Школа ЮКОСа

Москва, 17.05.2004
«Эксперт Сибирь» №11 (25)
Знания становятся экономическим ресурсом бизнеса, источником достижения конкурентных преимуществ

По оценкам бышего Министерства труда и социальной защиты, количество пенсионеров к 2010 году сравняется с числом работающих. В нефтяной отрасли Сибири пенсионеров еще больше - около 60%. Это обусловлено тем, что законодательство предусматривает более ранний выход на пенсию специалистов, работающих в районах Крайнего Севера. Прогнозы Минтруда ставят нефтяные компании перед неотложностью решения проблемы нехватки кадров. В компании "ЮКОС" есть опыт работы в данном направлении. О нем рассказывает директор научно-образовательного центра "ЮКОС-Новосибирск", доктор физико-математических наук Сергей Сухинин.

- В нефтяной промышленности работают специалисты разных уровней. Речь может идти о простых рабочих, мастерах, инженерах, наконец, о менеджерах. Какой из этих уровней сегодня особенно востребован компанией "ЮКОС"?

- Нефтяная отрасль становится все более наукоемкой. Экономика нашей компании, выраженная в любых показателях, от увеличения добычи нефти до роста капитализации, уже не может развиваться за счет экстенсивных факторов - например, скупки недооцененных активов. Ставка сегодня делается на интенсификацию производственных процессов, внедрение новых технологий на всех уровнях вертикально интегрированной корпорации. Более технологичными становятся процессы геологоразведки, бурения, освоения и эксплуатации месторождения, а также системы, управляющие нашим бюджетом и финансовыми потоками. Поэтому востребованы менеджеры высокого уровня с универсальным образованием.

- На каких принципах строит обучение специалистов научно-образовательный центр?

- Есть несколько вариантов обучения. Наиболее привычный, не требующий больших затрат, - участие слушателей в конференциях и круглых столах, посвященных проблемам управления активами нефтяных компаний. Масштабы подобных мероприятий - международные или как минимум всероссийские. Такой формы обучения придерживается одна из вертикально интегрированных нефтяных компаний - "Сургутнефтегаз". Сегодня этот вариант оценен руководством ЮКОСа как недостаточно эффективный, дающий слишком медленный рост знаний. При этом отдача на вложенный в обучение доллар не очевидна.

Другой вариант - классический: компания оплачивает обучение сотрудника по определенной специальности в одном из университетов на Западе. Потребность большинства нефтяных компаний в специалистах с дипломом западного университета составляет два-три человека в год. ЮКОСу таких специалистов требуется на порядок больше, следовательно, затраты на обучение выше. Нигде в мире на образовании не экономят. Опыт нашей компании также свидетельствует, что каждый вложенный в обучение в престижном вузе доллар довольно быстро приносит прибыль. Но есть и проблемы. Например, стандартные программы обучения не всегда соответствуют тем условиям, в которых приходится работать нашим специалистам. Другая проблема - "скупка" специалистов "на корню". Если наш специалист, обучаемый в западном вузе, приглянулся, например, нефтегазовой компании масштабов Halliburton, то ей ничего не стоит "перекупить" перспективного сотрудника, вернув нам стоимость его обучения в 100 тыс. долларов.

- В таком случае что мешает вам адекватно ответить? То есть "купить" специалиста на Западе?

- Это будет стоить намного дороже, чем подготовка собственных кадров. Нам просто не хватит средств, чтобы таким образом удовлетворить потребность в специалистах. Кроме того, судя по опыту, западные специалисты тяжело адаптируются к условиям нашей работы и жизни.

- Вероятно, научно-образовательный центр ЮКОСа и был создан для того, чтобы сконцентрировать силы и средства для решения обозначенных проблем...

- ЮКОС стремится соответствовать международным стандартам. Для этого недостаточно закупить импортное оборудование, построить офисы из стекла и бетона. Главное - кто на этом оборудовании и в этих офисах будет трудиться. Без кадров, подготовленных по международным стандартам, невозможно двигаться вперед, конкурировать с транснациональными корпорациями.

