Из "Искры" возгорится бизнес-пламя

На базе Красноярского телевизорного завода создали инкубатор для производственных предприятий малого бизнеса

Красноярский телевизорный завод (после акционирования - ОАО "Искра") был создан в начале 50-х годов прошлого века. Основным видом его товарной продукции были средства связи для Министерства обороны СССР, но официально он выпускал некогда популярные цветные телевизоры "Рассвет". "Искра" занимала 30 га земли, на предприятии работало 12 тыс. человек, годовой оборот завода превышал 300 млн долларов. 28 марта 2000 года после очередного заседания арбитражного суда на предприятии было введено внешнее управление. К тому моменту кредиторская задолженность акционерного общества составляла 150 млн рублей, 80% производственных площадей были законсервированы.

По итогам 2003 года оборот "Искры" едва достиг 50 млн рублей, сегодня на предприятии работают всего 60 человек, занимаемая производственная площадь - 1,5 га. Главный заказчик ОАО "Искра" - Российское авиационно-космическое агентство. Уже более 20 лет завод выпускает запасные инструменты и приборы для спутниковых и тропосферных станций. Замена станций старого поколения на современные фактически будет означать ликвидацию производства на "Искре". Впрочем, трагедией это здесь не считают.

Четыре года назад новая команда менеджеров, изучив ситуацию, приняла решение о нецелесообразности технического перевооружения завода и его дальнейшего развития, заводские цеха было решено сдать в аренду. За "Искрой" закрепилась роль системообразующего предприятия, обеспечивающего арендаторов теплом и электроэнергией.

Что смог Шефлер, сможет и Миллер

"Если говорить об "Искре", то лично я поступил бы, как немцы в 45-м со своими разрушенными предприятиями. Сказал бы: приходите в цеха, берите уцелевших станков сколько хотите и работайте. Тогда я, например, взял бы в два раза больше, чем смог купить. А сэкономленные деньги вложил бы в восстановление помещений, в материалы, в развитие производства", - говорит Александр Миллер, директор ООО "Спецсервис" - одного из предприятий, созданных на базе акционерного общества "Искра". На Красноярском телевизорном заводе он работает более 30 лет и до сих пор является его главным инженером.

Когда распродавали оборудование, Александр Миллер был чуть ли не единственным участником аукционов. Дорогие станки с числовым программным управлением (ЧПУ) спросом не пользовались. Оборудование, даже бывшее в употреблении, стоящее по нынешним ценам 1,4 -1,7 млн рублей, продавалось Миллеру за отсутствием покупателей по 70-80 тыс. рублей. Хорошая зарплата, которую он получал на "Искре", вся уходила назад - в кассу завода. Три года Александр Миллер жил за счет жены и сына.

"Еще год-полтора назад у меня бывали минуты отчаяния. Без отпуска, без денег, с женой ссорились. А тут еще промерзший цех, полный мусора, сломанного оборудования. Тонны хлама приходилось вывозить КамАЗами и погрузчиками вдвоем с сыном. Сидел порой и думал: "Зачем мне все это? Продать бы кому". А потом вспомнил про одного немца Шефлера, я про него где-то читал. Однажды он пришел в местечко под Нюрнбергом с лопатой и тачкой и построил всемирно известный подшипниковый завод. Ну а если Шефлер смог, думаю я, то почему Миллер не сможет?" - рассказывает Александр.

Конечно, говорить о том, смог ли Миллер, еще очень рано. Предприятию всего год. За это время отремонтировано оборудование, производственные площади, в бывшем инструментальном цехе началось строительство приемной и директорского кабинета. Но не это главное. Куда важнее, что год назад Миллеру поверили люди. Сейчас в ООО "Спецсервис" работают 66 человек - "золотой фонд".

"Я ведь одно время занимал должность главного механика, и моя задача состояла в обслуживании станков, мне приходилось обучать людей работе на оборудовании. Все они мои ученики, я их хорошо знаю и потому уверенно говорю - специалисты самого высокого класса. Только вот молодежи у нас пока не хватает", - сетует Миллер.

