Зеленый шум

Экономика и финансы
Москва, 23.02.2004
«Эксперт Сибирь» №3 (17)
Чтобы сохранить природу Байкала, придется затормозить экономическое развитие Бурятии

В новом проекте постановления "Об экологическом зонировании Байкальской природной территории", по сравнению с первоначально разработанным вариантом, территория центральной экологической зоны (ЦЭЗ) увеличена в 16 раз. Поскольку в ЦЭЗ запрещены практически все виды хозяйственной деятельности, экономическое развитие Республики Бурятия, на территорию которой приходится 67% новой зоны, после утверждения постановления может существенно затормозиться.

Зоны есть - границ нет

Хозяйственная деятельность на Байкальской природной территории (БПТ) регулируется федеральным законом "Об охране озера Байкал". БПТ охватывает часть территорий Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей, а также Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Байкальская природная территория, общая площадь которой 386,158 тыс. кв. км, разделена на три экологические зоны: центральную, буферную и зону атмосферного влияния. Для каждой из зон установлен свой уровень ограничения хозяйственной деятельности. Максимальный действует в ЦЭЗ.

При этом границы зон в законе не прописаны - они должны быть утверждены отдельным постановлением Правительства РФ. И хотя закон об охране Байкала принят Государственной Думой еще в апреле 1999 года, специального постановления до сих пор не было. Зато в августе 2001 года появилось другое постановление ( 643), в котором перечислены виды деятельности, запрещенные в центральной экологической зоне. Сложилась парадоксальная ситуация: власти регионов, входящих в БПТ, знают, какие виды деятельности запрещены, но не знают, в каких границах действуют эти запреты.

С 2000 по 2003 год по заказу Министерства природных ресурсов (МПР) экологическим зонированием байкальской территории занимался иркутский Институт географии Сибирского отделения РАН. В октябре 2003 года проект постановления Правительства РФ "Об утверждении границ БПТ и ее экологических зон", получив положительное заключение заинтересованных министерств и ведомств, был передан на Государственную экологическую экспертизу. По этому проекту в состав ЦЭЗ вошел сам Байкал, а также водоохранная зона в пределах 5-7 км от побережья и особо охраняемые природные территории (ООПТ), примыкающие к озеру. В Иркутске даже успели издать и распространить карты БПТ с границами центральной экологической зоны согласно разработанному проекту - никто не сомневался, что границы будут приняты именно в таком виде. Как рассказал высокопоставленный чиновник Федерального управления природоохранной деятельностью на озере Байкал ("Байкалприрода") МПР, при подготовке проекта разработчики "собрали максимальную информацию, учли все основные моменты, включая гидрогеологию, а за основу взяли методику ландшафтного планирования, разработанную Институтом географии и утвержденную руководителем департамента МПР РФ Амирханом Амирхановым в 2000 году".

Экологическое вето

Основной довод правительства республики против совмещения границ центральной экологической зоны и Участка всемирного наследия ЮНЕСКО заключается в том, что сейчас экологические издержки Бурятии в ЦЭЗ ежегодно составляют 1,6 млрд рублей. А если границы увеличатся, то эта сумма, якобы, возрастет до 6 млрд. Но как, кто и по каким методикам это считал - мы не знаем. Собираемся сделать запрос правительству Бурятии, чтобы нам показали эти расчеты. Я думаю, и местное самоуправление, и республика очень сильно проиграют, если граница ЦЭЗ будет принята по варианту Института географии. Тогда местным властям придется самостоятельно решать проблемы конверсии существующих предприятий. А если зона будет увеличена, есть надежда, что федеральный центр поможет в финансовом или законодательном плане, например, предоставив налоговые льготы для определенных видов деятельности или выделив инвестиции на развитие бизнеса по продаже байкальской воды.

Тем более неожиданным оказалось отрицательное заключение Государственной экологической экспертизы МПР по этому проекту, сделанное в конце октября 2003 года. Экспертная комиссия отметила ряд существенных недостатков в разработке иркутских ученых. В частности, в проекте не рассмотрена перспектива развития на Байкальской природной территории трубопроводного транспорта, который представляет одну из наиболее серьезных потенциальных угроз для экосистемы озера. Кроме того, в своем заключении эксперты указали, что граница ЦЭЗ должна совпадать с границей Участка всемирного наследия (УВН), утвержденного комитетом Всемирного наследия ЮНЕСКО в январе 2003 года.

Сразу после экспертизы МПР поручило "Байкалприроде" до конца 2003 года разработать и представить новые границы центральной экологической зоны. 21 января 2004 года очередной проект вновь поступил на рассмотрение Госэкоэкспертизы.

