Полувагоны в загоне или в законе?

Комментарий редакции

Известно, что практически любую проблему можно решить, если вовремя ее осознать и не откладывать дело в долгий ящик. О наличии серьезной диспропорции объемов добычи угля и производства полувагонов стало известно не сегодня. Еще осенью 2002 года руководством Кемеровской области и Западно-Сибирской железной дороги была принята программа развития железнодорожного транспорта в Кузбассе до 2005 года. В ней четко разграничивалась ответственность дороги и промышленных предприятий за обеспечение вывоза угля. Но по-настоящему забили тревогу только сейчас. Ибо дальнейшее промедление уже и вправду "смерти подобно".
Александр Ескевич

Полувагон, даже нового поколения, - это все-таки не космический корабль. Сверхновых технологий для производства полувагонов не требуется, и чтобы выпускать их столько, сколько требуется, нужны лишь мощности и деньги. Как имеющиеся в наличии, так и привлеченные в качестве инвестиций.

Деньги вроде бы готовы дать немалые. На приобретение новых полувагонов ОАО "Российские железные дороги" в текущем году планировало потратить 11 млрд рублей. В конце 2003 года президент "РЖД" Геннадий Фадеев во время своего визита на нижнетагильский "Уралвагонзавод" - крупнейшее предприятие страны по производству полувагонов - подписал с гендиректором уральского объединения Николаем Малых соглашение о намерениях. Железнодорожники намеревались приобрести у "Уралвагонзавода" до 2010 года около 110 тыс. грузовых полувагонов, а в 2004 году предусматривалась закупка 13 тыс. полувагонов. Однако, похоже, число 13 оказалось роковым: попытки оформить конкретный договор поставок успехом не увенчались. Причину озвучила пресс-служба " Уралвагонзавода" в марте 2004 года: "Проект договора, разработанный специалистами объединения, длительное время проходит неоправданно затянувшийся процесс согласования с различными департаментами и службами ОАО "РЖД" и до настоящего времени не утвержден... В результате "Уралвагонзавод" не смог произвести своевременное планирование и подготовку производства, что фактически сделало нереальным годовой объем поставок 13 тыс. полувагонов и поставило объединение в тяжелейшее положение. Объединение было вынуждено рассматривать возможность привлечения в качестве покупателей полувагонов выпуска первого квартала 2004 года независимые от ОАО "РЖД" организации". Очевидно, что ресурсы у "Российских железных дорог" есть, но нужно сделать работу департаментов и служб более эффективной.

Впрочем, "Уралвагонзавод" в любом случае не панацея, его мощности не безграничны. Поэтому один из важнейших вопросов, который активно решается сейчас, - налаживание производства полувагонов на предприятиях самого Кузбасса и соседних сибирских регионов.

В январе этого года на совещании в Кемерове собрались представители аппарата полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе, ОАО "РЖД", администраций субъектов Федерации, промышленных предприятий Сибири, ученые институтов СО РАН. Обсудили вопросы организации выпуска грузовых вагонов нового поколения в Сибири. Определили четыре предприятия, которые будут заниматься основным производством: "Алтайвагонзавод", "Абаканвагонмаш", Юргинский машиностроительный завод и "Омсктрансмаш". Последнее сейчас проходит процесс реструктуризации, и на его базе уже создано отдельное предприятие "Омсквагонзавод". Кроме того, по словам первого заместителя председателя исполкома межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" Анатолия Зацепина, в кооперации будет задействован и ряд других компаний, расположенных за пределами СФО. Пока намечено ежегодно вводить в эксплуатацию по 5 тыс. вагонов в год, а через два года - уже до 10 тыс. Замена всего грузового вагонного парка "РЖД" рассчитана на 12-15 лет. Как утверждает начальник ЗСЖД Александр Целько, в 2004 году на модернизацию грузового подвижного состава Западно-Сибирской железной дороги планируется направить более 1 млрд рублей. В том числе 854 млн - на модернизацию грузовых вагонов и полувагонов.

Так что главный вопрос сейчас - успеют ли власти и железнодорожники предотвратить прогнозируемый кризис. Поскольку проблема ими уже осознана, очень хочется надеяться, что успеют. Ведь если выпуск полувагонов не будет налажен, их придется закупать втридорога за рубежом.