От зерна до хлеба

22 декабря 2003, 00:00
  Сибирь

2003 12 (12)

Отсутствие единой аграрной политики - это не упрек или обвинение в адрес государства. Это неоспоримый факт. Во время существования СССР, безусловно, были свои проблемы в организации сельского хозяйства. Но о чем сейчас действительно приходится жалеть, так это о развале существовавшей системы взаимоотношений государства и аграрного комплекса. Тогда были стабильные цены, рынки сбыта, схема обновления парка машин, комбайнов, тракторов, у людей была заработная плата и уверенность в завтрашнем дне.

А что видим мы сегодня? Складывается впечатление не то поиска аграрной идеи, чего-то совершенно нового, оригинального, не то обыкновенного безразличия, непонимания всей остроты возникшей проблемы. В стране, где половина населения - сельские жители, где прежде в изобилии было и молоко, и хлеб, и мясо, где на экспорт шли зерно и лен, подменять государственный подход различными экспериментами просто неразумно. Ведь в результате мы имеем деградировавшую во всех отношениях отрасль экономики. У села нет квалифицированных кадров, даже среди руководителей есть люди, не имеющие высшего образования. У села нет современной техники, в большинстве своем крестьяне работают на устаревшей, еще с советских времен оставшейся технике. У села нет сил и средств развивать это производство, делать его более эффективным.

И, конечно, на таком уровне вряд ли мы выдержим конкуренцию с сельхозтоваропроизводителями других стран - тех, где есть хорошо отлаженное производство.

Действительно, хочется надеяться, что эта осень с урожаем качественным, но небогатым, заставит правительство задуматься всерьез о будущем аграрного производства. В зоне рискованного земледелия, к которой относится практически вся Россия, не стоит полагаться на авось, на крестьянина, который обязательно что-нибудь да придумает только ради того, что самому жить тоже хочется. Надеяться на то, что региональные власти изобретут велосипед, на котором местному агропромышленному комплексу удастся выбраться на широкую дорогу стабильного и эффективного производства, тоже не приходится. Создать благоприятные условия на отдельно взятой территории, мы это все прекрасно знаем, просто невозможно. И нынешняя осень тому яркий пример. Созданным наспех региональным фондам не удается сдерживать рост цен на мясо птицы, на свинину, на яйца. А зернопереработчикам, выступившим в качестве кредиторов для крестьян минувшей весной, не получается вернуть свои деньги. На селе хитрят, ждут повышения цен, надеются хоть таким образом найти выход из лабиринта долгов. Но кто будет их авансировать следующей весной - уже сегодня большой вопрос. Собственных денег к посевной у хозяйств, за редким исключением, не будет.

Запасы села исчерпаны, об этом говорят сегодня практически все, кто имеет непосредственное отношение к сельскому хозяйству. И ждут, что время экспериментов вот-вот станет прошлым. Государство определит свою позицию по отношению к селу, придет к пониманию, что АПК, так же как и любая другая отрасль экономики, нуждается в четких правилах игры. Что сельское хозяйство лишь отчасти живет по правилам рынка. Что сельскохозяйственное производство - это прежде всего вопрос стратегический, вопрос социальной политики государства.

Виктор Майбах, генеральный директор Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Новосибирской области

2003 13 (13)

Сухой Лог притягивает к "Полюсу"

С публикацией про "Полюс" и Сухой Лог ваш журнал попал в десятку. Кто станет хозяином крупнейшего золоторудного месторождения - вопрос государственной важности. 10 декабря Совет Федерации обратился с запросом в Правительство РФ, в котором говорится, что для защиты геополитических интересов страны необходим запрет на участие в конкурсе иностранных компаний. Цены на золото на мировом рынке растут, и это устойчивая тенденция последних лет. Растет и конкуренция между иностранными компаниями за получение права на разработку золоторудных месторождений. Вполне возможно, что на открытом аукционе, если решение о проведении такового будет принято, иностранцы предложат значительно большую сумму, чем отечественные компании. Но начнут ли иностранцы реально разработку Сухого Лога - большой вопрос. И тогда может получиться, что, погнавшись за сиюминутной выгодой в виде получения "всего и сразу", государство проиграет перспективу. Не будет активной разработки месторождения, значит, не будет расширяться налоговая база, значит, лишится возможных поступлений бюджет.

