Звук против музыки

Москва, 24.05.2004
«Эксперт Сибирь» №12 (26)
Для передачи энергии законсервированной музыки главным фильтром остается комплект аудиоаппаратуры. Аудиофилы требуют от компонентов универсальности и не подчиняются моде на красивые "коробки"

История записанного звука с момента изобретения Томасом Эдисоном фонографа - это бесконечная борьба с искажениями. Впрочем, стремление к естественности звучания оригинала привело к разрушению тонкого баланса между субъективным понятием достоверности воспроизведения музыки и отстраненной оценки качества звука. В понимании многих аудиофилов мегаломания (мания величия) производителей hi-fi и hi-end увела потребителя звуковоспроизводящей аппаратуры от главных вопросов - "теплоты" и достоверности звучания.

Консервированное вдохновение

Можно предположить, что сама идея фиксации звука, найденная равнодушным к музыке Эдисоном, порочна. Индустрия аудиокомпонентов серьезно ударила по камерности и интимности музыки, а к концу XX столетия тема качественных источников и усилителей звука окончательно вытеснила рассуждения о содержании записей.

Сам Эдисон вспоминал, что открыл технологию записи звука совершенно случайно - запел над диафрагмой телефона (тоненькой стальной пластинкой), к которой была припаяна игла, уколов палец. Все остальные открытия в области звукозаписи были сделаны целенаправленно и в основном тоже касались способа фиксации звука. После досадной оплошности Эдисона, пролившего кровь за первый аудионоситель, началась борьба за массового потребителя "запечатанной" музыки, то есть за достоверный и надежный источник звука. Эдисон фонографом выдавливал бороздки на оловянной фольге, Александр Белл - на смеси воска с парафином, Эмиль Берлинер, изобретатель граммофона, - на саже с воском. Но все же общепринятым стандартом стали пластинки из натуральной смолы, а самым массовым носителем звука - компакт-кассеты (СС) фирмы Philips 1964 года. Последним великим шагом на пути к удобному и точному хранению музыки сделали инженеры Sony и Philips, разработавшие стандарт компакт-диска (CD) в 1982 году. Последующие разработки уводили меломанов в сторону от вопросов точной передачи концертного звука - например, минидиск (MD) позволял дома устроить небольшую студию или радиоточку, DVD - инсталлировать кинотеатр. При этом лучшие усилители и акустические системы нового времени практически ничем не отличаются от хороших образцов 70-х и 80-х годов. Кажется, что дорожка истории hi-fi (high fidelity - высокая точность, приближение к оригиналу) записана до конца, многомиллионной армии потребителей аудио пора снова заняться музыкой.

Тем не менее, рынок аудиотехники неизбежно растет, как растет количество дешевых и неподъемно респектабельных комплектов - в ущерб добротным, с хорошим соотношением "цена-качество" систем. Ярлыки "hi-fi" и "hi-end" стали атрибутами маркетинговых игр. Количество счастливых владельцев домашних кинотеатров, оплачивающих по 6 воспроизводящих трактов (система 5.1), скоро превысит число покупателей стерео (система 2.0).

Сила звука

Энтузиасты настоящего звука - инженеры, отставные музыканты или звукооператоры - взяли за правило бороться за его чистоту, довольствуясь старым добрым стерео. Фанаты собираются в небольшие клубы, как в юности сами ваяют акустические системы (качественные порталы особенно ощутимо подросли в цене) и реставрируют лучшие образцы стереоусилителей, купленных на вторичном рынке.

Уважаемые в Сибири мастера универсального звука Валерий Гордиенко и <Валерий ГордиенкоB> Алексей Борисов прошли все этапы становления настоящих меломанов. Они играли в музыкальных коллективах, торговали в аудиосалонах, выстраивали собственные домашние комплекты и, наконец, организовали клуб по интересам, названный некоммерческим партнерством "АВ-клуб". Партнеры уверены, что комплект аудиокомпонентов должен быть универсален при воспроизведении разных музыкальных жанров и передаче натуральной, "телесной" фактуры в звучании инструментов. Компаньоны смело возражают тем, кто утверждает, что один комплект не в состоянии достоверно воспроизвести Равеля, Led Zeppelin и Squirrel Nut Zippers.

Практически разуверившись в универсальной музыкальности новинок аудио-рынка, Борисов и Гордиенко нашли ее в компонентах золотого времени аналогового аудио 70-х и 80-х, когда производители собирали аппараты из специально разработанных для звуковоспроизводящего тракта компонентов. В то время каждая компания имела свою идеологию идеального источника и совершенного усилителя. Колонки партнеры делают сами.

