Карточный расклад

Пока сибирский рынок "пластика" развивается в основном за счет зарплатных проектов на предприятиях. Вместе с тем лидеры рынка уже начали готовиться к новому этапу, где определяющую роль будут играть новые "пластиковые" продукты - безналичные платежи и массовое кредитование

Рынок банковских пластиковых карт Сибири активно растет. За 9 месяцев 2003 года количество эмитированных карт увеличилось в 1,5 раза и достигло 2,5 млн штук, или 12% от общероссийской эмиссии. За третий квартал текущего года объем операций физических и юридических лиц с использованием пластиковых карт в регионе составил 14,3 млн на общую сумму более 36 млрд рублей.

В отличие от прошлых лет в 2003 году наблюдался равномерный рост количества клиентов всех платежных систем: заняв довольно существенную долю (более 30%), международные карты снизили темпы экспансии на региональный рынок. Безусловным лидером рынка Сибири остается национальная карта "Золотая корона", доля которой составляет около 55%.

В силу особенностей банковской отчетности выделить остатки на счетах пластиковых карт невозможно, поэтому мы оценили банки по остаткам на вкладах физических лиц до востребования, большую часть которых составляют "пластиковые" деньги. Первую строчку по данному показателю среди сибирских банков занимает Омскпромстройбанк (791 млн рублей). За ним идут Востсибтранскомбанк (631 млн рублей) и Сибакадембанк (503 млн рублей). При этом наибольшие темпы прироста по этому показателю по итогам восьми месяцев 2003 года продемонстрировали " Алемар", Банк Хакасии и Омск-Банк - 184%, 130% и 121% соответственно.

Лидером по обороту денежных средств через банкоматы (данный показатель характеризует реальные масштабы "пластикового" бизнеса банка) за август текущего года стал Сибакадембанк - 536 млн рублей. На второй позиции Омскпромстройбанк. Через его банкоматы за месяц прошли 402 млн рублей. И, наконец, тройку замыкает Кузбассугольбанк, чей показатель зафиксирован на уровне 395 млн рублей.

Экстенсивный рост

Пластиковая карта - универсальный платежный инструмент, который является ключом доступа к управлению банковским счетом и позволяет своему владельцу оплачивать товары и услуги в различных торговых и сервисных предприятиях, получать наличные деньги, а также пользоваться другими дополнительными услугами и определенными преимуществами. Однако, несмотря на активное развитие рынка этого банковского продукта, одна из его основных функций - расчетная - пока остается в Сибирском регионе, как впрочем и в целом по стране, в тени. Так, в общем объеме сделок, осуществляемых с использованием банковских карт различных эмитентов, в среднем 1% операций проведен в текущем году в торгово-сервисной сети, и 99% составляет получение наличных средств. Показатель варьируется в зависимости от вида платежной системы - от 0,3% для "Сберкарт" и до 2% для карт Visa. Неудивительно, если учесть тот факт, что подавляющее большинство пластиковых карт региона обслуживают зарплатные проекты. По некоторым оценкам, они занимают более 95% регионального рынка. "Рынок пластиковых карт в регионе находится только в самом начале своего развития, и между банками идет острая конкурентная борьба за клиента. На сегодняшний день зарплатные проекты являются инструментом, который позволяет привлечь максимальное количество клиентов в короткие сроки без серьезных маркетинговых вложений", - так комментирует сложившуюся ситуацию Тамара Терентьева, начальник управления комплексного обслуживания населения и эмиссионно-кассовых операций Томскпромстройбанка (Томск).

Популярность зарплатных проектов объясняется тем, что при переводе зарплаты в "пластик" снижаются затраты на содержание бухгалтеров и кассиров, появляется возможность сократить очереди в день выдачи зарплаты. Для банков это дешевые пассивы в виде остатков на счетах, а также дополнительные комиссии. Впрочем, преимущества для самих работников менее очевидны. Неудобство доставляет множественность платежных систем, используемых в регионе. И даже в рамках одной системы банкоматные сети различных банков оказываются локализованными, поскольку снятие наличных в банкоматах чужих банков всегда облагается дополнительной комиссией. В результате карта любой системы, будучи качественным инструментом на одной территории, на другой оказывается неудобной. О договоренности между банками по созданию единой банкоматной сети пока речи не идет, хотя успешные примеры подобных объединений в других регионах страны есть. Вот и выстраиваются около банкоматов каждый месяц очереди с одной только целью - снять заветную наличность.

На данный момент зарплатные проекты являются основным полем конкуренции среди банков. Однако, по свидетельству большинства участников, этот сегмент сужается, поскольку основные крупные предприятия "поделены", и теперь борьба постепенно перемещается в сегмент средних и малых компаний. Развитие чистого "пластика" пока сдерживается отсутствием массовых технологий обслуживания и дополнительных услуг, которые перевесили бы в сознании населения минусы в виде неразвитой инфраструктуры.

