Предприятие " Элан", построенное на окраине Омска в поселке Дружино, специализируется на производстве картофеля фри и других продуктов глубокой заморозки. Руководитель компании Эдуард Маркварт намерен потеснить польских производителей frost-food на российском рынке.
Мы чужие на празднике жизни
Рынок замороженных продуктов в России растет в среднем на 30% в год. Фактически он поделен между европейскими производителями и их российскими партнерами, освоившими упаковку импортных продуктов в СНГ. Объем рынка свежезамороженных овощей и фруктов в нашей стране в 2003 году составил около 150 тыс. тонн, причем на долю отечественных производителей приходится не более 10-15%. Наиболее известны и узнаваемы на рынке брэнды польских компаний, специализирующихся на производстве свежезамороженных смесей (Hortex, Chlodnie Zgoda и Elisner), а также бельгийские производители (Ardo, Frost, Unifrost n.v. и Dujardin).
Эдуарт Маркват
Кроме того, на рынок замороженных овощей и фруктов выходят компании, работающие на смежных рынках. Так, компания " Эликом" наладила производство замороженных овощей, расширив свою серию "Здоровое питание", а компания ООО "ЭСНА-ТМ", работающая под торговой маркой "Смак", добавила к ассортименту вареников и пельменей свежезамороженные овощи и овощные смеси. В списке российских производителей пока нет крупных сибирских игроков. Впрочем, реальные перспективы развития есть у новосибирской компании " Максима-Икс".
Многие фирмы на рынке специализируются на каком-то одном продукте, например, на замороженном картофеле. К таким предприятиям относится московское АО "Колосс". В этот же ряд можно поставить и компанию "Элан".
Долгий путь в бизнес
Опытный хозяйственник в прошлом - руководитель колхоза и советник в городской администрации - Эдуард Маркварт открыл свой первый оптово-розничной бизнес в Омске в начале перестройки. Заработанные деньги он потратил на образование в канадской бизнес-школе. Но приложения новым знаниям в России не нашел и в конце 90-х уехал на историческую родину - в Германию. Европа существенно изменила взгляды Маркварта на жизнь и бизнес. "Русский немец", так он определяет свою национальность, получил второе гражданство, устроил судьбу детей и семьи. И, оценив преимущества своего прежнего и нового положения (в Германии специалисты после 50 лет - наименее востребованная группа на рынке труда), вернулся в Россию для того, чтобы реализовать, возможно, главный проект своей жизни - завод по производству картофеля фри и других продуктов глубокой заморозки.
Первую попытку заняться переработкой сельхозпродуктов Эдуард Маркварт предпринял еще в начале 90-х, когда работал руководителем совхоза в Калачинском районе Омской области. Благодаря Павлу Бородину (тогда - председателю горисполкома Якутска), приехавшему в Калачинский район закупать картошку, Маркварт задумался о потерях, которые ежегодно несут государственные закупочные компании Севера. В дороге треть овощей портилась, переработка картофеля на месте выращивания позволила бы сократить потери практически до нуля. И тогда по инициативе Маркварта было создано АО "Сибирский рынок", одно из первых акционерных обществ в Омской области, и началась реализация проекта строительства в Калачинске завода по переработке картофеля.
Под будущее строительство государство выделило квоту на продажу нефти в 200 тыс. тонн. По расчетам, этой суммы должно было хватить на строительство завода с объемом переработки 35 тыс. тонн картофеля в год. Проект прошел все контролирующие инстанции и уже лежал на столе у тогдашнего вице-премьера Олега Сосковца, но началась структурная перестройка нефтяного комплекса и выделенную квоту заморозили.
Вторую попытку осуществить свой проект Маркварт предпринял с началом реализации президентской программы "Российские немцы". Германские инвестиции в обустройство мест компактного проживания российских немцев ежегодно в 8-10 раз превышали российские. В Омской области в 1992 году также образовался немецкий национальный район. Именно там, в поселке Азово директор АОЗТ "Элан" Эдуард Маркварт и запланировал построить завод.
Новый проект одобрили в правительстве, но "прямых немецких" денег решили Маркварту не давать, а использовать посредника - лизинговую фирму. К сожалению, условия получения кредита оказались не реальными и Маркварт вышел из состава акционеров "Элана".
Третью попытку построить завод Эдуард Маркварт предпринял только через два года.
Немецкая технология плюс деревенский менталитет
Немецкие инвесторы в 2002 году вложили в экономику Омской области свыше 1 млрд долларов. Большая часть этих денег потрачена на реконструкцию Омского нефтеперерабатывающего завода и запуск производства оконных блоков по европейскому стандарту. Немалое количество средств из Германии привезли русские немцы.
Эдуард Маркварт тоже решил делать бизнес в России. Его проект оценивался в 2 млн евро. Инвестором проекта Маркварта выступил профессор Зигфрид Келе. Сам профессор Келе зарабатывает в области образовательных услуг - у него образовательная компания. Однако идея Маркварта создать в Сибири крупное предприятие по производству картофеля фри и других продуктов глубокой заморозки показалась ему заманчивой и экономически верной.
Несмотря на то, что российское законодательство в последние годы сделало несколько шагов навстречу предпринимательству, устранив наиболее нелепые препоны, многие проблемы остались. Особенно сложны отношения бизнеса с таможней. Получить в Германии недорогой инвестиционный кредит под промышленное оборудование для Маркварта было несложно. Сложности начались на российской таможне, где бизнесмена встретили требованием оплатить таможенные пошлины сразу, без рассрочки. Ссылки на существующий федеральный закон "О финансовой аренде" во внимание приняты не были. "Закон не работает", - разводили руками таможенники. Пришлось выплатить сразу несколько сотен тысяч евро.
Получив от таможни добро, Маркварт занялся поиском площадки под строительство завода. Подходящее место выбрал на окраине Омска, в поселке Дружино. Здесь он приобрел старые корпуса завода по производству крахмала, в реконструкцию которых вложил более 1 млн евро, землю (2 га) выкупил. Были смонтированы три газовые мини-котельные, пущена в эксплуатацию собственная водоносная скважина, введена в строй новая электроподстанция.
Затем на "Элане" приступили к монтажу оборудования стоимостью в 500 тыс. евро, закупленного в Германии, Дании, Швеции и Голландии. Есть и уникальное оборудование - фрост-тоннель шоковой заморозки фирмы FRJGOSCANDIA.
Проектная мощность завода - 5 тыс. тонн продуктов глубокой заморозки в год. В ассортименте - картофель фри, картофельные крокеты, шарики, зразы, драники, дольки и ломтики, овощные смеси, мясное и рыбное филе. В планах - производство комплексных обедов из салатов, первых, вторых блюд и десерта. Первыми потребителями продукции СП "Элан" (свою новую компанию Маркварт назвал в память о прежнем АОЗТ) стали сибиряки и уральцы. Маркетинговое исследование, проведенное сотрудниками совместного предприятия "Элан" в течение года, показало, что именно здесь эта продукция наиболее востребована. В дальнейшем планируются поставки в Казахстан и Москву. Эдуард Маркварт рассчитывает получить не менее 20% сибирского рынка.