На вопрос о том, кто пролоббировал столь быстрое решение о расширении границ ЦЭЗ, чиновники правительства Бурятии, курирующие вопросы экологии, разводят руками. Наиболее активно обсуждается так называемый "зеленый" след. Впрочем, экологические организации своей заинтересованности в увеличении центральной экозоны и не скрывают. По словам руководителя Бурятского регионального объединения (БРО) по Байкалу Сергея Шапхаева, в начале ноября прошлого года, накануне совещания в МПР с представителями ЮНЕСКО, посвященного озеру Байкал, несколько экологических организаций: БРО по Байкалу,"Байкальская экологическая волна" (Иркутск),и"Гринпис Россия" и Российское отделение Всемирного фонда дикой природы - направили письмо на имя министра природных ресурсов РФ Виталия Артюхова. Помимо одобрения планов совмещения границ ЦЭЗ с границей байкальского участка Всемирного природного наследия, "зеленые" предложили установить мораторий на проектирование и строительство магистральных трубопроводов по территории водосборного бассейна Байкала до принятия подзаконных нормативно-правовых актов, упомянутых в федеральном законе об охране озера.

Бизнес-проекты под ударом

В правительстве Бурятии считают, что экономические последствия увеличения территории ЦЭЗ в 16 раз могут быть непредсказуемыми. Первый заместитель председателя правительства Бурятии Владимир Гейдебрехт направил председателю Президиума СО РАН Николаю Добрецову письмо с просьбой поддержать республиканские власти в стремлении сохранить границы ЦЭЗ согласно первоначальному проекту Института географии. В письме Гейдебрехт приводит такие цифры: "Финансово-экономические издержки Республики Бурятия, обусловленные особым режимом хозяйственной деятельности, ежегодно составляют более 1,6 млрд рублей. При увеличении границ эти издержки увеличатся до 6 млрд в год". Впрочем, откуда взялась эта сумма - не совсем понятно. По словам заместителя министра экономического развития Бурятии Нины Ключниковой, никаких расчетов экономических последствий для республики от нового проекта не было - это дело не одного месяца.

Тем не менее, некоторые экономические последствия расширения границ центральной экологической зоны можно просчитать уже сейчас. Во-первых, можно будет поставить крест на проекте строительства нефтепровода из Ангарска в Китай. Этот проект имеет три варианта прохождения трассы. В двух из них трубопровод проходит через территорию Тункинского национального парка, что запрещено законом об ООПТ, а третий, самый восточный, минует ЦЭЗ по варианту Института географии, но проходит по Участку всемирного наследия. В случае утверждения нового экологического зонирования этот вариант нефтепровода также станет юридически нелегитимным. На севере Бурятии под новые границы ЦЭЗ попадет крупнейшее в России по запасам свинца и цинка Холодненское месторождение полиметаллов. Его утвержденные запасы - 519 млн тонн руды. На разработку месторождения уже объявлен аукцион, который должен состояться 15 марта. В случае принятия новых границ ЦЭЗ разработка Холодненского месторождения будет противозаконной.

В полном перечне видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, 36 пунктов. В частности, запрещена заготовка леса, а также все виды промышленной деятельности. Неясно, что будет с туризмом на Байкале, на развитие которого в Бурятии возлагают большие надежды. Согласно перечню, в центральной зоне запрещено размещение рекреационных объектов, временных палаточных городков, туристских стоянок и стоянок транзитного транспорта вне рекреационных территорий, предусмотренных комплексной схемой охраны и использования природных ресурсов БПТ.

В неофициальных беседах чиновники правительства Бурятии, курирующие экологические вопросы, признают, что с точки зрения экологической безопасности Байкала проект увеличения границы центральной зоны, безусловно, более привлекателен. Но откуда будут компенсироваться экономические потери республики, связанные с охраной озера: из федерального центра или из бюджета ЮНЕСКО - никто не знает. По крайней мере, до настоящего времени ни международные экологические организации, ратующие за сохранение озера, ни ЮНЕСКО в какой-либо спонсорской помощи по охране Байкала замечены не были. Возможно, после принятия нового проекта ЦЭЗ дело сдвинется с мертвой точки. Так, на прошедшей 22 января в Иркутске встрече с губернатором области Амирхан Амирханов заявил: "С появлением этого документа Россия уже в текущем году может рассчитывать на международную финансовую поддержку для проведения природоохранных мероприятий. Примерная сумма может составить 2 млн долларов". Но если природа Байкала сможет чувствовать себя более защищенной, то экономике Бурятии лишение нескольких перспективных направлений развития не сулит ничего хорошего.

Сергей ШапхаевСергей Шапхаев, руководитель Бурятского регионального объединения по Байкалу

Главный плюс совмещения границ ЦЭЗ с границами Участка всемирного наследия в том, что многие опасные для Байкала виды деятельности будут запрещены. Но есть и некоторые минусы. Например, запрет на размещение рекреационных объектов, палаточных городков и туристических стоянок. Правда, в перечне делается оговорка: только вне предусмотренной комплексной схемой охраны и использования природных ресурсов БПТ. Однако комплексная схема еще не разработана. Еще один минус - запрет на деятельность, которую уже осуществляет ряд предприятий. Мы в качестве компромиссного варианта предлагаем поэтапное выполнение пунктов этого перечня. Сначала необходимо запретить те виды деятельности, которых сейчас на Байкале еще нет: строительство магистральных нефтепроводов, добычу нефти и газа, радиоактивных и металлических руд. А остальные ограничения нужно вводить по мере того, как будут выработаны финансово-экономические механизмы компенсаций для населения. С этими предложениями мы обратились к министру природных ресурсов РФ Виталию Артюхову.

У партнеров

    Реклама