И в долгах, и в шелках

Рынок потребительских товаров практически насытился. Чтобы получить на нем любой товар, уже необязательно копить деньги, достаточно воспользоваться системой потребительского кредитования

Резкий рост объемов кредитования населения на фоне небольшого роста производства, реальных доходов и потребительского спроса стал в России одним из самых ярких доказательств того, что рынок заработал. За прошлый год объем банковских кредитов, выданных физическим лицам, вырос в полтора раза до 142 млрд рублей. В некоторых городах Сибирского федерального округа этот показатель превысил среднероссийский уровень. Например, в Томской области, по данным Главного управления Центробанка, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, общая сумма банковских ссуд населению и предпринимателям возросла почти в 2 раза и составила на 1 июля этого года 1,9 млрд рублей. Сегодня в Томске в кредит можно купить если не все, то очень многое. Доступными стали компьютерная и оргтехника, автомобили, бытовая техника, строительные материалы, одежда. В кредит можно теперь получить образование, съездить в турпоездку и даже отпраздновать свадьбу.

Первая попытка

В советское время кредитование населения было скромным: магазины, кредитовавшиеся в банках под оборот собственных средств, предлагали в рассрочку и в очень ограниченном объеме некоторые дорогостоящие вещи. Товарное предложение систематически не удовлетворяло потребительский спрос, а значит и "расшивать" его посредством кредитования не имело особого смысла.

На заре перестройки самым веским аргументом в пользу новой экономической системы - рыночной - было обещание новой власти уделять больше внимания развитию отраслей экономики, занятых в производстве предметов потребления, а не средств производства. Но, как известно, низкая покупательная способность населения привела к тому, что товарный дефицит уступил свое место не менее болезненному денежному. В итоге потребности людей в товарах так и не были удовлетворены.

- Мы, тогда филиал Машбанка, начинали заниматься потребительским кредитованием еще в 1995-1996 гг., - говорит ныне управляющий филиалом Роспромбанка Михаил Штейнбок. - Идея была такой: занять нишу, не привлекавшую в то время крупные банки. В магазинах появилось много бытовой техники, и мы стали выстраивать собственную, оригинальную технологию работы с потенциальным клиентом. Первоначальный взнос составлял 50% от суммы покупки, другую половину кредитовал банк на срок от полугода до года. В качестве залога по кредиту выступала сама приобретаемая вещь. График платежей по кредиту мы формировали по удобной как в финансовом, так и в психологическом отношении формуле "равных сумм", означающей равномерное гашение основного долга и набежавших по нему процентов. Отмечу в этом бизнесе самое важное: физические лица показали себя как очень качественные заемщики. За 3 года нашей работы из нескольких сотен выданных кредитов я припоминаю всего 4 невозврата. Однако тогда, в 96-м году, рентабельность бизнеса, называемого сегодня розничным, была невысокой. Как оказалось, работа с населением может приносить прибыль, только если она носит масштабный характер. На это тогда не было ни сил, ни средств, да и технологии обработки больших массивов информации практически отсутствовали.

Банки поворачиваются лицом к народу

На сегодня бесспорными лидерами на рынке кредитования физических лиц в Томске являются филиалы Сбербанка РФ и банка Сибирского О.В.К.

- Мы выдаем потребительские кредиты населению с 1989 года, - рассказывает главный экономист отдела кредитования филиала - томского отделения 8616 Сбербанка РФ Игорь Парпура. - Их традиционное название - "кредиты на неотложные нужды", срок кредитования - до 5 лет под 19% годовых.

В последнее время Сбербанк резко расширил ассортимент услуг по кредитованию физических лиц. Так, в конце 2002 года выдан первый корпоративный кредит, подразумевающий, что за кредитоспособность своих сотрудников поручается предприятие-работодатель. Процентные ставки колеблются в диапазоне от 15% на 1 год до 18% на 5 лет. Еще одна форма кредитов населению - на приобретение жилья на срок до 15 лет под 18% годовых с подтверждением факта целевого использования средств. Начинает набирать обороты жилищное кредитование: если 3 года назад выдавался в среднем один такой кредит в месяц, то сегодня - порядка 10-15. Ведет Сбербанк и акцию "народный телефон" - кредитование на установку стационарного или приобретение сотового телефонов.