Будущее за новыми продуктами

Для того, чтобы пластиковая карта стала не только инструментом получения заработной платы, но и реальным платежным средством, банкам необходимо более пристальное внимание уделять развитию региональной эквайринговой сети - сети обслуживания карт на предприятиях торговли и сервиса. "Эффективность пластиковых карт как инструмента привлечения ресурса будет высокой только в том случае, если банк организует широкую инфраструктуру по приему своих карт: банкоматную и терминальную сеть с возможностью круглосуточного получения наличных и предложит своим клиентам новые услуги с использованием карт. Тогда у клиентов банка не будет необходимости снимать всю заработную плату сразу после зачисления, а средства на картсчетах будут неуклонно расти", - уверена Наталья Харитонова, начальник отдела пластиковых карт Углеметбанка (Кемерово).

Значительным сдерживающим фактором роста "пластикового" рынка региона на данный момент становится темп изменения количества торгово-сервисных точек, обслуживающих карты: с начала года их количество увеличилось всего на 15%, а пунктов выдачи наличных и банкоматов - примерно на 20% и 30% соответственно. В то же время, несмотря на довольно высокие темпы прироста, в абсолютных показателях число банкоматов по всей Сибири не превышает полутора тысяч штук, или, по некоторым оценкам, около 10% от общероссийского числа. Небольшое количество банкоматов можно объяснить как дороговизной самих машин (от 30 до 100 тыс. долларов), высокой стоимостью их обслуживания, так и недостаточным развитием самой системы безналичного расчета в регионе.

Что касается терминалов, обслуживающих карты, то они, как правило, устанавливаются в крупных торговых центрах, ресторанах, предприятиях сфер услуг, расположенных в центральной части города и рассчитаны преимущественно на потребителя с достаточно высоким уровнем дохода.

Согласно статистике эквайринговая сеть Сибири насчитывает более трех тысяч точек. Однако не во всех из них владелец карты реально может рассчитаться за товары и услуги. Условно оставаясь в информационной базе банков-эмитентов, магазины отказываются от такой практики, потому как сталкиваются с низкой покупательной активностью держателей карт и сложностями, связанными прежде всего с обеспечением качественной связи, а также отсутствием опыта кассиров в данной сфере. В нежелании магазинов работать с банковскими терминалами немаловажную роль сыграла опять же раздробленность платежных систем. Неудобно обслуживать карты нескольких основных систем, представленных в Сибири, им приходится либо делать выбор, либо отказываться от "пластиковых" расчетов.

Таким образом, пока "пластиковый" бизнес развивается в основном экстенсивно, набирая обороты за счет зарплатных проектов. Но ситуация начинает меняться. В этом заинтересованы прежде всего сами банки, которые падающая маржа заставляет искать дополнительные источники доходов и дешевых пассивов. Несколько банков региона уже ввели различные программы, такие как, например, проведение безналичной оплаты топлива на АЗС со скидкой. Крупнейшие игроки находятся в процессе внедрения таких услуг, как оплата коммунальных платежей, платежей за сотовую связь, электроэнергию. Некоторые банки начали предоставлять овердрафт (кредитование счета), правда только в рамках зарплатных проектов. И хотя "пластиковые" кредитные продукты пока не получили широкого распространения прежде всего из-за отсутствия у банков технологий массового обслуживания, этот сегмент, по оценкам экспертов, в ближайшем будущем будет одной из "звезд" банковского рынка. Именно развитие дополнительных услуг в обозримом будущем приведет к новому качественному витку развития рынка пластика.

Банкиры о сибирском рынке пластиковых карт

Наталья Харитонова, начальник отдела пластиковых карт Углеметбанка (Кемерово):

- Банковские продукты с использованием карт являются основным инструментом в развитии розничного бизнеса банка, потому как позволяют создавать новые услуги, являются эффективным средством маркетинга. Основным целевым рынком будущего мы считаем привлечение на обслуживание предприятий бюджетной сферы и так называемых "клиентов с улицы".

Александр Динеко, старший менеджер отдела развития и внедрения услуг Новосибирсквнешторгбанка (Новосибирск):

- Перспективы развития рынка пластиковых карт радужные, так как именно в последний год чувствуется значительное оживление на рынке пластиковых карт. Намного большее количество организаций стали выплачивать заработную плату на карточки. В будущем году эта тенденция будет усиливаться, потому как компании осознали преимущества этого инструмента и стремятся перейти на такую систему оплаты труда. Но имея карту на руках, владелец будет расплачиваться с ее помощью в магазине только в том случае, если ему удобно. И основная проблема заключается в низких темпах развития обслуживающей торговой сети. Добровольных держателей карт, на мой взгляд, рассматривать в качестве перспективного сегмента пока не стоит.

Тамара Терентьева, начальник управления комплексного обслуживания населения и эмиссионно-кассовых операций Томскпромстройбанка (Томск):

- Наиболее существенным фактором, сдерживающим развитие рынка пластиковых карт, является несовершенство налогового законодательства - существование серьезных недоработок в законе о налоге на вмененный доход, введение в действие указа о применении контрольно-кассовых аппаратов при осуществлении безналичных расчетов. Кроме того, по-прежнему значительным сдерживающим механизмом остается "психологический" фактор. Население после кризиса 1998 года настороженно относится к банкам, предпочитая держать наличные деньги при себе.