Бурятский экстрим

Андрей Думлер
24 ноября 2003, 00:00
  Сибирь

Бурятское побережье Байкала привлекает туристов. Поэтому давно существует идея превратить туризм в одну из доходнейших отраслей экономики республики

По данным Всемирной туристской организации, туризм является главным источником дохода для 40% стран. С 1998 года туризм вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг, оставив позади автомобильную промышленность и производство компьютеров. На долю туризма в 2000 году приходилось 10,8% мирового валового продукта, до 30% торговли услугами, 9,4% всех мировых капитальных вложений.

Развивать туристический бизнес решили и в Бурятии, благо у республики есть Байкал. В 25 км от Улан-Удэ расположен единственный в России действующий центр буддийской религии - Иволгинский дацан (монастырь). Три заповедника - Баргузинский, Байкальский, Джергинский - и два национальных парка - Забайкальский и Тункинский - находятся тоже в Бурятии. В общем, есть чем привлекать туристов.

Организованный туризм

В 2002 году, по данным руководителя отдела Комитета по туризму Республики Бурятия Елены Дамбуевой, республику посетило около 190 тыс. туристов. Из них около 20 тыс. из-за рубежа, в основном из Китая, Монголии, Южной Кореи, Германии и США. Но большинство иностранцев туристами можно назвать с натяжкой - они приезжали с научными и деловыми целями. И, по оценкам специалистов, ждать резкого увеличения турпотока из-за границы не приходится ввиду слаборазвитой инфраструктуры.

На туристическом рынке Бурятии работают более 30 фирм и компаний. Предложения у них самые разнообразные - от пляжного туризма до экзотического и экстремального. Однако экстремальный туризм для западных туристов порой начинается с прилета в аэропорт Улан-Удэ. Например, в этом году в аэропорту долгое время не работали туалеты. Если российского туриста этим не удивишь, то иностранцы пребывали в шоке. Гостиницы столицы Бурятии, по словам представителей туристических компаний, в лучшем случае соответствуют двухзвездочным отелям на севере Китая. Отключения горячей воды в летний период традиционны.

"Скандалы по бытовым вопросам с группами из-за рубежа у местных туроператоров не редкость, - говорит директор компании " Спутник-Бурятия" Тамара Измайлова. - Некоторые иностранцы просто отказываются жить в предложенных гостиницах".

Но основная масса приезжающих - россияне. Их ненавязчивым сервисом не напугаешь. Чаще отпугивает другое. Цены, например.

Главным центром притяжения туристов без сомнения является Байкал. На его бурятском побережье (которое традиционно считается более привлекательным, чем иркутское) расположено около 300 объектов размещения туристов - гостиниц, баз отдыха, пансионатов. Проблем у хозяев объектов предостаточно. Одна из основных - экологические ограничения, связанные с сохранением уникальной экосистемы. Существует запрет на использование угольных котельных в прибрежной зоне. Обогревать и освещать базы можно только с помощью солярки или электричества, что очень затратно. По словам генерального директора ООО "База отдыха "Энхалук" Александра Ерко, до 25% ежемесячных затрат составляют расходы на отопление и электроэнергию. "Стоит ли удивляться, что проживание в номерах нашей базы в пиковый сезон очень дорого. Иначе мы просто не выживем", - это говорит директор одной из самых успешных и благоустроенных баз на побережье. С другой стороны, отменить экологические нормы нельзя. Бесконтрольная эксплуатация Байкальского природного комплекса поставит под угрозу существование самого озера.

"Энхалук" - одна из немногих ведомственных баз, которая стала самостоятельным предприятием, она существует за счет собственных доходов, немалую часть которых вкладывает в развитие. Большинство же ведомственных баз, а их около 80% от общего числа, расположенных на побережье, пока остаются на балансе своих компаний и предприятий, как в советское время. Они и построены были тогда же и с тех пор не меняли ни внешний вид, ни качество услуг. Причина проста - нет стимула к развитию. Клиентов в любом случае достаточно, это в основном сотрудники компаний-хозяев баз. Проблемы финансирования опять же решают хозяева.

Базы, работающие самостоятельно, хотели бы развиваться. Но где взять средства? Кредитовать туристический бизнес желающих не находится. Банки выдают кредиты сроком от года до трех, а срок окупаемости проектов туристической отрасли, по оценке председателя Комитета по туризму Республики Бурятия Андрея Измайлова, составляет в среднем 8-9 лет.

"Дикий" туризм

Наш уникальный край будто специально создан для туризма. Но чтобы туристическая отрасль развивалась и приносила ощутимый доход, нужно расширять, а где-то заново создавать инфраструктуру. Ведомственные турбазы в этом не заинтересованы. Они находятся на балансе предприятий, для них заполняемость не имеет принципиального значения, стимулы для развития отсутствуют. Нужно искать варианты перевода их на самостоятельный баланс, а затем искать для них инвесторов или сдавать в аренду.

Потенциальные инвесторы, которые могли бы вкладывать деньги в строительство новых объектов размещения туристов, не имеют полной ясности в этом вопросе. Любой инвестор заинтересован получить землю в собственность. Но сегодня большинство привлекательных территорий - это леса первой категории федерального значения. Есть норма, запрещающая там хозяйственную деятельность, а перевести их в другую категорию чрезвычайно сложно. Кроме того, до сих пор нет Комплексной территориальной схемы центральной экологической зоны Байкала, точного определения рекреационных мест на побережье. По Закону о Байкале мы должны подготовить правила организации туризма, в которых будут отражены требования как к застройщикам и владельцам объектов размещения, так и к самим туристам. Для этого нужно, чтобы ученые разработали и утвердили предельно допустимые нормы нагрузок в центральной экологической зоне озера Байкал.

