которую на родном заводе называют «мотором волонтерства». Она увидела проблему: в ее родной Выксе плохо соблюдаются правила дорожного движения, очень много аварий, в которых дети получают травмы. Вера сделала проект по профилактике ДТП и выиграла конкурс на обновление разметки на пешеходных переходах вблизи школ города Выкса и установку там 10 макетов детей. Мероприятие было поддержано администрацией городского округа, ГИБДД и волонтерами. В 2020 году Вера Балдина представила еще один свой проект, уже как НКО, – Нижегородская региональная общественная организация «Добровольческий поисково-спасательный центр «Рысь»». Ее проект «Найден. Жив» направлен на поиск людей, заблудившихся в лесу и попавших в чрезвычайную ситуацию. Дело в том, что Нижегородская область богата лесами, многие выксунцы ходят в лес за грибами, ягодами. Для пенсионеров, детей, людей с ограниченными возможностями здоровья заблудиться в лесу – это подвергнуть свою жизнь и здоровье реальной опасности, а иногда и смертельному риску. Розыск проводится добровольцами в свободное время, со своим личным оборудованием и на своих личных автомобилях.

Еще один волонтерский проект «По родной Чусовой», инициатором которого стала Оксана Трапезникова, на тот момент работник Чусовского металлургического завода, расширился и перерос в полноценный социальный бизнес. В 2016 году Оксана Трапезникова стала победителем программы «Начни своё дело» и приступила к реализации своего проекта – организации экосплавов по реке Чусовой. Бизнес успешно работает, Оксана уже дважды получала Президентские гранты, проводит инклюзивные экосплавы. В 2017 году для реализации инклюзивного сплава по реке Чусовой она смогла собрать более 60 тысяч рублей на краудфандинговой платформе Planeta.ru.

А есть ли случаи трансформации НКО в социальных предпринимателей?

Конечно, например, выксунская Общественная организация «Созвездие» по оказанию помощи семьям, воспитывающих детей с инвалидностью, – победитель четырех конкурсов «ОМК-Партнерство». В 2018 году организация победила в конкурсе Президентских грантов с проектом «Мы не одни», который направлен на создание системы ранней помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и программы по развитию социального предпринимательства «Начни свое дело», реализованной ОМК совместно с «Центром инноваций социальной сферы Нижегородской области» и администрацией Выксы. Был организован Монтессори-центр на базе «Созвездия». Предоставляются услуги по дополнительному образованию детей с акцентом на раннее развитие и предшкольную подготовку, проводятся бесплатные развивающие и коррекционные занятия для детей с ОВЗ за счет доходов от услуг Монтессори-центра, оказываемых для населения Выксы. А в 2019 году организация «Созвездие» выиграла в открытом конкурсе на предоставление грантов по федеральному проекту «Поддержка семей, имеющих детей». Она получила 7,4 млн рублей и вошла в реестр поставщиков социальных услуг. Также в 2019 году организация получила 8 млн рублей гранта от Министерства просвещения РФ на проведение для родителей, опекунов и других законных представителей детей 20 000 психолого-педагогических консультаций. Спектр вопросов, по которым проводятся консультации, широк – от конфликтов в семье и кризисных ситуаций до подготовки ребёнка к детскому саду, школе, от взаимоотношений ребёнка с одноклассниками до профилактики наркомании.

<blockquote>

Грантовые конкурсы становятся надежными социальными лифтами для многих.

</blockquote>

 Как компания поддерживает институты гражданского общества, какие приоритеты поддержки? Кого сейчас важно поддержать в первую очередь?

В этом году на конкурс «ОМК-Партнерство» поступили инициативы, направленные на гуманитарную помощь социально уязвимым группам населения, пострадавшим от пандемии коронавируса, в том числе людям с ограниченными возможностями здоровья, ветеранам Великой Отечественной войны и малообеспеченным семьям, бездомным. Большое внимание в своих инициативах участники уделили работе с детьми, поддержке молодёжи, экологии. Победители приступят к реализации своих проектов после отмены режима самоизоляции в городах присутствия ОМК.

В 2020 году поддержку от ОМК получили 41 НКО, компания профинансирует их на сумму до 250 тыс. руб. каждый. Партнёром конкурса выступил Общероссийский народный фронт, который дополнительно поддержит инициативы НКО и волонтеров в двух моногородах. Программа семейного центра «ЛАДА» в Выксе по сопровождению семей в кризис и послекризисный период «Дети, семья, социум» получит 250 тысяч рублей, а проект организации по стимулированию занятий непрофессиональным спортом и физической культурой на придомовых территориях «Спорт в каждом дворе» в г. Чусовом получит дополнительно 137 тысяч рублей. Волонтерский проект «Задор 60+», направленный на повышение качества жизни пожилых людей в Выксе, профинансируют на 50 тыс. рублей.

