В стиле среднего класса

5 апреля 2004, 00:00
  Сибирь

Результаты исследования материального положения и стиля потребления среднего класса Новосибирска стали темой бизнес-конференции, состоявшейся недавно в столице Сибири. Провели его аналитическая группа журнала "Эксперт" и компания ROMIR Monitoring (Москва), а представили заинтересованной аудитории генеральный директор ROMIR Monitoring, доктор экономических наук Андрей Милехин и руководитель аналитической группы "Эксперт МА", президент Гильдии маркетологов России Игорь Березин.
Андрей Милехин

Андрей Милехин рассказал об истории проекта "Стиль жизни среднего класса" и сделал доклад "Проведение маркетингового и социологического исследования в современных российских условиях", а Игорь Березин выступил с докладом "Средний класс города Новосибирска - общие закономерности и региональная специфика".

"Российский средний класс - это люди, которые благодаря своему образованию и профессиональным качествам смогли адаптироваться к условиям современной рыночной экономики и обеспечить своим семьям приемлемый уровень потребления и образ жизни", - такое определение среднему классу дали авторы проекта.

Нижнюю планку дохода представителей среднего класса Новосибирска исследователи установили в 170 долларов на человека в месяц, верхнюю - в 1 тыс. долларов. Всего в эту категорию попали 675 тыс. человек - около 45% населения города. В 2003 году на их долю пришлось 2-2,5 млрд долларов потребительских расходов и 55-80% потребления в натуральном и денежном выражении на различных потребительских рынках.

Данные для анализа были получены в сентябре-октябре 2003 года, когда в Новосибирске было опрошено 400 человек, представляющих 400 домохозяйств с уровнем дохода выше 170 долларов США в месяц на каждого члена семьи. Анкета состояла из 192 вопросов, среди которых было свыше 40 вопросов, характеризующих материальное положение, стиль потребления и структуру расходов представителей среднего класса.

Среди особенностей среднего класса Новосибирска можно отметить частоту пользования Интернетом: 32% делают это практически каждый день, 23,2% - не реже раза в неделю - это самый высокий показатель в России (для сравнения: в Москве - 26,3% и 21,8% соответственно), а также покупку в кредит бытовой или видеотехники и компьютеров.

Данные, представленные в отчете "Стиль жизни среднего класса города Новосибирска", дают ценную информацию для местных компаний, желающих понять предпочтения основных потребителей своей продукции и повысить эффективность работы на рынке.

Новосибирск