Все эти и другие вопросы, связанные с организацией туризма в Бурятии, станут предметом обсуждения и реализации в Плане действий Правительства Республики Бурятия на 2004 год.

Каждое лето на берегах Байкала появляются огромные палаточно-автомобильные города. По окончании сезона после них остаются кучи мусора, пни от варварски вырубленных деревьев. Местные власти пытались с этим бороться, ища определенную выгоду и для себя. По словам главы администрации Кабанского района Виктора Котова, в 2000 году на въезде в рекреационную зону был установлен шлагбаум, с каждого отдыхающего стали брать по 6 рублей. В 2001 году таким образом удалось собрать 120 тыс. рублей. Деньги направили на благоустройство территории отдыха - построили туалеты, установили мусоросборники. Однако по представлению прокуратуры суд запретил такую деятельность. Тем не менее, и администрация, и местные жители видят в развитии туризма возможность организации собственного бизнеса.

В районе был проведен конкурс на предоставление земельных участков под строительство магазинов и кафе. 39 предпринимателей получили землю, заплатив по 335 рублей за 1 кв. м. В итоге бюджет получил около 150 тыс. рублей, которые пойдут на плановые благоустроительные работы.

Местные жители все увереннее осваивают новый для себя вид бизнеса - предлагают жилье "дикарям". Бытовые условия у них, конечно, проигрывают турбазам, но и цены несопоставимы. К примеру, в том же Кабанском районе почти на самом берегу озера стоит усадьба Альбины Щербаковой. За 50 рублей в сутки туристам предлагается проживание в отдельном флигеле (для сравнения: сутки отдыха в августе на базе "Энхалук" обойдутся туристу от 800 до 3000 рублей). По желанию клиентов хозяйка и еду приготовит. Реклама Альбине Щербаковой не нужна - ее делают те, кто хоть однажды у нее останавливался.

Подобный бизнес в условиях безработицы становится все более распространенным на берегах Байкала. Люди на своих усадьбах строят домики, летние кухни, сауны специально для туристов, порой занимая значительную часть огородов. Они ни у кого не просят инвестиций, надеются только на себя. И сколько туристов предпочитают такие "принимающие дома" - посчитать невозможно. Так называемый сельский туризм развивается гораздо успешнее, чем официальный.

Перспективы

Специалисты из Комитета по туризму считают, что ситуацию может изменить принятая в этом году Концепция развития туризма до 2010 года. Для ее разработки было проведено серьезное маркетинговое исследование, в котором приняли участие Комитет по туризму, Байкальская региональная ассоциация туризма, районные информационные центры туризма. Выяснилось, что в ближайшее время рассчитывать на развитие въездного туризма оснований нет. Одна из причин - не соответствующий международным стандартам уровень инфраструктуры, недостаточное качество оказываемых услуг. Впрочем, и российские туристы не всегда довольны. Они тоже хотят комфорта, и за умеренную плату. Оказалось, существует устойчивый спрос на гостиницы и турбазы с небольшим количеством мест и на коттеджи. Именно их на побережье не хватает. Поэтому и развивается сельский туризм - примерно 10% туристов с удовольствием останавливаются в частных домах.

Изменились за последние годы интересы туристов. Все больше желающих отдыхать активно - заниматься серфингом, рафтингом, конным спортом, кататься на лыжах, на снегоходах.

В Бурятии есть уникальные природные комплексы, но нет приличных дорог и транспорта, не везде есть связь, электричество. "Мы готовы продавать продукт, продвигать Бурятию на туристическом рынке, - говорят руководители туристических компаний. - Вот только продавать пока особо нечего".

Прежде чем рассчитывать на прибыль, надо товар создать. Везде в мире турист платит за комфорт, в создание которого были вложены солидные средства. Поэтому и региональной власти, если она всерьез намерена получать дивиденды от туризма, необходимо позаботиться об инвестициях, о привлечении предпринимателей, готовых на льготных условиях сотрудничать с этой властью ради будущей выгоды.

Андрей Измайлов, председатель Комитета по туризму Республики Бурятия

Андрей ИзмайловНаш уникальный край будто специально создан для туризма. Но чтобы туристическая отрасль развивалась и приносила ощутимый доход, нужно расширять, а где-то заново создавать инфраструктуру. Ведомственные турбазы в этом не заинтересованы. Они находятся на балансе предприятий, для них заполняемость не имеет принципиального значения, стимулы для развития отсутствуют. Нужно искать варианты перевода их на самостоятельный баланс, а затем искать для них инвесторов или сдавать в аренду.

Потенциальные инвесторы, которые могли бы вкладывать деньги в строительство новых объектов размещения туристов, не имеют полной ясности в этом вопросе. Любой инвестор заинтересован получить землю в собственность. Но сегодня большинство привлекательных территорий - это леса первой категории федерального значения. Есть норма, запрещающая там хозяйственную деятельность, а перевести их в другую категорию чрезвычайно сложно. Кроме того, до сих пор нет Комплексной территориальной схемы центральной экологической зоны Байкала, точного определения рекреационных мест на побережье. По Закону о Байкале мы должны подготовить правила организации туризма, в которых будут отражены требования как к застройщикам и владельцам объектов размещения, так и к самим туристам. Для этого нужно, чтобы ученые разработали и утвердили предельно допустимые нормы нагрузок в центральной экологической зоне озера Байкал.

Все эти и другие вопросы, связанные с организацией туризма в Бурятии, станут предметом обсуждения и реализации в Плане действий Правительства Республики Бурятия на 2004 год.