Распыляться, чтобы не раствориться

Антон Веселов
12 апреля 2004, 00:00
  Сибирь

Развитие небольших предприятий во многом зависит от их способности поддерживать несколько направлений бизнеса, востребованных на разных рынках

Компания "НОЭМА", основанная в 1929 году, - одно из старейших предприятий Новосибирска. До 1976 года она выпускала музыкальные инструменты. В конце 70-х здесь освоили выпуск динамических головок, в 1996 году в составе компании заработал цех по производству биологически активных добавок (БАД) и косметики, а в новом веке начали выпускать городские таксофоны. В 2000-2001 годах создана, внедрена и сертифицирована Система качества по международному стандарту ИСО 9001. Директор компании Борис Новоселов избрал необычную для современного управленца стратегию - вместо того чтобы избавляться от непрофильных активов, он создает новые производства, стремясь максимально расширить номенклатуру завода. При этом весь технологический процесс сосредоточен внутри компании.

- "НОЭМА" - единственное предприятие за Уралом, занимающееся производством динамических головок. Что заставило вас заниматься непрофильным бизнесом?

- В советские времена мы были придатком ПО "Вега", на него было ориентировано до 86% объема производства "НОЭМА". При этом мы, по сути являясь сборочным цехом "Веги", де-юре всегда были отдельным предприятием. Когда в 1993 году возникла реальная угроза банкротства компании вместе с головным предприятием, мы решили снизить зависимость от "Веги". Пришлось активно заняться разработкой новых динамических головок, а пять лет назад мы перешли к проектированию и выпуску профессиональных и бытовых колонок и усилителей.

Пустующие помещения отдали под новые производства. Причем выбор нового направления продиктован только эффективностью - временем окупаемости и конъюнктурой рынка. В освоении "непрофильного" бизнеса мы ограничены только средствами и временем, ведь для открытия нового направления достаточно закупить оборудование, нанять специалистов-технологов и разработчиков. При этом каждое новое направление - страховка предприятия от неприятностей. Если вдруг изменится ситуация на одном рынке, нас обязательно спасет другой.

- Насколько жесткая конкуренция сложилась на рынке динамических головок?

- C одной стороны нас поджимают конкуренты из подмосковного ОАО "Динамик", с другой - китайские производители. С китайцами особенно тяжело - контрабандный товар по цене всегда вне конкуренции. Наша динамическая головка, хоть и несравнимо лучше по качеству, получается намного дороже китайской. Впрочем, мы жестко ограничены и верхним порогом цены - наша продукция должна быть в 1,5-2 раза дешевле европейского аналога при тех же технических характеристиках. Пока нам это удается. Другое дело, что на российском рынке не так много крупных игроков, способных закупать нашу продукцию большими партиями. К постоянному партнеру "НОЭМА", качканарскому АО "Форманта", добавилось только пензенское ЧП Yerasov music corporation, занимающееся производством акустических систем и кабельной продукции. Остальные поставки - по частным заказам.

Сейчас на динамические головки спрос немного упал. Во-первых, все хотят что-нибудь готовое, целую систему, а не только колонки и усилитель, а во-вторых, западные разработчики снова ушли вперед по качественным характеристикам. Теперь наша задача - догнать их, не повышая цен. Для этого у нас есть сильный инженерский корпус, уникальный для сибирского рынка труда специалист по "акустике". Но мы следим и за импортными разработками и адаптируем для своего производства что можем.

- А решение о запуске линии по производству пищевых добавок вы принимали, заботясь в первую очередь о семейном бизнесе? Ведь председатель совета директоров научно-производственной фирмы "Новь", разработчик и заказчик БАД, - ваша жена, Татьяна Новоселова.

- Это было очень перспективное направление для "НОЭМА". Пару лет назад потенциал российского рынка БАД оценивали в астрономическую цифру 1,4 млрд долларов. Правда, когда мы начали производить "Литовит", слова "БАД" в реестре еще не было, пришлось назвать его "пищевым концентратом". Потом БАД узаконили, и это направление начало бурно развиваться в России. Два года назад на российском рынке было порядка 3,2 тыс. разных биодобавок. К 1998 году, еще до дефолта, с их реализацией начались проблемы, стали теснить зарубежные конкуренты. Дефолт все поставил на свои места: наши добавки и динамики вновь заняли свою нишу.

- Новые направления требуют инвестиций. Как часто вы прибегаете к банковским кредитам?

- Мы не часто брали кредиты. Первые займы под 400% годовых были для "НОЭМА" самыми выгодными. Например, в 1993 году мне нужно было купить для предприятия автомобиль. Я пошел во Внешторгбанк, взял кредит, купил машину и за три месяца за нее рассчитался. Потом прикинул, во сколько обошелся этот автомобиль и сколько я потерял на обслуживании кредита. Оказалось, я даже выиграл. В позапрошлом году мне нужно было значительно увеличить объемы производства - как раз оживился спрос, но не хватало оборотных средств. Взял в Сибакадембанке около миллиона рублей под 18% - этот кредит оказался дороже, чем тот под 400% годовых.

- Как долго внедряется новинка на предприятии?

