"Консалтинг строится прежде всего на доверии. Его уровень определяется профессионализмом специалистов"

По результатам рейтинга группа компаний "Форус",офисы которой располагаются в трех крупных сибирских городах, оказалась на втором месте в общем зачете. Она же стала абсолютным лидером консалтинга в сфере информационных технологий - управленческого консалтинга. Об изменениях в конкурентной среде на сибирском рынке консалтинговых услуг рассказывает генеральный директор группы Сергей Цодиков.

- Сергей Давыдович, чувствовалось ли в 2003 году усиление конкуренции по консалтингу в области информационных технологий?

- Да, конечно. ИT-компании ощущают, что недостаточно предложить рынку только технологические услуги, ведь софт служит для решения бизнес-проблем. Например, в комплексе услуг появляется стадия подготовки предприятия к внедрению определенной информационной системы. Это качественно иная работа, чем та, к которой привыкли IT-компании. Немногие из них могут обеспечить высокий уровень как информационно-технологических, так и консалтинговых услуг.

- Насколько активны в регионе московские компании?

- Они достаточно легко вошли в регион: раньше спрос в основном предъявлялся со стороны филиалов столичных холдингов федерального масштаба, расположенных в Сибири. Схема проста - решения в таких компаниях принимаются централизованно, а затем доводятся до представительств. Поэтому московские компании доминируют в секторе крупных предприятий. В то же время они слабо представлены в секторе средних предприятий, по нашим оценкам - не более 10% рынка.

- А что заставляет местный бизнес обращаться к московским консультантам?

- Прежде всего большое значение имеет их опыт. Качественные консалтинговые услуги может предоставить фирма, успешно осуществившая хотя бы несколько проектов. К таким компаниям, на деле доказавшим свой профессионализм, появляется доверие. За это клиентам приходится хорошо платить: московские цены на услуги могут превышать региональные в четыре раза. Присутствие столичных консультантов в регионе и растущий спрос со стороны предприятий подстегивают темпы развития местных консалтинговых компаний.

- Изменилась ли структура спроса на региональном рынке?

- Отличительной особенностью 2003 года стало формирование как клиента звена средних компаний. Если в 2002-м проекты для таких фирм были единичными, то в минувшем году средний сектор начинает осознавать потребность в консалтинговых услугах или по крайней мере обсуждать возможность применения новых методик. Причина - появление внешнего давления: возрастающая конкуренция со стороны столичных компаний, выходящих в регион. Чтобы захватить или удержать лидерские позиции, местный бизнес должен системно решать вопросы повышения эффективности работы.