В целом за 2 года, по состоянию на 1 сентября 2003 года, остаток ссудной задолженности населения вырос почти в 6 раз и составил 348,7 млн рублей, причем именно в текущем 2003 году темпы его роста увеличились в 3-4 раза.

Если резвая положительная динамика потребительских кредитов Сбербанка и банка Сибирского О.В.К. радует, но не очень удивляет - они всегда декларировали желание работать с населением, то у других банков, не имевших склонности к этому виду деятельности, происходит явная переоценка ценностей.

Сознание жителей нашей страны сегодня находится в переходном состоянии от немудреного кредо "по одежке протягивай ножки" к принципу "жизнь взаймы". Все "рыночные" общества, каждое в свое время, прошли этот этап. Россия находится только в начале освоения рынка кредитных услуг. Для сравнения: задолженность населения в США по потребительским кредитам составляет 74% ВВП, а в России - только 1,8%.

Активность российских банков на рынке потребительского кредитования сдерживает отсутствие четко прописанной процедуры реализации залога, дающей банку возможность взыскать причитающиеся ему деньги с наименьшими потерями, а также надежной информационной базы о выданных кредитах, которая бы позволила отсекать недобросовестных заемщиков, стремящихся получить сразу несколько кредитов под одно и то же обеспечение. Для того, чтобы избежать связанных с этим рисков, банковским работникам приходится тратить время и деньги на анализ предоставленных заемщиком документов (данный процесс не поддается стандартизации, а значит рождает высокие издержки по обработке кредитной заявки). Но и он не гарантирует надежность информации о реальных доходах заемщика, в частности из-за существования "серых" зарплатных схем.

Все это снижает стимулы к расширению сферы потребительского кредитования. Но есть проблемы, которые не связаны с отсутствием перечисленных выше механизмов. Крупные банки в своем большинстве предпочитают традиционные виды операций, считая рынок потребительского кредитования малоприбыльным, а мелким банкам, готовым заняться этим бизнесом, не хватает собственных средств, отработанных технологий и развитой филиальной сети. Кроме того, краткосрочность выполнения обязательств по возвращению кредита нередко отталкивает потенциального заемщика. Проблемной является и ставка кредитования. Например, ставка по автокредитованию в тех же Соединенных Штатах составляет примерно 7,35% годовых против обычных в России 17-18%.

Опыт Соединенных Штатов представляет наибольший интерес в силу наличия в этой стране развитой законодательной базы в сфере потребительского кредитования. Российским законодателям придется немало потрудиться, чтобы этот рынок финансовых уcлуг стал столь же привлекательным и для отечественного потребителя. В США действуют, например, антидискриминационные правила - закон о равных возможностях от 1974 года; закон о реинвестировании; правила предоставления информации потребителю - закон о достоверной информации в кредитовании 1968 года, с изменениями, принятыми в 1981 году; закон о достоверной оценке кредитоспособности; закон о правильном погашении кредита; закон о методах взимания долга и другие. Опираясь на солидную законодательную базу, практика кредитования в США охватывает все возможные жизненные ситуации и потребности американских домохозяйств: покрытие расходов на отпуск, медицинское обслуживание, пребывание в больнице, ремонт, уплату налогов.

В США отмечается четкая корреляция широты использования потребительских кредитов от уровня образования и величины доходов заемщиков. Так, лица с высшим образованием и достаточно высоким уровнем доходов рассматривают кредит как инструмент достижения желаемого уровня жизни, а не как вариант подстраховки от непредвиденных ситуаций. Думается, что в России такой четкой корреляции пока может и не быть. Но если мы хотим обеспечить в ближайшем будущем высокие темпы экономического роста, то без изменения психологии потребителей нам не обойтись.

Уровень потребительского кредитования зависит также от фазы экономического цикла. На стадии экономического роста оптимизм населения получает дополнительный импульс. Это, в свою очередь, положительно сказывается на объемах кредитования. Так что настоящий период можно рассматривать как благоприятный для "бума потребительского кредитования" в России.