- В 1993 году наши конструкторы были уверены, что для запуска новой динамической головки нужно минимум 3 года. Теперь новинки на предприятии выходят практически раз в квартал. Пришлось перестроить сам подход к оформлению инноваций. Раньше было так: сначала оформляем документацию, потом делаем оснастку, дальше внедряем и отрабатываем новинку на экспериментальном участке, потом оттуда передаем в цех. Теперь намного проще: делаем эскиз (без документации) и отдаем его на участок нестандартного оборудования. Потом в обычном цехе делаем опытный образец. Дорабатываем его и опять пускаем по тому же кругу. В финале выпускаем опытную партию - все в одном цехе. Конечно, документация отстает, приходится работать не по Единой системе конструкторской документации. С другой стороны, сейчас это уже не критично - мы сами выпускаем технические условия и их регистрируем.

- Ваше предприятие практически не известно на розничном рынке. Почему вы не вкладываете деньги в рекламу?

- Я уверен, что лучшая реклама - это качественная продукция. В маркетинге ведь давно известно, что довольный покупатель расскажет о приобретении трем знакомым, а недовольный - одиннадцати. Наша задача - продвигаться медленно, но позитивно. У нас был такой случай - я пропустил в тираж немного "сыроватый" 30-ваттный динамик. И вдруг пошел вал спроса. Мы, погнавшись за длинным рублем, такой динамик запустили в огромную серию. И вот когда множество людей их купили, каждый рассказал одиннадцати своим друзьям о недостатках динамика, мы почувствовали сильнейший удар по брэнду. Четыре года прошло, а до сих пор аукается. Теперь даже если клиенты упрашивают продать непроверенные динамики, мы отвечаем отказом.

- Вы не пожалели, что выбрали форму ЗАО? Ведь у открытого акционерного общества больше возможностей привлекать инвестиции и, как следствие, более динамично развивать производство

- Выпускать акции выгодно предприятиям леспрома, алюминевой промышленности, энергетикам Для держателей акций наше предприятие недостаточно привлекательно, нам эмиссия акций не даст необходимых средств. А вот контроль над предприятием будет утрачен. К тому же продавать контрольный и даже блокирующий пакет мы не станем - основная часть акций распределена между членами администрации завода. Много было таких акционерных обществ, которые мечтали заработать на акциях, а прибыль пустить на реконструкцию завода. Как правило, это заканчивалось сменой собственников компании. Перепродажа акций внутри завода - другое дело. На сегодняшний день из 390 акционеров ЗАО "НОЭМА" осталось меньше 200. И этот процесс будет продолжаться. Конечно, через 5-10 лет интенсивного развития доходную и дорогую компанию можно продать. Но лучше оставить в управление детям.

- Вы участвовали в акционировании предприятия?

- Смена формы собственности на "НОЭМА" произошла в конце 1992 года. К тому времени я уже два года был арендатором помещения на территории предприятия - у меня была своя компания, которая выпускала телефонные аппараты под маркой "ЭЛАП". Дела шли хорошо - мы выпустили около 20 тыс. телефонов. В то время на "НОЭМА" задерживали зарплату, увольняли людей. Я взял на работу человек 50 из числа уволенных с "НОЭМА" под развитие своего производства. В конце 1992 года руководство моего предприятия пригласили в акционеры создаваемого ЗАО "НОЭМА". А во время общего собрания акционеров "НОЭМА" меня выдвинули на пост генерального директора. Я до сих пор на выборной должности.

- Что вы делаете для снижения себестоимости своей продукции и сохранения качества?

- Несколько лет назад я спрашивал у главного конструктора "НОЭМА": "Почему у нас динамики не соответствуют характеристикам западных?" Он мне отвечал: "Разработка хорошая, но в цехе все портят. Собирают не по технологии. Каждый что-то улучшает, не зная сути. Получается хуже, чем задумано". Оказалось, действительно не соблюдают технологию склейки, намотки, литья. Тогда мы решили ввести систему качества, чтобы выработать повторяемость на каждом участке и выявить нарушения технологии. Как только система стала действовать (у нас 4 сертификата - на электронное производство, динамические головки, косметику и БАД), сразу возросло качество, а главное - мы смогли выявить ошибки в разработках и устранить их. Чтобы удержать цены, внедряя инновации, приходится уменьшать издержки. Например, на производстве биологически активных добавок мы уже 4 раза поменяли оборудование. За первые два года работы линии объемы производства выросли в 2,7 раза. При этом производительность на линии мы увеличили в 6 раз.

- В последние годы вы занялись таксофонами. Это еще одно направление "НОЭМА"?

- Мы одними из первых поставили в серию междугородние и международные таксофоны. Это был заказ руководства Республики Алтай. Впрочем, владельцем разработки является компания "Дракон" (ее возглавляет бывший директор "НОЭМА"), которая, как и "Новь", размещает свои заказы у нас. По моим прогнозам, в 2004 году востребованность наших таксофонов возрастет - мы вошли в список производителей для единой таксофонной карты и теперь участвуем в федеральной программе по установке таких таксофонов.

- Каковы планы развития компании?

- Наша главная задача - удержаться на рынке, не снижая объемов производства. Сейчас мы активно занимаемся оборудованием концертно-спортивных площадок своей техникой. Сами рассчитываем акустику, изготавливаем под конкретный зал специальные колонки. На нашем счету зал Сибирского государственного университета телекоммуникации и информатики, площадь в Кызыле, парк им. Кирова в Новосибирске. Сейчас будем "переозвучивать" стадион "Спартак" в Новосибирске. Кроме того, в планах ЗАО "НОЭМА" - выпуск многоканальных усилителей и колонок для домашнего кинотеатра.