Издатели выходят в тираж

К 2006 году сибирские издатели прогнозируют двукратный рост цен на деловую и вузовскую литературу

На книгоиздательском рынке Сибири сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, Новосибирск занимает третье место в России после Москвы и Санкт-Петербурга по количеству типографий, здесь находится головной офис крупнейшей в стране книготорговой фирмы "Топ-книга". С другой - в сотне крупнейших российских издательств нет ни одной сибирской компании. В 2003 году из 80 тыс. наименований книг, выпущенных в России, в Сибири издано лишь около 700, то есть немногим меньше 1%. Из них около 600 названий - это коммерческая (поступившая в продажу) литература и еще примерно 100 - "заказные" книги (имиджевые фотоальбомы или научные монографии). Вклад Сибири в совокупном тираже российских издательств (720 млн штук) еще меньше - около 2 млн штук, или 0,3%.

Тиражи некоторых сибирских издательств растут, но продать книги становится все труднее. Кажется, рынок замер в ожидании крупных игроков. Большинство из 250 региональных издательств выпускают по одному-двум названиям книг в год тиражами 0,5-3 тыс. экземпляров. По статистике "Топ-книги", аккумулирующей в своей сети до 80% названий книг, выпущенных в Сибири, ситуацию на региональном книгоиздательском рынке определяют всего несколько компаний. Помимо омской "Роскартографии" (13,1% суммарной оптовой цены тиража всех сибирских издательств в 2003 году), это новосибирские ЗАО "Сибирское университетское издательство" (18,7%), Издательство НГТУ (9,5%), группа издательств "РИФ" (4,2%), "Мангазея" (3,2%), "Мысль" (2%) и " РИПЭЛ" (1,5%).

Проблемы со сбытом

Почему издательский бизнес в Сибири так "провис"? Обычно называют две причины: во-первых, удаленность от центра оптовой торговли книгами - Москвы, во-вторых, высокая стоимость полиграфических услуг и бумаги по сравнению с европейскими регионами.

Удаленность от столицы действительно создает определенные проблемы, но при этом сибирские издатели экономят на арендной ставке, на оплате труда специалистов (при той же квалификации) и на авторском гонораре. Что же касается стоимости полиграфических услуг, то заказы на печать имиджевых книг (тех же фотоальбомов) сибирские издательства нередко размещают за границей - в Словении и Финляндии. Кроме того, в новосибирских типографиях печатают относительно крупные заказы москвичи (например, издательство " Дрофа").

Реальная проблема книгопечатания в Сибири заключается в ограниченном сбыте. "Пропускная способность" абсолютного большинства российских книжных магазинов осталась на уровне 10 тыс. наименований книг, выставляемых в торговом зале, то есть 15% от общего числа издаваемых. Таким образом, выпущенная продукция доходит до покупателя со средней вероятностью примерно в 15%. Из 583 названий книг "сибирского происхождения" в магазины попало не больше трети. Дело в том, что последним невыгодно возиться с 5-6 наименованиями какого-либо регионального издательства - у них есть более выигрышные предложения о "пакетных" поставках нескольких сотен, а то и тысяч наименований от столичных издательств. Один большой "пакет" от солидного издателя перекрывает потребность в продукции всего магазина разом. В качестве бонуса столичные компании гарантируют централизованную рекламную поддержку.

Основной оптовый партнер сибирских книжных издательств - новосибирская "Топ-книга" - продает 5-7% издаваемых в России книг, но не занимается распространением тиражей. Она делает заказы в соответствии с потребностями своих магазинов.

Как следствие, крупные новосибирские издательства, занимающие почти две трети сибирского рынка как в количественном, так и в денежном выражении, вынуждены организовывать свои представительства в Москве - чтобы работать напрямую с московскими оптовиками и даже магазинами. Обходится оно минимум в 100 тыс. рублей в месяц (основные затраты приходятся на аренду книжного склада), что пока не по карману большинству региональных издательств. Одним из первых такое представительство появилось у Сибирского университетского издательства. По словам генерального директора этой компании Андрея Тыщенко, офис и склад в Москве экономически оправданы, если объем "московских" продаж составляет не менее 0,8-1 млн рублей в месяц.