Активизирует свою деятельность в сфере потребительского кредитования томский филиал Газпромбанка. По словам его управляющего Владимира Гаги, он нацелен на серьезное развитие этого направления. В рамках кредитования корпоративных клиентов банк предлагает несколько схем: под поручительство физических лиц и предприятий, под залог приобретаемых автомобилей и жилья. До года кредиты в рублях выдаются под 17-18% годовых, а сроком более года - только в валюте под 11-13%. Существует и схема экспресс-кредитования под залог высоколиквидных акций Газпрома. В самое ближайшее время Газпромбанк активно включится в программу ипотечного жилищного кредитования.

2003 год ознаменовался прорывом в области работы с населением для Урало-Сибирского банка.

- Помимо кредитования населения по стандартной процедуре - на срок до 5 лет под 21% годовых, мы начали работу по новым направлениям: экспресс-кредитование, автокредитование и овердрафт по счетам для держателей пластиковых карт. Для этих целей наш филиал планирует открыть в Томске в ближайшее время 6-7 дополнительных офисов, - говорит управляющий его филиала в Томске Алексей Барышев.

Кроме того, точки экспресс-кредитования открываются непосредственно в крупных торговых залах. Услуга экспресс-кредитования позволяет томичу быстро - в течение 1 дня - и по упрощенной процедуре (на основании справки о доходах с места работы за последние 6 месяцев и личной анкеты, но без залога и поручительства) получить кредит. Первоначальный взнос составляет 20% от суммы покупки. Кредиты предоставляются в диапазоне от 5 до 50 тыс. рублей с рассрочкой оплаты до года под 28% годовых. Программа "Автомобиль в кредит" позволяет клиенту банка стать владельцем автомобиля, заплатив первоначально 20% стоимости покупки. Ежемесячно по этой схеме в автосалонах - партнерах банка - томичи покупают около 60 новых автомобилей.

Секрет успеха - в скорости и простоте выдачи денег

Чем больше участников появляется на рынке, тем острее становится борьба за клиента. Ее проявлением стало дальнейшее упрощение уже по определению упрощенных схем экспресс-кредитования. В Сибирском О.В.К и Томском кредитном агентстве кредит в сумме до 20 тыс. рублей на покупку компьютерной и бытовой техники, мебели, шубы можно получить без справки о доходах, лишь предъявив паспорт или любой другой документ, подтверждающий личность. Первоначальный взнос составляет от 10 до 30%. Кредиты выдаются на срок от 6 месяцев до 1 года под залог приобретаемой вещи, на которую в свою очередь оформляется страховка.

Потребительское кредитование в Томске расширяет сферу услуг. Сегодня можно выбрать не только марку товара и конкретную торговую компанию, но также срок, сумму и процедуру кредитования. В конечном счете все это богатство выбора выливается в ту или иную ставку потребительского кредита в процентах годовых. В основе ее расчета - стандартная формула, суммирующая базовые ставки привлечения и обслуживания капитала, а также норму прибыли и премию за риск. Таким образом, банки начали борьбу за розничного клиента. И ее успех или неуспех связан со скоростью оформления потребительского кредита, простотой процедуры. Проблема "невозвратов" пока не сильно тревожит тех, кто вышел на рынок потребительского кредитования. "Невозврат" не разорит банки, которые в процентные ставки закладывают все риски и даже больше. Например, Алексей Барышев утверждает, что на 20 сентября 2003 года по филиалу Урало-Сибирского банка эта цифра ("невозвратов") составляла 0,18% от общей суммы выданных кредитов. Современная тенденция в финансовом секторе - кстати, в полном соответствии с зарубежным опытом - все больше вытесняет маржу (разницу процентов привлечения и размещения капиталов) как составляющую банковских доходов в пользу комиссионных с объемов операций.

В учреждениях, практикующих выдачу кредита в течение часа-двух по упрощенной схеме, проблемы повышенных рисков начинают возникать, но это не останавливает банкиров перед возможностью открывать все новые точки в торговых центрах. Здесь с потенциальными "невозвратами" пытаются бороться с помощью страхования покупок, оформления залогов.