Н. Колыванская

Экспорт пространства

Проблемы, поднятые в статье "Экспорт пространства", очень важны. Развитие транспортной отрасли напрямую влияет на экономическое развитие России в целом. Ставка на "торговлю пространством" и экспорт транспортных услуг должны стать ключевыми задачами для России с ее огромной территорией.

Наша страна имеет большой потенциал в обеспечении международных транзитных перевозок между Европой, Азией и Америкой, который пока в полной мере не используется. Почему не используется - достаточно подробно и доказательно говорится в статье. Как говорится и о том, что сегодня ведется активная модернизация подвижного состава, строятся новые пути транзита, стыки с железнодорожными магистралями других государств. В результате железная дорога должна стать основой транспортного комплекса страны.

Нельзя не согласиться с автором, что развитие Транссиба должно быть реализовано на базе современных технологий, которые бы обеспечили приемлемую скорость передвижения грузов. Но хотелось бы подробнее сказать о проблеме, которая в статье лишь обозначена. Разве можно представить развитые транспортные коридоры без современных информационных технологий, которые смогли бы обеспечить четкое управление, планирование графиков перевозки, быстрое определение местонахождения груза? Конечно, нет. Как профессионал, скажу: работа в этом направлении ведется. Базой для создания единого информационного пространства транспортного сектора может стать современная телекоммуникационная сеть железных дорог. Всего за три года железнодорожниками был реализован уникальный проект по строительству Магистральной цифровой сети связи (МЦСС). Сегодня ее протяженность достигла 52 тыс. км.

Главный эффект от использования МЦСС заключается в реальной возможности внедрения самых передовых информационных технологий на железнодорожном транспорте. Благодаря цифровой сети связи, на Российских железных дорогах активно внедряются автоматизированная система пономерного учета вагонного парка и контейнеров, автоматизированная система оформления перевозочных документов, единые диспетчерские центры. Напомню, ведь в 90-х годах, в том числе и из-за несовершенства российской логистической системы, когда контейнеры задерживались в пути и случались хищения, а хозяева не могли добиться ответа, где же их товар, поток через Транссиб сократился в 6-7 раз по сравнению с началом 80-х. Сегодня положение меняется.

Для эксплуатации и обслуживания МЦСС была специально создана компания "ТрансТелеКом". По поручению МПС компания уже соединила сеть связи Российских железных дорог с аналогичными сетями в Финляндии, Литве, Белоруссии, Украине, Казахстане, Монголии и Китае, что позволяет реально обмениваться информацией о транзитных грузах между Европой и Азией. В диспетчерских пунктах можно проследить прохождение любого контейнера на любом участке пути.

Инициатива компании "ТрансТелеКом" стать инфокоммуникационным интегратором транспортного комплекса России нашла поддержку руководства транспортных ведомств страны, о чем говорилось на конференции "Транспортная стратегия России" в Москве в декабре 2003 года.

ЗАО "Зап-СибТранстелеком", являясь региональным представителем компании "ТрансТелеКом", осуществляет эксплуатацию и обслуживание МЦСС РЖД на территории Западной Сибири. В зоне ответственности "Зап-СибТранстелекома" - более 4 тыс. км МЦСС, обеспечивающей доступ к сети в любой точке региона, где есть железная дорога.

Дальнейшая стратегическая задача - повысить транзитный потенциал Западной Сибири, выработать основы объединения всех транспортных систем. Волоконно-оптическая сеть "Зап-СибТранстелекома" является одним из ключевых элементов реализации программы единого информационного пространства Сибирского федерального округа.

Полностью поддерживаю автора в необходимости создания мультимодальных транспортных узлов в крупнейших городах Сибири. В первую очередь - в Новосибирске. Его расположение на пересечении главных транспортных путей - авиационных, железнодорожных, водных - из Европы в Азию и Америку дает большой шанс для нашего региона. Это задача не только Новосибирской области, а всего округа в целом. Все терминалы - транспортные, складские, таможенные - должны быть объединены в единую коммуникационную сеть.

Виктор Лясман, генеральный директор ЗАО "Зап-СибТранстелеком"