И кажется, что праздник будет вечен

Главный театральный фестиваль Сибири как тенденция

Идея театрального фестиваля "Сибирский транзит" на первый взгляд проста - возрождение единого театрального пространства Сибири, обмен творческими планами и достижениями, просто общение. Последнего как раз катастрофически не хватало в последние десятилетия - по двадцать лет не проводились обменные гастроли между городами, которые разделяет пара-тройка часов пути. Нет денег. Звучит как приговор и обжалованию в условиях рыночной экономики не подлежит. И вот что-то неуловимое сдвинулось в нашей жизни в лучшую сторону: уже третий год живет "Сибирский транзит", каждый раз превращая город своей остановки в театральную столицу Сибири.

Первая такая остановка случилась в 2001 году в Новосибирске, потом его принимали в Иркутске, и вот сейчас, с 22 по 30 мая, праздником жил, дышал и восхищался Омск.

Как и положено театру на колесах, он каждый раз предстает перед зрителями разным. В первый раз он старался быть вежливым и подчеркнуто представительным, во второй - хлебосольным и учтивым, а нынче решил стать легким, искрометным фестивалем творческих достижений: экспертному совету пришлось немало потрудиться, отбирая из 48 представленных на конкурс работ те 16, которые и составили праздничную афишу фестиваля.

Сам фестиваль, его ход можно описывать долго, а можно просто передать настроение: толпы у Омской драмы, полные залы, овации, первые лица города и области в театральных ложах, приезд Леонида Драчевского и руководителей управлений культуры краев и областей. И главное - общее приподнятое настроение, и не покидающее все десять дней ощущение - в городе действительно происходит что-то праздничное, интересное!

Сегодня очевидно, что фестиваль зажил своей жизнью, он стал олицетворением возрождающейся после мрачного пятнадцатилетия Сибири, жизнеутверждающего начала. Театр - дом. В котором живут люди с тонкой душевной организацией, с мощной харизмой и умением влиять на настроения целых континентов. Для артистов, десятилетиями не выезжавших за пределы своих городов, сегодня важно вновь почувствовать обожание публики, ее восторг и признание. Важна и формальная оценка артистического труда, оценка строгого жюри. И такие оценки конечно же были.

Самое большое число наград фестиваля у легендарного Норильского Заполярного театра драмы им. Вл. Маяковского, который не посрамил своих знаменитых коллег: Евдокию Урусову, Георгия Жженова, Иннокентия Смоктуновского, театрального художника Елену Бенуа. Театр стал лауреатом Губернаторской Премии и получил Главную актерскую награду фестиваля - Премию имени Веры Редлих. Последнюю вручили сразу двум актерам - Лаврентию Сорокину и Сергею Ребрию за роли в спектакле "Школа с театральным уклоном" Д. Липскерова.

Лауреатом второй актерской премии стал артист Дмитрий Мальцев за роль Брюно в спектакле "Великодушный рогоносец" Ф. Кроммелинка Алтайского краевого театра драмы им. В.М. Шукшина. Режиссер спектакля Владимир Золотарь и художник Олег

Головко отмечены Премией "За художественный поиск".

Премию "За художественный поиск" также получили режиссер Анатолий Праудин и художники Март Китаев и Михаил Платонов за постановку спектакля "Женитьба" Н.В. Гоголя на сцене Омского камерного "Пятого театра". Помимо азарта конкурсной программы, соревнований актерских "капустников" была на фестивале и серьезная "лабораторная работа". Обсуждения, "разборы полетов", "круглые столы" - всего этого, как оказалось, тоже очень не хватает сибирским театрам, зажатым в пространстве своих городов и городков.

Главное, что подарил всем "Сибирский транзит", - ощущение праздника, ощущение того, что в нашей жизни восстанавливается почти истончившаяся нить культурных традиций.

Следующая остановка "Сибирского транзита" - в Томске.