Впрочем, изобретать велосипед для того, чтобы управлять качеством розничного кредитного портфеля, не нужно. За рубежом с этой задачей неплохо справляются специализированные учреждения - кредитные бюро, аккумулирующие информацию о частных и корпоративных заемщиках. Проблему накопления информации о тех заемщиках, которые являются источником повышенных рисков, не придется решать на пустом месте. Свой опыт в этой области, наряду с финансовыми ресурсами, предлагают сегодня страховые компании.

Верный союзник - страховщик

Справедливости ради нужно сказать, что страховщики одними из первых прочувствовали выгоды и перспективы сферы торговых услуг, связанной с потребительским кредитованием.

- Именно страховая компания впервые, в 1999 году, обратилась к нам с предложением организовать продажу населению компьютерной техники в кредит, - вспоминает директор томской фирмы "Игрем" Игорь Емельянов. - Но предложенная схема предполагала, что капитал для товарного кредита фактически предоставляли мы, замораживая таким образом на полгода и более свои оборотные средства, а страховая компания лишь страховала наши финансовые риски. Поэтому большого интереса у производственно-торговых компаний не возникло. С 2001 года мы начали работать с банками и страховыми компаниями уже по новой схеме, именно они начали обеспечивать товарный кредит своими финансовыми ресурсами. И бизнес начал набирать обороты, хотя доля продаж в кредит в нашем обороте на сегодня колеблется в пределах от 10% до 20%. И это не очень много. Тем не менее, потенциал и поле для деятельности огромные.

- Почему страховщики начали работать с компьютерными фирмами? Потому что именно компьютерный рынок стал первым в Томске рынком, характеризующимся чрезвычайно высоким уровнем конкуренции, требующим новых маркетинговых стратегий в продвижении продукции к потребителю, - говорит генеральный директор страховой корпорации "Коместра-Томь" Вадим Чмух. - Первый опыт работы с товарным кредитом населению убедительно продемонстрировал относительно низкую рискованность этого бизнеса. После провала на "коротком" рынке ГКО и в условиях отсутствия "длинных" денег для вложений в недвижимость страховой капитал искал приемлемую по доходности и рискам сферу приложения. Товарные кредиты населению и стали такой сферой. Если банки в то время выдавали кредиты предприятиям от 5 до 10 тыс. долларов, то страховые компании - через приобретение векселей торговых предприятий - занимали мелкие суммы, начиная от 3 тыс. рублей.

По имеющимся оценкам, 40 компаний, входящих в состав Союза страховщиков "Урало-Сибирское соглашение", ежегодно вкладывают в рынок потребительского кредитования не менее 1 млрд рублей. Причем здесь оказываются востребованными не только наши деньги, но и специфические разветвленные агентские технологии, позволяющие получить достоверную информацию о конкретном заемщике, и, конечно, внушительные информационные базы данных. На мой взгляд, радикальное увеличение масштабов кредитования населения возможно только при условии тесного сотрудничества банков и страховой системы. В идеале, основой для развития потребительского кредитования станут базы данных конкретных граждан, в которых будут классифицированы все их признаки, особенности и потребности. Кто первым создаст подобный маркетинговый инструмент, тот и станет безусловным лидером на бурно развивающемся рынке.

Еще раз о перспективах

Потребительское кредитование нужно всем. Населению - не имеющему в своей подавляющей массе доходов, достаточных для того, чтобы удовлетворить нормальные человеческие потребности: одеться, купить мебель, оборудовать жилье техникой, съездить отдохнуть.

Банкам, страховым компаниям и вообще финансовой системе - испытывающим дефицит стабильных низкорисковых инструментов с приемлемым уровнем доходности для вложения своих ресурсов.

Промышленности и сфере услуг - хронически нуждающимся как в оборотных и инвестиционных вложениях, так и в новых маркетинговых стратегиях. Есть мировой опыт, показывающий, куда нужно двигаться; продажа продукции в кредит сегодня приносит больше доходов, чем прямые продажи. В 2002 году финансовые подразделения фирм Ford и GM заработали, например, на автомобильных займах больше, чем на производстве самих машин.

