Дорога жизни стала дешевле и надежнее

В этом году на Енисее северный завоз осуществляли только те перевозчики, которые победили в тендере, проведенном Красноярским краем. Впервые за много лет, невзирая на многочисленные природные катаклизмы, завоз осуществлен в полном объеме и за меньшие деньги

В Сибирском федеральном округе территории, нуждающиеся в северном завозе, в основном расположены в бассейне реки Енисей. Это Таймырский и Эвенкийский автономные округа, Богучанский, Енисейский, Кежемский, Мотыгинский и Туруханский районы Красноярского края. Обь, по которой во время навигации также активно возятся грузы на Север, теперь работает на Уральский федеральный округ - именно в нем числятся теперь районы тюменского Севера.

Северный завоз как технология

Четыре года назад уже в самом начале зимы, которая длится здесь около полугода, тогдашние власти Эвенкии приняли решение о введении режима чрезвычайной ситуации. Столбик термометра держался ниже сорокаградусной отметки, а горючего для котельных столицы округа Туры оставалось на два дня работы. Были полностью разморожены системы отопления в двух многоквартирных домах, закрыты детские учреждения.

Самое печальное в этой истории то, что о грозящей катастрофе знали заранее. Из необходимых на зиму 30 тыс. тонн горючего в Туру было завезено менее трети, так как местная администрация вовремя не оплатила топливо. А потом забила тревогу, в полной уверенности, что людей в беде не бросят.

Людей в беде, конечно, не бросили. На помощь пришло МЧС. Горючее начали доставлять по воздуху и положение было спасено, хотя поначалу всерьез обсуждался вопрос об эвакуации всего пятитысячного населения Туры.

Идея северного завоза сама по себе проста: природа предоставляет возможность по летней воде сибирских рек доставлять все необходимое для жизни людям, выбравшим местом своей работы или постоянного проживания районы Крайнего Севера. Необходимое - это нефтепродукты, уголь, продукты питания, техника, строительные материалы, медикаменты. Процесс северного завоза внешне выглядит достаточно просто: загружаются баржи грузом - и в добрый путь. Весь вопрос заключается в финансировании этих перевозок.

Несвоевременное выделение денег из центра, их нецелевое использование на местах и даже хищение (такие факты были установлены представителями Счетной палаты в результате проверки в 2000 году), невыполнение подрядчиками своих обязательств ежегодно создавали напряженную, даже драматическую ситуацию с северным завозом. Драматизм заключается в том, что слишком короткий срок отпустила природа для навигации. В отдельные населенные пункты, например в Ванавару, грузы можно доставить только в период "большой воды", который порой составляет всего 2-3 недели. Если же не успеть за навигацию, остается вариант доставки по воздуху, но тогда каждый килограмм груза становится дороже в разы. Услуги авиации не один бюджет не выдержит. Можно еще везти грузы автотранспортом по так называемому зимнику, что тоже затратно. Кроме того, прочность зимника - категория относительная. Поэтому северный завоз нуждается в чрезвычайно точном управлении.

Тендер как понижающий коэффициент

В марте этого года администрация Красноярского края провела тендер на доставку нефтепродуктов (55 тыс. тонн) и угля (195 тыс. тонн) в северные районы. Обойдя тринадцать конкурентов, тендер выиграло Енисейское речное пароходство (ЕРП), предложившее совместить функции перевозчика и поставщика. Причем пароходство обязалось поставить грузы не просто в пункты назначения, а непосредственно до складов потребителей. На поставку нефтепродуктов ЕРП сумело предложить более выгодные условия, чем ЮКОС и "Сибнефть". Так, по данным Службы государственного заказа Красноярского края, ЮКОС был готов поставить топливо марки АИ-92 по цене 11 рублей 40 копеек за литр, а ЕРП по 7 рублей 40 копеек. По словам директора департамента по связям с общественностью Дениса Александрова, пароходству удалось сохранить цены на уровне прошлого года за счет заблаговременной оптовой закупки ГСМ. До начала навигации горючее хранилось на собственных складах компании. Условия, предложенные ЕРП, позволили администрации затратить на северный завоз на 50 млн рублей меньше, чем в прошлом году. Кроме того, в краевой бюджет по акцизам на нефтепродукты было перечислено более100 млн рублей.

Пароходство тщательно готовилось и к проведению тендера, и к началу навигации.

В середине мая, как только позволили природные условия, из Красноярского речного порта отправился на Подкаменную Тунгуску первый караван судов с грузами для Эвенкии.

Завоз не остановили ни засуха, ни энергетики

Однако и в этом году не обошлось без трудностей. Суда осеннего каравана в Эвенкию вышли из Красноярского речного порта еще в конце августа, но из-за низкого уровня воды в Подкаменной Тунгуске простояли под Большим порогом более трех недель. Лишь благодаря выпавшим обильным осадкам вода в реке поднялась до необходимой нормы, и караван смог продолжить движение в направлении Туры.