Как ОМК выбирает НКО-партнеров? По каким критериям? Пожалуйста, приведите примеры.

Социальное партнерство – один из принципов деятельности компании. Нашими партнерами являются региональные министерства, занимающиеся развитием некоммерческого сектора, региональные ресурсные центры для поддержки социально ориентированных НКО (СОНКО), администрации городов и поселков, где работают наши предприятия. Наши давние и надежные партнеры – это Нижегородская ассоциация «Служение», Пермский Фонд поддержки социальных инициатив «Содействие», Челябинский ресурсный центр, региональные ЦИСС и профильные региональные министерства. Главные критерии оценки для нас – это опыт, устойчивость, репутация, прозрачность и результаты деятельности.

Скажите, какова судьба знаменитого фестиваля «Арт-Овраг» в Выксе в связи с пандемией?

В этом году фестиваль, так же как многие культурные события в мире, стартовал в виртуальном пространстве. Фонд вместе с кураторами создал уникальный медиапроект «Город удивительных людей – ГУЛ» в помощь тем, кто находится на самоизоляции. В проекте «ГУЛ» лучшие эксперты страны вместе с жителями Выксы и других городов, где находятся предприятия ОМК, в видеоформате рассказывают, как пережить карантин и самоизоляцию с меньшими потерями для себя. Его ведущие – известные культурные и общественные деятели, психологи, врачи. Здесь можно найти советы и практики, как пережить трудный период, а также серии познавательных и обучающих занятий для самой широкой аудитории. Проект сразу вышел за рамки города Выксы и сегодня и готов оказывать поддержку всем, кто в период самоизоляции в ней нуждается. Медиапроект работает на сайте gul.vyksafest.com. Но мы все и, конечно, в первую очередь выксунцы, надеемся на скорейшую нормализацию ситуации, чтобы вновь собраться в гостеприимной Выксе, на ее набережных и парках, полюбоваться новыми яркими арт-объектами.

Сегодня наблюдается дефицит взвешенной, объективной, обобщенной информации не только о ходе борьбы с пандемией, но и об участии бизнеса в ней. Какова медиаполитика ОМК? Освещают ли СМИ социальные проекты компаний?

На протяжении всех лет реализации наших КСО-программ мы активно сотрудничаем с представителями СМИ во всех регионах присутствия компании. Деятельность СМИ, особенно профильных, также направлена на обнаружение и решение социальных проблем и ориентирована на позитивные результаты. В этом плане у нас общая миссия. Сейчас, в период пандемии, региональные средства массовой информации отчётливо понимают, как тяжело будет городам после окончания самоизоляции. Они активно и с интересом освещают наши социальные программы, акции и другие проекты, чтобы люди знали обо всех вариантах помощи, которую могут получить в это сложное время.

Ведь раньше преобладал скорее реактивный пиар: есть какая-то проблема – СМИ реагируют. Или проактивный, когда информационный повод придумывается заранее. Сейчас наметился интерактивный подход.

<blockquote>

Программы КСО помогают выстраивать отношения бизнеса с местными сообществами, СМИ, государственными органами, партнерами.

</blockquote>

Мы всегда предоставляем много информации и предлагаем – пишите о людях, о корпоративных добровольцах и социальном бизнесе, об участниках программы «Начни свое дело», о наших культурных инициативах. Есть люди, которые реально меняют культурную и социальную жизнь в своих малых городах. Мы стимулируем благополучателей, чтобы они открыто общались со СМИ. Информация о программах социальной направленности очень важна для развития местных сообществ, для репутации и устойчивости компании. СМИ – это большой и мощный стейкхолдер, и важно выстраивать с ними долгосрочные отношения.

Нужно просчитывать тенденции в международном контексте

Расскажите о качествах руководителя такого важного направления деятельности компании, как КСО. 

Я считаю, что нужно развивать аналитические возможности, стараться быстро адаптироваться к новым трендам и изучать как можно больше международного опыта. И очень важно стараться выстраивать не только отношения с различными группами стейкхолдеров, но и отношения стейкхолдеров между собой.

Кто из коллег в других компаниях Вас вдохновляет и чем? У кого Вы учитесь?