Наконец, развитие потребительского кредитования очень выгодно государству. Жизнь в кредит - мощный гарант политической благонадежности населения в долгосрочной перспективе. Именно потребительское кредитование во многом определяет стабильность западной демократии. Потенциал роста объемов кредитования населения пока реализован незначительно. По данным всероссийской статистики, 47% из числа опрошенных хотели бы приобрести мебель, 42% - стройматериалы, 40% - компьютер, 36% - стиральную машину, видеокамеру или музыкальный центр. Все это можно приобрести с помощью банковских кредитов, пока не востребованных по крайней мере той частью населения, которая участвовала в приведенном выше опросе.

Что делать

В России законотворчество отстает от жизни. Во многих случаях оно просто фиксирует нормы, сложившиеся в ходе практики. Похоже, так будет и в сфере потребительского кредитования. А пока банки и заключившие с ними союз страховые компании в лучшем случае заимствуют зарубежный опыт, в худшем - занимаются самодеятельностью. Такая практика резко повышает риски, вынуждая финансовые учреждения завышать кредитные ставки, которые плохо соотносятся с платежеспособностью населения. Банки оправдывают завышение ставок стремлением защитить себя от возможных уронов, вызванных действиями недобросовестных заемщиков. Факты такие, к сожалению, есть. Например, известность получило дело "Русского стандарта", одного из лидеров российского рынка потребительского кредитования, ставшего жертвой мошенников.

Лихие люди за небольшую мзду вовлекали в аферу какого-нибудь обладателя российского паспорта, отправлялись с ним в ближайший магазин, оформляли широко разрекламированный банком экспресс-кредит, забирали "покупку" и спокойно удалялись. Цена аферы - 100 тыс. долларов США. Судя по всему, сам банк не слишком пострадал от воришек: согласно годовому отчету банка, объем ссуд, выданных физическим лицам, приближался к 40 млн долларов. Похищенные сто тысяч составляют всего четверть процента от этой суммы...

Но не только высокие ставки охлаждают потенциального заемщика. Его не устраивает и отсутствие "длинных" кредитов. Как правило, ему предлагается вернуть кредиты вместе с процентами максимум за 2 года. Если учесть, что большинство населения России, особенно в регионах, имеет достаток на грани прожиточного минимума, то вряд ли можно рассчитывать на него в качестве клиента "короткого" кредита.

В свою очередь банки пока сдержанно относятся к этому виду финансовых услуг. Крупные, имеющие миллиардные обороты, не хотят "мелочиться", предпочитают работать с традиционной солидной клиентурой. Мелкие и средние банки вроде бы не против заняться этим бизнесом, но их сдерживают проблемы, связанные с процедурой взыскания залога.

Государство пока занимает позицию стороннего наблюдателя, хотя могло бы стимулировать процесс развития потребительского кредитования. Опыт других стран показывает, что данная сфера финансовых услуг существенно влияет на общий рост экономики.

Виктор и Наталья Голубовы, молодая семья студентов Томского политехнического университета (ТПУ)

- Мы недавно поженились, подрабатываем дома, и для этого нам нужен компьютер. Цена выбранного нами компьютера с комплектующими составила 23300 рублей. Из свадебных подарочных денег мы смогли выделить на эту покупку только 9300 рублей. Мама, преподаватель ТПУ, взяла в банке на год кредит на недостающую сумму 14000 рублей без справки о доходах, как сотрудник госучреждения. По графику гашения сумма основного долга составит 1167 рублей в месяц. С учетом начисленных по кредиту процентов максимальная сумма платежа будет равна 1470 рублям.

Андрей Караваев, программист (г. Томск)

- В сентябре 2003 года я купил в кредит на 3 года под 20% годовых новый автомобиль ВАЗ 21120. Цена автомобиля - 210900 рублей. Первоначальный взнос составляет 20%, но я внес больше - 65900 рублей. Сумма кредита - 145000 рублей. По графику предполагается гашение суммы основного долга равными долями - по 4143 рубля в месяц. Сумма начисленных процентов по кредиту будет постепенно уменьшаться. Максимальный (первый) платеж по условиям кредитования с 1 по 10 ноября составит 7003 рубля.