Низкий уровень воды увеличил затраты по доставке грузов. Старший помощник капитана сухогруза "Кострома" Сергей Тихомиров работает на реке более 20 лет. Он говорит: "Приходится все время думать, как не сесть на мель. Еще никогда Енисей не был столь маловодным. Ходим в рейсы регулярно, но груз берем меньше, не на полную осадку - вместо 1500 тонн только 1000". Дополнительные расходы пришлось взять на себя пароходству, которое лишилось части планируемой прибыли.

Причину малой воды объясняют по-разному. Экологи - интенсивной вырубкой лесов, возросшими расходами воды на орошение. Технологи, профессионалы, много лет проработавшие на реке, говорят о том, что в последние годы речное дно не чистят, не углубляют фарватер.

Есть и еще причина. Водность реки напрямую зависит от сброса воды из водохранилищ Ангаро-Енисейского каскада гидроэлектростанций. Сроки навигации согласуются с энергетиками каждую весну. В этом году договорились, что навигация продлится до 15 октября. Однако в августе из Министерства природных ресурсов пришли указания о почти одновременном сокращении сбросов с Усть-Илимской, Братской, Иркутской и Красноярской ГЭС. Это решение сокращало сроки навигации, ставило под удар северный завоз.

Было созвано экстренное совещание с участием руководителей крупных предприятий лесной отрасли, представителей органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов речного транспорта. Результатом совещания стало письмо премьер-министру Правительства РФ Михаилу Касьянову, в котором выражалась "озабоченность существенным снижением уровня воды в реках Ангара и Енисей из-за ограничения сброса воды Усть-Илимской ГЭС". "Несмотря на предпринятые меры по усилению интенсивности использования судоходных водных путей, - говорилось в письме, - решение Министерства природных ресурсов РФ по столь значительному сокращению сроков навигации ставит под угрозу срыва исполнение государственного заказа по завозу грузов. Это повлечет за собой порчу и невосполнимые потери подготовленной к сплаву древесины, невозможность доставки продуктов питания, горюче-смазочных материалов в те районы, где река является единственной транспортной составляющей". Предполагаемые потери бюджета оценивались в 6,5 млрд рублей.

Михаил Касьянов воду дал. Завоз продолжился и в итоге был успешно завершен.

Итоги сезона

За навигацию 2003 года в районы Крайнего Севера (без Обского бассейна) завезено более 4 млн тонн топлива, стройматериалов, продовольствия, медикаментов. Северный завоз этого года показал эффективность рыночных инструментов, выявил проблему отношений речников и энергетиков. Последняя вообще никогда не исследовалась всерьез. Критическая ситуация, сложившаяся в августе, разрешилась с помощью Михаила Касьянова, который распорядился разобраться в данном конкретном случае всем министерствам, в чью компетенцию входит решение этой проблемы.

Разобрались. Оказалось, что вместо единовременного снижения количества сбрасываемой воды можно уменьшать сброс постепенно. Но для этого понадобилось вмешательство премьер-министра. Кого придется призывать на помощь в следующем году? Ведь эта проблема возникает периодически. Начальник службы безопасности судовождения ЕРП Валентин Кузьмин говорит, что никто не может понять и объяснить, почему работники ГЭС Ангаро-Енисейского каскада зимой и ранней весной вместо накопления делают большие сбросы воды, а речники летом вынуждены водить суда по мелководью.

Навигация 2003 года со всей очевидностью показала необходимость возобновления дноуглубительных работ, рекреационных работ вдоль реки, важность взаимодействия всех министерств, ведомств и хозяйствующих субъектов, имеющих отношение к сибирским водным артериям.

Валерий Кургузов, генеральный директор ОАО "Енисейское речное пароходство"

Валерий КургузовВ навигацию 2003 года северный завоз прошел без каких-либо серьезных проблем. Новая схема поставок, в которой пароходство взяло на себя обязанности и перевозчика, и поставщика, позволила сработать более эффективно и полностью обеспечить жизненно важными грузами северные территории, при этом сократив бюджетные расходы. Имея лицензию на оптовую торговлю нефтепродуктами, пароходство выступило поставщиком ГСМ. Если в прошлом году многочисленные поставщики несколько раз за навигацию поднимали цены, что вело к дополнительному расходованию бюджетных средств, то нынче ситуация поменялась. Пароходство гарантировало администрации края фиксированную цену грузов северного завоза. Эта гарантия была подкреплена договорами с крупнейшими нефтяными и угольными компаниями и своевременно проведенной предоплатой из собственных оборотных средств. Важную роль сыграло и то обстоятельство, что пароходство имеет свою нефтебазу.

Дмитрий Кипнис, директор Службы государственного заказа Красноярского края

Дмитрий КипнисСущественное отличие северного завоза этого года состоит в том, что раньше администрация края выбирала подрядчиков на каждый из этапов завоза. В этом году мы решили пойти другим путем - найти единого оператора, который взял бы на себя полный цикл работ. Задача стояла обеспечить завоз по фиксированным ценам, чтобы не искать экстренно, как это прежде случалось, дополнительные средства в бюджете, не вести долгие и порой бесполезные переговоры сразу с десятком подрядчиков. Проведенный задолго до начала навигации тендер позволил выбрать компанию, предложившую именно такие условия