Я имела возможность работать в разных международных благотворительных организациях за рубежом, стажироваться в Великобритании, в Австрии, Швеции, изучать опыт других стран. У меня были интересные стажировки. Международный бэкграунд мне сейчас очень помогает в работе, дает шанс посмотреть с разных сторон на ситуацию в России и оценить возможности. Все неуклонно меняется, и человек, обладающий опытом, может проследить траекторию этих перемен. Например, я помню, что на одной из крупных международных конференций в 2009 году обсуждались стратегии КСО и их влияние на репутации бизнеса, и многие не могли тогда понять, как политика КСО способна повлиять на продажи и прибыли компаний. Особенно это ощущается в B2C сегменте. Прошло чуть более 10 лет, и мы сейчас наблюдаем это влияние. В 2014 году у меня были стажировка в США, где мы встречались с крупными компаниями и изучали их опыт работы с местными сообществами, где мы наблюдали, как НКО взаимодействуют с бизнесом в области социального сиротства. Там давно бизнес поддерживал сложные социальные программы по профилактике сиротства, семейным формам устройства, постинтернатной адаптации. У нас тогда еще процветали поездки в детские дома с подарками, а там уже говорили о социально-экономическом эффекте инвестиций бизнеса в некоммерческий сектор. Сегодня мы идем той же дорогой, компании поддерживают НКО во всех областях, на повестке вопросы экологии, гендерного равенства, социальной справедливости, борьбы с бедностью и прав человека.

Сколько сотрудников у вас в команде и как распределяются обязанности? Как вы выстаиваете работу в команде? Что для вас важно в подчиненных?

У меня небольшая команда, три человека в московском офисе и по одному человеку на заводах, они совмещают функции корпоративных коммуникаций и КСО. Мне импонирует стремление команды к росту, к чему-то новому, широкий кругозор, желание быть вовлеченным в реализацию программ и умение выстраивать процессы.

Какой путь Вы прошли и почему занимаетесь именно направлением КСО?

Я по образованию врач-психиатр и психотерапевт. В сложные 90-е годы была связана с социально уязвимыми группами в моем родном Нижнем Новгороде. И в какой-то момент для меня стали важны новые знания. Я выиграла грант Фонда Форда, приехала в Москву, училась и стажировалась в других странах, а когда вернулась, мне предложили возглавить в британской международной организации отдел GR, PR и фандрайзинга. Я поняла схему взаимодействия бизнеса с НКО, с социальной сферой, с государственными органами.

Какие ваши личные качества позволили Вам добиться успеха? Как Вы планируете свое время?

Я не совсем уверена, что достигла какого-то успеха. У меня достаточно скромная должность в компании, и я вообще страдаю «синдромом самозванца».

Из медицины в мою нынешнюю карьеру я перенесла взвешенное отношение к жизни. И даже нынешняя пандемия коронавируса меня не повергает в ужас, хотя я тревожусь за своих пожилых родственников. Но я хотя бы понимаю протоколы лечения, тактику врачебной помощи, жесткость карантинных требований. Да, любая эпидемия – это всегда огромная нагрузка на медицину, на врачей, на людей. Но мой опыт позволяет не поддаваться панике и смотреть на все критично, реагировать взвешенно, хотя иногда, конечно, эмоционально. Сейчас мы все планируем все, как обычно, только онлайн. Календарь встреч и событий, конечно, приспосабливается к непростой обстановке, но остаются планы и задачи на повестке дня, месяца, года.

Удаленная работа удобна для меня, есть, конечно, люди, которые без коллектива не могут существовать, но и они постепенно начинают привыкать и рады, что можно не тратить три часа в день на дорогу, уделять больше внимания семье, своим интересам.

Пожалуйста, порекомендуйте молодым специалистам Вашего профиля, на что обратить внимание, что прочесть, послушать в сети.

Сейчас молодым людям нужно много новой информации, и к их услугам сколько угодно вебинаров и конференций на разных языках. Я думаю, они прекрасно в этом море ориентируются. Полезно участвовать в профессиональных площадках Форума доноров, РСПП, Национального совета по добровольчеству, общаться с коллегами из других стран. Поколения Y и Z, к которому относится нынешняя молодежь, гораздо быстрее вычленяет и анализирует нужную информацию о том, что делают компании в других странах, все это сегодня беспрепятственно и прозрачно. Не только им, но и всем нам следует расширять кругозор, наблюдать за тем, что происходит в мире, просчитывать тенденции в международном контексте и масштабе. Я думаю, такая наблюдательность научит нас справляться с любыми испытаниями.

Материал подготовлен с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Новости партнеров

«Русский репортер»
№4 (492) 23 марта 2020
COVID-19
Содержание:
Особенности русского карантина

Как меняется быт и образ жизни в России в условиях пандемии коронавируса, какие из новых привычек новые, а какие хорошо забытые старые, исследует спецкор «РР» Игорь Найденов

От редактора
Фотография
Краудфандинг
Фоторепортаж
Фотополигон
Реклама