Профессионального звукотехника Алексея Борисова и бизнесмена с инженерским образованием Валерия Гордиенко сблизило желание копнуть поглубже, разобраться, что есть что в аудиотехнике. Идеальным местом для такого анализа было нечто среднее между лабораторией и мастерской. "Сначала было как у всех - модные брэнды и золотые ручки. Но со временем мы решили заниматься только тем, что приносит удовлетворение", - рассказывает Валерий. "Нам интересен только настоящий звук, - продолжает Алексей. - Никакой бутафории, никаких иллюзий. Бывает, стоит у человека "комплект", и владелец этой баснословно дорогой аппаратуры слушает Яна Гарбарека, изданного ECM. Эта система, как и ECM, предназначена для записей акустических комбо без динамических или тембровых всплесков. В какой-то момент становится непонятно - человек купил ее, потому что любит Гарбарека, или слушает Гарбарека, потому что у него этот "комплект" больше ничего не играет. Получается, что аппаратура определяет музыкальные вкусы своего владельца. Но в реальной жизни хочется слушать разную музыку. Мы поставили себе задачу найти аппаратуру, которая играла бы максимально широкий ассортимент музыки".

Партнеры подбирают аудиокомплекты с ярко выраженным настроением записанной музыки. "Конечно, бессмысленно слушать большой симфонический оркестр на маленьких колоночках", - замечает Валерий. Комплект, по мнению учредителей "АВ-клуба", должен дать почувствовать, во-первых, для чего, кем и для кого писалась музыка, во-вторых, кто и на чем это все играл, и кто и где записывал. О способах отбора компонентов партнеры умалчивают, признавая однако, что некие авторские методики оценки были разработаны. Год производства техники - не определяющий параметр. В Сибири работает несколько клубов, объединяющих любителей аудиоретро. "Идеология "все старое - хорошо" от нас далека, - признается Алексей. - Нам безразлично, кем, в каком году и где изготовлен аппарат".

Музыкальные подделки

Время постмодернизма принесло с собой моду на подделки. Сегодня дизайнерские "коробки" ценятся выше, чем действительно музыкальный комплект. Требующее от любой вещи изящности и высокой функциональности, новое поколение верит цифрам. Но качество передачи музыкального материала не определишь числительными, напечатанными в инструкции пользователя. Дело в том, что исчерпывающей методики и приборов для оценки качества музыки на сегодняшний день не существует, поэтому данный параметр заинтересованными в хороших продажах профессионалами рассматривается все реже и реже. Лучшим "дегустатором" по-прежнему остается тот, для кого эта музыка создана, - человек. Но сегодня слушатель все меньше готов получать энергетическую подпитку, посещая "живые" концерты.

С чем остается сравнивать то, что звучит дома, в офисе и в машине? Универсальный конструктор, живший в советские годы в каждом человеке, уступил место специалисту узкого профиля, которого легко провести на всем, что не касается его профессии. Музыка осталась делом профессионалов. Причем, по мнению любителей музыки, именитые мастера hi-fi в новом веке принялись остервенело клепать подделки под хорошую блочную аппаратуру. И не потому, что они разучились делать свою работу. Просто классная техника, построенная на авторских схематических решениях и собранная на качественных элементах, перешла в более высокую категорию - hi-end.

Первым делом музыка - компоненты потом

У многих людей до сих пор дома имеются проигрыватели "Вега" и колонки Radiotehnika S-90. Новосибирские меломаны считают, что эта аппаратура с точки зрения передачи эмоций играет гораздо лучше, чем большинство аппаратов, которые стоят сейчас в магазинах, но проигрывает по остальным параметрам. Многие покупают пару дорогих акустических систем и не понимают, почему они не могут получить такое же удовольствие, как от стареньких S-90. Но дело лишь в том, что человек сделал свой выбор, начитавшись популярных изданий. Нередко выбирают "знаменитый английский звук", отличающийся своей миниатюрностью, а после праздников несут свои колонки с порванными динамиками в ремонт, потому что всем хотелось, чтобы душа нараспашку раскрылась: Современный мировой аудиорынок не учитывает особенностей нашего национального восприятия музыки. В этом деле нам ближе, как ни странно, американцы и японцы.

Многие опытные российские аудиопользователи не понаслышке знают фирменные компоненты, но, разочаровавшись в них, они все чаще собирают hand made или разыскивают лучшие образцы старого стерео. Новосибирские идеологи настоящего звука надеются, что количество аудиофилов перейдет в качество меломанов. Только в этом случае в дома вернется настоящая музыка.

Новости партнеров

Реклама