Все дело в цене

Комментарий редакции

Сфера жилищно-коммунального хозяйства во всем мире давно стала бизнесом, который сверхприбылей не приносит, но дает достаточно стабильные доходы. В этом его ценность. У нас частный капитал начал присматриваться к ЖКХ только пару-тройку лет назад. По крайне простой причине - в "коммуналке" появились наличные, или, как принято говорить, "живые" деньги. Вспомним: в середине 90-х в экономических отношениях господствовал бартер. Хозяйствующие субъекты при расчетах деньги заменяли чем угодно: трубами, шифером, сапогами или дровами. Такой была ситуация и в ЖКХ. Местные бюджеты, не имея наличных, рассчитывались за коммунальные услуги товаром. Часто по завышенной цене. И только 30% стоимости жилищно-коммунальных услуг оплачивалось рублями. Поэтому о бизнесе в этой сфере не могло быть и речи.

Сегодня ситуация в ЖКХ изменилась. Условия для бизнеса сложились, пусть не совсем благоприятные, но уже привлекающие внимание предпринимателей хотя бы тем, что 70-80% коммунальных услуг оплачивает население - самый аккуратный в расчетах потребитель. Реформируя ЖКХ, государство стремится привлечь к коммунальным заботам частный бизнес, создает для этого условия. Госстроем России разработаны проекты 42 законов: об ипотеке, о концессионных соглашениях, финансовом оздоровлении предприятий, поправках к жилищному кодексу и другим регламентирующим процесс реформы документам - с целью создать в сфере ЖКХ благоприятные условия для стороннего инвестора, дать ему гарантии стабильного развития бизнеса, защитить его права. Стало понятно, что даже консолидированному бюджету России не по силам полная модернизация, реконструкция жилищно-коммунальных систем. А именно это и требуется для дальнейшей нормальной работы ЖКХ. В федеральной целевой программе "Жилище" на эти цели запланировано вкладывать по 53 млрд рублей в год в течение ближайших шести лет. Программа рассчитана до 2010 года, хотя очевидно, что средств для этого потребуется гораздо больше. Значит, необходимо привлечь крупный капитал для решения этих проблем. Частные инвестиции позволят в более короткие сроки сделать производство жилищно-коммунальных услуг эффективным.

Пока инвесторы предпочитают крупные города, где развита инфраструктура, где при меньших затратах можно получить больший доход, и не спешат в сельскую местность. Поэтому государству нужно серьезно подумать о возможных механизмах привлечения инвестора на село. В сельские котельные, на сельские теплотрассы.

Что же касается вопроса эффективности или неэффективности выстроенной сегодня в ЖКХ системы управления, то причина кризиса не только в ней, но и в полном возмещении стоимости коммунальных услуг. К сожалению, проблема жилищно-коммунальных тарифов из экономической плоскости переведена в политическую. Депутаты, утверждая тарифы, зачастую из популистских соображений не идут на их повышение, даже когда необходимость в этом совершенно четко экономически обоснована. Кроме того, предприятиям ЖКХ при нынешней тарифной политике невыгодно сокращать издержки. Ведь на сэкономленную сумму будут снижены тарифы, а деньги местный бюджет, который на 30% финансирует затраты коммунальщиков, использует на иные цели. Эти средства должны оставаться в жилищно-коммунальной сфере. Тогда можно будет говорить о развитии данного бизнеса, инфраструктуры и самого рынка коммунальных услуг. У предприятий ЖКХ возникнет стимул зарабатывать и беречь полученные за услуги средства, появится прибыль и, соответственно, деньги на новое оборудование, современные материалы. При этом контроль за тарифами по-прежнему остается в руках местных властей. И не нужно бояться, что с приходом частника как-то существенно увеличатся цены на услуги.

Только механизм сочетания интересов бизнеса, власти и населения, на мой взгляд, может стать основой для вывода нашего коммунального хозяйства из кризиса.