Сто раз отмерь

Русский бизнес
Москва, 08.03.2004
«Эксперт Сибирь» №4 (18)
Автосервис в Сибири по-прежнему не навязчив и развивается по большей части экстенсивно

По статистике, в последнее время число личных легковых автомобилей в Новосибирске увеличивается ежегодно на 20-30%. Соответственно такими же темпами растет спрос на услуги центров автосервиса и авторемонтных мастерских. Однако, несмотря на благоприятную рыночную конъюнктуру, новых крупных станций техобслуживания (СТО) в городе появляется крайне мало - открывшиеся за последний год вообще можно пересчитать по пальцам. В чем причина такой, на первый взгляд, парадоксальной ситуации?

Как устроен рынок

В структуре рынка автосервиса можно выделить четыре уровня - три "белых" и "серый".

Первый - самый высокий по "статусу" - авторизованные станции техобслуживания. Они работают в связке с официальными дилерами и автопроизводителями, специализируясь на конкретных марках. Чистую прибыль подобных станций аналитики оценивают в 10-12 тыс. долларов в месяц. В Новосибирске таких центров насчитывается около десяти. Они характеризуются наиболее высокими ценами при далеко не всегда соответствующем качестве работы, судя по отзывам автовладельцев на специализированных интернет-форумах.

Второй тип - сетевые автосервисы. Ориентировочный размер прибыли - 5-7 тыс. долларов в месяц. В отличие от западных стран, в России этот уровень пока развит слабо. В Сибири нам вообще не удалось найти полноценных станций, входящих в какую-либо сеть. Неким "суррогатом" или прототипом сетевых СТО можно считать авторизованные сервисные центры "Бош-Авто-Сервис" - это компании, которые занимаются обслуживанием автомобилей, используя оборудование и автозапчасти фирмы Bosch (но не только ее), но не объединены общим брэндом. Такие центры есть в семи самых крупных сибирских городах: Новосибирске ("Кварсис-Сервис" и "Турбо-дизель"), Барнауле ("Рост Сервис"), Кемерове ("Трансхимресурс"), Красноярске ("СКБ-Медведь"), Новокузнецке ("Приоритет"), Омске ("Иваавто") и Томске ("Автодоктор"). Стоимость услуг ниже, чем у первой категории, но немного выше среднерыночных.

Третий уровень - одиночные СТО. Они подразделяются на крупные (более 10 постов для машин), средние (5-10 постов) и мелкие (2-5). Последние два подтипа наиболее распространены в Сибири. Ежемесячная прибыль - от 2 тыс. до 10 тыс. долларов.

Три вышеназванных категории СТО относятся к "белому" сегменту рынка - это официально зарегистрированные компании. По данным справочника "ДубльГИС" (раздел "Авторемонт и автосервис"), на февраль 2004 года в Новосибирске работало около 150 "белых" станций техобслуживания. Между тем, в 2003 году в Новосибирске насчитывалось, по разным оценкам, 250-300 тыс. автомобилей. Если предположить, что каждой машине в течение хотя бы пары месяцев требуется какое-либо техобслуживание или ремонт, то потенциальная нагрузка на каждую официальную СТО - около 750-1000 машин в месяц. Очевидно, что спрос требует гораздо большего предложения, чем могут обеспечить уже имеющиеся станции.

Его-то и стремятся удовлетворить те, кто работает на четвертом уровне рынка - "сером". Это мастера-индивидуалы (или мини-бригады, состоящие, как правило, из мастера и одного-двух помощников), ремонтирующие автомобили в собственных или арендуемых гаражах либо по вызову. Они могут быть зарегистрированы как ИЧП (в этом случае они ближе к "белому" рынку, но не достигают его из-за слабой "прозрачности" своей деятельности) или работать нелегально ("вчерную"). Индивидуальные услуги приносят умельцам не меньше 1 тыс. долларов прибыли в месяц.

Четвертый уровень является наиболее закрытым для статистики, но именно он, по мнению экспертов авторынка, развивается сейчас в Сибири активнее всего, составляя серьезную конкуренцию небольшим и средним СТО. Количество частных сервисов "гаражного типа", почти не рекламирующих себя в СМИ и работающих по принципу "ползучего маркетинга" (новый клиент приходит по рекомендации старого), точно подсчитать невозможно, но, по мнению некоторых специалистов рынка, их число в последнее время значительно превышает число официально зарегистрированных станций. Причем усиливается тенденция ухода высококлассных автомастеров от "хозяев" в "свободное плавание".