По мнению директора Издательства НГТУ Елены Шеметовой, ситуация со сбытом налаживается - активно развивается маркетинговый отдел издательства СО РАН, распространяющий по сетям магазинов академической книги и институтским библиотекам уже тысячные тиражи, и сеть издательско-книготорговой фирмы "Экор", успешно работающей на рынке не только деловой литературы, но и вузовской. В столичных издательствах сконцентрировано производство практически всей массовой беллетристики, сибирским издателям остались специфические ниши - вузовские учебники, деловая литература, карты и заказные издания, в том числе имиджевые.

Все меньше издателей верят в то, что региональные операторы рынка могут потеснить столичных в сегменте книг с низкой добавленной стоимостью к бумаге. Если цена книги определяется бумагой, на которой эта книга напечатана, то конкурентное преимущество всегда будет иметь тот, кто этой бумаги потребляет больше. Издание и дистрибуция "потоковых" детективов и дамских романов сосредоточены в европейской части России. В результате многие книжные издательства Сибири выделили для себя в качестве стратегического направления учебно-справочную литературу для высшей школы.

Что выгоднее печатать

При стабильном росте рынка на 50% в год уже через 2-3 года новосибирские издатели своими заказами полностью загрузят крупнейшую типографию региона - "Советскую Сибирь" (Новосибирск), а потом, возможно, и вовсе вытеснят московские издательства с полиграфического рынка Сибири. Сегодня " Советская Сибирь" по большей части загружена заказами московских издательств и только на 15% - местных. При этом существует потребность в современных типографиях, способных обеспечить растущий спрос на подарочную и научную книгу средней стоимостью 20 долларов и выше. Возможности для печати элитных книг в регионе есть, трудно найти качественного подрядчика по переплету. Вопрос о покупке переплетно-брошюровочного оборудования рассматривается руководством новосибирской типографии "Харменс", активно работающей на рынке эксклюзивной книги. До сих пор компании приходится передавать заказы на переплет субподрядчикам, что связано как с дополнительными расходами и удорожанием конечного продукта, так и с "качественными" рисками.

В Сибири выгодно печатать полноцвет: если судить по соотношению "цена-качество", Новосибирск удерживает второе место в России. Но печатное оборудование используется только в производстве упаковки - из-за более высокой, чем в книжном бизнесе, рентабельности. Менеджеры выбирают монотонно растущий рынок упаковки.

Размещать в Сибири новое современное типографское оборудование пока невыгодно. В 2003 году здесь было издано книг общей стоимостью около 100 млн рублей, а цена типографских услуг составила не больше трети этой суммы, то есть около 20-30 млн рублей. Таким образом, максимум, на который может рассчитывать инвестор, открывающий в регионе новую книжную типографию, - 30 млн рублей в год. При таком раскладе типография не выживет.

600 рублей за учебник

Долгосрочный прогноз сибирских издателей сводится к тому, что цены на книги вырастут не за счет удорожания типографских услуг, а скорее из-за роста авторских отчислений и доли доходов издателя в оптовой цене книги. Сегодня стоимость книг действительно занижена, к тому же авторская и массовая литература уравнена в цене. Государственные дотации московским издательствам, издание вузами книг низкими тиражами по огромной себестоимости и продажа по демпинговой цене сделали невозможное - вузовские книги и потоковые детективы стали стоить примерно одинаково.

По словам Елены Шеметовой, составляющая "бумага + типография" в розничной цене на вузовские учебники и научную литературу резко падает (сегодня эта доля - около 50%) и будет падать еще - до 30%. При этом тиражи вузовской литературы стабильно растут. Несмотря на то, что государство не дотирует вузовские издательства, в их обязанности по-прежнему входит обеспечение каждого студента полным комплектом методической литературы, причем, как правило, своих, университетских авторов. Цену учебников закладывают в стоимость обучения для студентов, принятых на коммерческой основе. Кроме того, в увеличении тиражей заинтересованы и авторы учебников. По оценке Андрея Тыщенко, розничная цена на книги для студентов за следующие два года вырастет не менее чем в два раза: время благотворительности издательств подошло к концу, у продукции университетских издательств появился рынок сбыта.

Ситуация уже начала меняться: все больше авторских книг уверенно продается по оптовой цене 300-600 рублей (10-20 долларов). Генеральный директор " Топ-книги" Георгий Лямин уверен, что увеличение цены книги полезно и необходимо для уверенного роста региональных издательств. Издателям и книготорговцам так или иначе придется определять совместную позицию в отношении цен на книги, ассортимента, структуры распространения и привлечения средств с других рынков.