Но на этот счет у него есть идея. В советские времена воспитание рабочей смены, подготовка кадров для предприятий было делом государственным. В бюджете были заложены все расходы на обучение, на зарплату мастеру-наставнику и небольшие ученические начинающему рабочему. Но от этой системы давно отказались, а профессионалы по-прежнему нужны. Миллер сделал предложение сотрудникам городской службы занятости - отправлять к нему на предприятие всех желающих трудиться по рабочим специальностям. При этом испытательный срок для ученика, или, как говорит директор, проба "цайт", - 15 дней. За это время и работодателю, и потенциальному работнику становится ясно, есть ли смысл продолжать обучение. Следующие 15 дней посвящены в чистом виде науке производства и контрольной работе.

"Я таким образом уже нашел двух рукастых, - с гордостью отмечает Александр. - Один из них теперь работает сразу на двух станках с ЧПУ".

Где-то между мелким и крупным бизнесом

Сегодня ООО "Спецсервис" занимается производством радиаторов "Енисей-Люкс", шаровых и дисковых кранов, комплектующих для алюминиевых окон железнодорожных вагонов. Идея организовать выпуск радиаторов, разработанных на Красноярском машиностроительном заводе, и предложение от Красноярской железной дороги принять участие в выпуске вагонных окон стали основой создания предприятия.

По утверждению Александра Миллера, подобных радиаторов-конвекторов никто в мире больше не делает. В 1999 году конструкторам "Красмаша" удалось создать оригинальное изделие, более экономичное, чем импортные аналоги. Теплоотдача итальянского радиатора, говорят здесь, 200 Ватт на одну секцию, у "Спецсервиса" - 225, то есть на 12,5% выше. Кроме того, есть отличие в цене: красноярские - дешевле. Принципиальные различия и в конструкции. Радиаторы, выпускаемые за границей, как правило, сборно-разборные, и продают их по секциям. Здесь производят 28 видов радиаторов - разных по количеству секций и высоте.

Алюминий для этих радиаторов нужен особого состава, и к алюминиевому профилю, который предприятие заказывает на Красноярском металлургическом заводе, предъявляются очень жесткие требования. Первое время, по словам директора, завод не мог безупречно выполнять заказы для "Спецсервиса", браковались целые партии. Директору пришлось посвятить обучению металлургов несколько дней, только тогда дело пошло на лад. Конечно, до совершенства радиаторы доводятся уже на предприятии Миллера. С высокой точностью, до микрона, на станках с ЧПУ изготавливаются все сопрягаемые детали. Малейшая ошибка, и герметичность радиатора будет нарушена.

Первые деньги производство "Спецсервиса" принесло только в августе 2003 года. 250 радиаторов были проданы предприятию "Монолитстрой". Сегодня на небольшом заводе Миллера выпускают около 1 тыс. радиаторов в месяц.

Рентабельность этого производства невысока - 3-4%. Но, как говорит директор, другого они себе просто не могут позволить. Слишком молоды для этого рынка, чтобы диктовать свои условия.

"К тому же, - делится он секретом поиска бизнес-идеи, - я выбрал для производства продукт, который, с одной стороны, невозможно сделать кустарным способом где-нибудь в гараже или дома на кухне. А с другой - неинтересно крупному бизнесу. Вот эти радиаторы как раз и оказались между двумя уровнями: мелкого предпринимательства и масштабного промышленного производства. Значит, это моя ниша".

Горизонты "Спецсервиса"

Особое место в производстве ООО "Спецсервис" занимают шаровые и дисковые краны. Во-первых, они требуют высокой точности исполнения, а значит, дают работу станкам с ЧПУ и обеспечивают занятость специалистов экстра-класса. Во-вторых, богатый инженерный опыт директора позволяет ему быстро находить свои, более "дешевые" технические решения. Шаровые краны "Спецсервиса" покупают две строительные компании - новосибирская "СибСтройСервис" и красноярская "Монтажэнергоспецстрой".