Авторобот против человека

Наиболее очевидные причины такого положения дел - услуги частного "автодоктора" стоят дешевле, а за качество работы он несет личную ответственность. Естественно, у него иное отношение к клиенту и его автомобилю. При этом себестоимость работы частника может быть даже выше, чем у рядового мастера на официальном СТО, но в цену услуг последнего закладывается гораздо больше дополнительных компонентов, например, оплата труда его руководства, арендная плата и т. д. Что касается доходов автомастеров, то они могут отличаться в разы - от 10 тыс. рублей в месяц для работающего "на дядю" до 10 тыс. рублей в день - для частника.

И тем не менее на данном рынке есть сегменты, в которых частники в принципе не могут соперничать с крупными СТО. Это те виды автосервиса, где для качественной работы недостаточно только светлой головы и золотых рук - необходимо дорогостоящее оборудование и, соответственно, значительные вложения денег. Например, сложный кузовной ремонт.

"Современный стапель для сложного кузовного ремонта финской фирмы Autorobot стоит около 150 тыс. долларов. Понятно, что частнику такая техника не по карману", - говорит Андрей Слюсарь, менеджер оптового отдела автокомплекса "Формула 1" (одного из немногих "молодых" крупных авторемонтных центров Новосибирска). Благодаря высокому уровню оснащенности подобная станция недостатка в клиентах "высшей ценовой категории" не ощущает, как и особой конкуренции со стороны "индивидуалов". Но все же этот пример нельзя назвать характерным. В целом на рынке наблюдается иная картина: несмотря на наличие свободных ниш, которые частник не может занять по определению, крупный автобизнес не проявляет активности в их освоении.

"Сложность заключается в том, - анализирует ситуацию директор небольшой новосибирской СТО "Навигаторс" Сергей Сартаков, - что для открытия крупного автосервисного центра необходимы огромные инвестиции - на получение всевозможных разрешений, землеотвода и, конечно, приобретение оборудования. Например, три совершенно необходимые для СТО позиции: подъемники, диагностическая аппаратура и развал/схождение - стоят в сумме порядка миллиона рублей. Однако объем услуг, которые могут оказать такие станции, несопоставим с затратами на их открытие. Слишком большие вложения, слишком маленький "выход". Поэтому появление в Новосибирске подобных "навороченных" центров (обычно они являются подразделениями крупных холдингов) вызвано не желанием их владельцев заработать прибыль именно на автосервисе, а какими-то иными причинами. Например, вложить свободные средства, чтобы потом попробовать продать бизнес, или, может быть, хобби у них такое. В то же время мелких станций и частных "гаражей" в Новосибирске открывается достаточно много. Но многие себя не афишируют, так как на официальном уровне существовать сложнее - нужно платить налоги и так далее".

Еще одна проблема для больших СТО - нехватка квалифицированного персонала, чему способствует позиция "хозяев", которые зачастую платить работникам хотят поменьше, а требовать от них - побольше.

По оценкам аналитиков рынка, в создание автосервиса с достаточно широким спектром услуг необходимо вложить не меньше 150 тыс. долларов, а центр высокого класса в хорошем месте может стоить больше 1 млн. Самая дешевая СТО где-нибудь на окраине, с минимумом необходимого оборудования потребует 30-50 тыс. долларов инвестиций. Примерно столько стоит почти новый джип. Судя по количеству джипов на сибирских дорогах, бизнесменов, у которых есть деньги на мини-СТО, в регионе достаточно. Но мелким станциям, как уже говорилось выше, трудно конкурировать с частниками, а значит, открывать такой бизнес невыгодно. Получается замкнутый круг.

Взгляд в будущее

Пока и аналитики, и сами автомастера сходятся во мнении, что в ближайшие годы ситуация на сибирском рынке СТО существенно не изменится. Отток мастеров в "гаражи" продолжится, а открытие крупных станций по-прежнему будет редким событием. Во-первых, организация предприятия автосервиса требует долгосрочных инвестиций и поначалу практически не приносит прибыли: строительство и развитие "съедает" огромные суммы. Во-вторых, здесь еще устойчив менталитет "среднего российского" потребителя - искать там, где дешевле. Сегодня среди автовладельцев немало таких, кто готов не поскупиться при оплате высокого качества услуги. Вот только уверенности нет, что качество это они получат. Ведь на многих СТО нередко стараются "содрать" подороже, а сделать - на скорую руку, чтобы успеть обслужить больше клиентов. Ввиду слабой конкуренции на рынке автосервиса этот порок в ближайшее время изжить вряд ли удастся.

У партнеров

    Реклама