Время бюджета развития

Тема недели
Москва, 23.02.2004
«Эксперт Сибирь» №3 (17)
Комментарий редакции

Бюджет переломного времени в любой стране - это прежде всего бюджет выживания. В Российской Федерации время выживания завершилось. Пора думать о том, как развиваться. Если мы вспомним критические моменты в истории разных стран, тех же Соединенных Штатов в 1929-1935 годы, в той же Германии после Первой мировой войны, то увидим, что бюджеты этих государств были ориентированы на стимулирование развития. При этом использовались ключевые идеи. Например, в США упор делался на общественные работы, которые финансировались государством. В Германии усилия концентрировались на строительстве знаменитых "автобанов", дорог высочайшего качества.

Пришло время, когда для поднятия российской экономики необходимо найти и применить ключевую идею, с помощью которой можно мобилизовать внутренние резервы, использовать приобретенный за период рыночных преобразований опыт. Такую ключевую идею, на мой взгляд, можно применить, сосредоточив усилия на развитии российского лесопромышленного комплекса. Лес - это единственный ресурс нашей страны, возобновляемый и востребованный во всем мире. Скандинавские страны, занимаясь реэкспортом карельского и архангельского леса, получили громадный экономический эффект. По этому пути пошли и китайские предприниматели, которые из Иркутской области, Красноярского края и других регионов Сибири за бросовые цены вывозят лиственницу, кедр, ангарскую сосну и продают гораздо дороже.

Почему бы правительству, аккумулирующему большие средства, собираемые в виде налогов с территорий, не вложить часть этих финансовых ресурсов в развитие наших лесоперерабатывающих предприятий, которые бы занимались глубокой переработкой древесины, и отправлять за границу лес в виде готовой продукции.


Владимир Аксёнов

Сегодня специалисты Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" (МАСС) готовы представить правительству разработанную программу развития лесопромышленного комплекса. Программа содержит четкую схему вложения средств с возможностью достаточно быстрой отдачи.

Пока же, судя по тому, как исполняется федеральный бюджет, его потенциал используется не для того, чтобы двигать страну вперед, а для того, чтобы латать прорехи в экономике. Хотя финансовые ресурсы государства уже сегодня позволяют сверстать бюджет развития на основе перспективного плана подъема определенных отраслей. На взгляд специалистов МАСС, такими отраслями могут стать, во-первых, строительные и транспортные комплексы, во-вторых - перерабатывающая промышленность, которая опирается, прежде всего, на собственные ресурсы.

Что с нашей точки зрения целесообразно было бы сделать? Первым делом отрегулировать законодательство с точки зрения привлекательности инвестиционных вложений. Ведь сейчас в коммерческих банках лежат колоссальные деньги. Не меньше их у населения "в заначке" в виде долларовых и рублевых накоплений. Эти деньги вполне могут заработать, если предложить достаточно привлекательные схемы их привлечения. Государству пора определиться с программой реструктуризации банковской системы, чтобы банки могли обрести стабильность, уверенность в завтрашнем дне. Противоречивые решения правительства о перспективах банковской системы пока этому не способствуют, и население не торопится развязать чулки с накоплениями. Побудить к этому может четкая программа развития ипотеки.

Не дожидаясь, пока такая программа будет спущена из центра, ее подготовкой занялись специалисты МАСС. Она тесно увязана с перспективой развития строительного комплекса Сибири. Эта работа требует финансирования, оно как всегда недостаточно. И это неудивительно. В условиях, когда центр забирает у регионов львиную долю хорошо собираемых налогов, оставляя территориям налоги достаточно проблемные, сложно собираемые, все наши программы финансируются по остаточному принципу и тормозят решение возникающих на местах проблем.

Пора понять: люди на местах гораздо лучше знают обстановку, владеют ситуацией и способны решать самые сложные задачи развития регионов, а значит, и всего общества.

У партнеров

    Реклама