"Сейчас, - говорит Миллер, - мы осваиваем новый дисковый кран, более современный и надежный. Его толщина, благодаря нашей технической находке, будет не больше 80 мм, в то время как аналогичных импортных моделей - 350-400 мм. Это дает сумасшедшую экономию металла. А значит, и другую цену. С этой номенклатурой мы намерены выйти на рынок. Что-то абсолютно новое в данной области придумать сложно, но совершенствовать можно бесконечно".

Производственная площадь, занимаемая ООО "Спецсервис", не больше стандартного цеха. Здесь три участка: механический, слесарно-сборочный и участок изготовления радиаторов. За год предприятие достигло оборота в 1 млн рублей.

На вопрос о планах Александр Миллер честно признается: "Хочу немного прийти в себя, передохнуть. Хочу повысить людям заработную плату - сегодня рабочие получают 3-5 тыс. рублей. Хочу решить все бытовые проблемы производства. У нас есть гардероб, душ, бильярд, но горячего питания пока нет. Хочу, чтобы люди получали от работы удовольствие".

Но если все-таки говорить о продукции, предполагается значительное увеличение объемов выпуска радиаторов к лету, сезону высокого спроса. Против нынешней тысячи - 3-4 тыс. штук. При двусменной работе участка это вполне реально, дело за малым - нужны деньги. На покупку необходимого материала требуется 3-5 млн рублей. Если удастся этот проект, 2004 год "Спецсервис" завершит с оборотом в 2 млн рублей.

Бизнес-инкубатор "Искра"

Из 12 тыс. человек, когда-то работавших на Красноярском телевизорном заводе, шестеро организовали на территории родного предприятия собственное производство. Помимо "Спецсервиса", свою продукцию здесь выпускает завод торгового оборудования "Флэш", а также "Техноросс", который совместно с фирмой "Радос" создает оборудование для горно-обогатительных предприятий и "Сибин", обеспечивающий оснасткой, инструментами и пресс-формами предприятия Красноярского края. Всего же на территории "Искры" - 160 организаций, 5 тыс. работников. Совокупный объем выпускаемой продукции и оказываемых услуг по итогам 2003 года составил 2,5 млрд рублей, 40% заводских цехов занято небольшими производственными предприятиями, 60% выполняют роль торговых площадок и офисов. Арендная плата колеблется от 30 до 180 рублей за кв. м в зависимости от места расположения и состояния производственной площадки. "Искру" теперь называют зоной развития малого бизнеса.

Николай Плотников, генеральный директор ОАО "Искра"

Сегодня трудно судить о том, были ли шансы у прежнего руководства "Искры" сохранить производство. На мой взгляд, ошибку допустили еще в 1990 году при акционировании предприятия, когда разъединили производственные цеха и конструкторское бюро. Приватизация Красноярского телевизорного завода завершилась созданием двух акционерных обществ - "Искра" и "Красноярское конструкторское бюро "Искра". По сути, голову отделили от туловища. Голова, то есть КБ "Искра", полная идей, сегодня, конечно, живет. Они занимаются предоставлением услуг сотовой, спутниковой, пейджинговой связи, Интернета. А вот производство погибло. Кризис управления, многолетние долги государства за выполненный заводом оборонный заказ, выпуск ставшей неконкурентоспособной продукции (имею в виду цветные телевизоры) разрушили предприятие. Цеха по 2-3 года стояли без отопления и электричества. Так что когда сюда пришла команда внешнего управления, о восстановлении не могло быть и речи.

Вот и приняли решение о продаже или сдаче уцелевших помещений в аренду.

У человека, который стал хозяином завода, производства со всей его инфраструктурой (часть площадей у нас сейчас выкуплена), меняется менталитет. Он понимает, что это его собственность, и думает, как лучше наладить производство, благоустроить свое помещение и территорию вокруг него. Это уже другое отношение к жизни. И сегодня здесь 160 таких хозяев.

Я уверен, что через год-другой мы общими усилиями создадим здесь процветающий деловой центр.