Идея создания центра подготовки инженеров для компании была сформулирована президентом ЗАО "ЮКОС ЭП" Юрием Бейлиным в сентябре 2000 года во время посещения одного из ведущих мировых центров подготовки специалистов по нефтяному инжинирингу - университета Heriot-Watt (Эдинбург, Великобритания). В России партнером в реализации проекта стал Томский политехнический университет. Его преподаватели ведут в центре курсы на русском языке, а коллеги Heriot-Watt - на английском. Уже на первом курсе ведется обучение английскому языку с упором на нефтегазогеологическую и промысловую лексику, слушатели практикуются в переводе с английского специализированных текстов. По мнению многих из них, это не просто "погружение" в иностранный язык, а "утопление" в нем. Шутка, конечно, но в ней есть доля правды - на протяжении трех недель занятия идут почти круглосуточно.

Очень много дает слушателям курс "Введение в регулирование разработки нефтяных и газовых месторождений РФ". В течение недели специалисты изучают правила разработки месторождений нефти и газа, учатся обходить подводные камни при составлении проектной документации и защите ее в государственных контролирующих органах России. Венцом обучения является подготовка коллективных и индивидуальных проектов по разработке и эксплуатации нефтяных месторождений с использованием фактических данных и с привязкой к конкретному региону.

Два первых семестра прошедшие отбор слушатели проходят теоретическую подготовку в Эдинбурге. По каждой дисциплине они сдают письменные экзамены на английском языке, затем обучаются в Томске, где кроме теоретических курсов проходят практику по двум проектам.

- Как контролируется качество обучения и экзаменационных работ?

- У нас нет классической сессии. Мы применяем западную концепцию образования: прошли модуль по той или иной теме - письменный экзамен. Все работы безымянно, под шифром отправляются в Эдинбург. Проверку процедуры сдачи экзамена осуществляют независимые эксперты мирового уровня - представители Британского Совета. Кстати, нагрузка там такая, что рабочий день начинается в шесть утра, а заканчивается в два-три часа ночи. Тем, кто успешно прошел теоретическое обучение, защитил коллективную работу по учебному проекту и индивидуальный проект, выдается магистерский диплом Heriot-Watt. Этот документ котируется во всем мире, многие транснациональные корпорации сочтут за честь принять на работу такого специалиста. Опыт свидетельствует - если на должности топ-менеджера работает специалист с дипломом университета Heriot-Watt, то капитализация компании, как правило, растет.

- Какие качества в процессе подготовки специалист должен выработать, чтобы рассчитывать на карьеру топ-менеджера?

- Во-первых, это умение договариваться с людьми и четко выполнять свои обязательства. Для того чтобы найти общий язык и с нефтяником-"технарем", и с западным инвестором, нужно уметь общаться на уровне, доступном собеседнику. Во-вторых, необходимо обладать полным арсеналом знаний, связанных с нефтяной отраслью. Топ-менеджер должен уметь работать в команде, ставить задачи, формулировать принципы их решения, обладать креативным мышлением, чтобы творчески решать возникающие проблемы. И все это в условиях бешеной нагрузки и постоянного цейтнота.

Режим обучения в центре способствует накоплению этих качеств. Он включает тренинг как по тайм-менеджменту (эффективное использование бюджета времени), так и по тим-билдингу (сплочение команды). Тот, кто не в состоянии этот режим выдержать, не научился рационально распоряжаться временем, ранжировать цели и искать оптимальные способы их достижения, не нашел общий язык с членами команды, на карьеру топ-менеджера может не рассчитывать.

- Что нужно для того, чтобы попасть в число слушателей научно-образовательного центра "ЮКОС-Новосибирск"?

- Во-первых, обладать дипломом бакалавра, специалиста или магистра по негуманитарной специальности, полученным в российском вузе. Во-вторых, надо хорошо знать английский язык, успешно пройти тесты и собеседование. В 2003 году в центр из 502 претендентов зачислены слушателями 72 человека - нам нужны только неординарные личности. Судьба кандидата решается в основном на собеседовании. Для обучения отбираются лидеры, люди умеющие создавать что-то новое, необычное в жестких условиях окружающего мира.

- Результаты собеседования как-то влияют на дальнейшую судьбу слушателя во время обучения?

- Я бы сформулировал по-другому: результаты обучения влияют на дальнейшую судьбу сотрудника компании. Стартовая заработная плата специалиста, прошедшего обучение в центре, напрямую зависит от среднего балла, полученного на экзаменах.

Новости партнеров

Реклама