"По мере развития рынка на первый план выходит работа по увеличению лояльности абонентов", -

Инна Гладкова
12 апреля 2004, 00:00
  Сибирь

считает пресс-секретарь "МТС в Новосибирске" Антон Калтыгин

- Насколько российский рынок сотовой связи отстает от западного?

- Если говорить об уровне проникновения, то сейчас мы опережаем общемировые показатели: у нас проникновение составило на конец февраля 27,5%, в мире же в среднем - 21%. Хотя до Западной Европы еще далеко. Во-первых, это объясняется более низким уровнем доходов населения, во-вторых, свою роль играет особенность географии. Россия обладает гораздо большей территорией и существенно меньшим уровнем урбанизации и дохода. Например, обеспечивать полное покрытие в Красноярском крае экономически невыгодно, так как платежеспособный спрос на значительной части территории края отсутствует.

- Каков потенциальный уровень проникновения в Новосибирской области при сегодняшнем уровне дохода населения?

- При существующих условиях в перспективе он может достигнуть 75%. На это потребуется приблизительно 5 лет.

- Как вы оцениваете степень конкуренции в регионе?

- Она очень различается от области к области. Уровень конкуренции определяется операторами "большой тройки". Самая острая конкуренция наблюдается в Новосибирской области, единственной, где работают все три крупнейших российских оператора.

- Можно ли прогнозировать, как будет разворачиваться конкуренция по мере насыщения рынка сотовой связи?

- Это достаточно типичная модель, по которой развивались и европейские рынки. После того как операторы выравнивают площадь покрытия, происходит выравнивание тарифов (поскольку все работают в одинаковых экономических условиях). Конкуренция переходит в область дополнительных услуг и сервиса.

- На какого абонента в регионе рассчитаны дополнительные услуги и сотовая связь вообще?

- Операторы стараются работать на все сегменты - частных, корпоративных абонентов, малодоходных, много-, средне- и малоговорящих. Нельзя сказать, что какой-то группе абонентов уделяется мало внимания. Почти каждый оператор имеет набор тарифов, охватывающих все категории населения и субъектов экономики.

- Что для вашей компании является приоритетным на сибирском рынке - привлечение новых клиентов или повышение лояльности действующих?

- Достаточно часто операторы в своей маркетинговой деятельности делают акцент на привлечении абонентов, тем более что огромная потенциальная емкость рынка это позволяет. Количественный рост - это хорошо, но даже в недалекой перспективе это приведет к обратному эффекту в виде некачественного содержания абонентской базы и, соответственно, большой величины оттока. Примерно полтора года назад мы начали уделять одинаковое внимание и привлечению абонентов, и работе по повышению их лояльности. По мере развития рынка приоритеты будут смещаться как раз в сторону последнего.

- Какие шаги предпринимаются вами в этом направлении?

- Маркетинговые акции проводятся не только для вновь подключившихся, но и для всех абонентов. Те, кто подключился раньше, не чувствуют себя ущемленными, нет стимула переподключаться.

На постоянной основе действует бонусная система скидок в зависимости от стажа абонента. Кроме этого мы занимаемся развитием и предложением различных сервисных функций.

- Насколько нужна разработка новых тарифных планов?

- Вводить совершенно новые тарифные планы нет необходимости, по сути, группы абонентов достаточно однородны в своих предпочтениях и возможностях. Однако между регионами есть различия по уровню доходов населения, проникновению сотовой связи. Поэтому в регионах структура тарифов примерно та же, меняются только ценовые параметры - например стоимость минуты разговора. Количество тарифных планов за последнее время не изменилось, к условиям рынка адаптируются отдельные элементы тарифов.

- Какой тарифный план наиболее востребован?

- Наибольшей популярностью пользуются тарифы без абонентской платы (семейство Джинс), малобюджетные тарифы (Оптима). Это абсолютно логично для развитого рынка - рынок массовый, сотовая связь должна быть доступна для всех, а большинство - абоненты с невысокой доходностью.

- На что рассчитано развитие дополнительных услуг - на привлечение абонентов или формирование их лояльности?

- В большей степени для формирования лояльности. Такие базовые услуги, как SMS, GPRS, есть у всех операторов, отличаются количество и набор услуг контент-провайдеров. Сейчас это фактор средней значимости. Но по мере того как у операторов выравнивается ценовая политика, он становится все более существенным. Каждая из допуслуг рассчитана на отдельный небольшой сектор рынка. Благодаря увеличению количества допуслуг большее количество таких сегментов в сумме составит значительную часть абонентской базы.

- Пока неголосовые сервисы малозначимы в формировании доходов оператора, тем не менее вы активно развиваете их в Новосибирске. Насколько это оправдано?

- В настоящее время доля дохода от допуслуг действительно незначительна, но еще год назад она была в три раза меньше. Количество SMS-сообщений на одного абонента выросло более чем в 2 раза. Так что перспективы этого сегмента многообещающие.

- Каков, на ваш взгляд, потенциал роста этого рынка?

- Например, у японских операторов доля дохода от допуслуг составляет 45-50%. В России такое вряд ли возможно, насыщение рынка произойдет на уровне 25%.