Под каблуком у классиков

Москва, 07.06.2004
«Эксперт Сибирь» №14 (28)
В Томске прошел IV Межрегиональный театральный фестиваль "Сибирский транзит". В этом году он впервые был проведен по образу и подобию всероссийской "Золотой маски". Организаторы сочли необходимым увеличить количество премий, ввести принцип экспертного отбора и изменить процедуру голосования членов жюри. Впрочем, на решение жюри все эти новшества не повлияли

На фестиваль, организованный Межрегиональной ассоциацией "Сибирское соглашение" и Союзом театральных деятелей РФ, было приглашено 13 коллективов со всего региона. Участников "Сибирского транзита" можно было ранжировать по отношению к классическим пьесам и театральным технологиям. Если фривольный спектакль по пьесе Максима Горького "Дачники" (в программке автором значился Алексей Пешков) Омского академического театра драмы в постановке Евгения Марчелли был воспринят пародией на пафосные длинноты классических пьес провинциальных театров, то во всех отношениях правильный "Вишневый сад", поставленный Алексеем Песеговым из Минусинского драматического театра, - мишенью для колкостей. Пафос формулы "Чехов - это Пушкин в театре, то есть наше все" разделяли многие участники фестиваля и переплавляли в околочеховские экзистенциальные размышления пьесы других великих классиков. Видимо, по принципу "Как бы чего лишнего не вышло" были созданы "Чайка" Томского драматического театра и "Играем Стриндберга" Красноярского драматического театра имени А.С. Пушкина. Но в памяти запечатлелись идеологически более свободные постановки. Как это ни кощунственно прозвучит, в "сухом остатке" оказалось минимум драматических спектаклей - только новосибирские "Лес" ("Красный факел") и "Пять вечеров" (Городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева). Увлекательный и добродушный спектакль "Татарин маленький" норильского Заполярного театра драмы имени В.В. Маяковского удачно следовал принципу, выдвинутому Григорием Чхартишвили, - не мусолить классику, а делать актуальные стилизации под нее.

Главное отличие IV фестиваля от предыдущих - режиссерские новации, реинкарнация старых пьес. Прежде всего это касается Евгения Марчелли и его "Дачников", а также спектакля Владимира Золотаря "Ромео и Джульетта" (Алтайский краевой театр драмы имени В.М. Шукшина), сделанного в традициях хепенинга. К смелым постановкам можно отнести и работу режиссера Игоря Григурко из Театра пластической драмы "ЧелоВЕК" (Улан-Удэ). В его спектакле-телосозерцании "Песни дождя", поставленном по светской поэзии Далай-Ламы VI, нет слов, зато много дела, фантастически пластичных тел и плотного музыкального драйва.

Критики и члены жюри оказались в сложном положении - с введением экспертного совета им пришлось выбирать лучших из лучших (на первых трех фестивалях спектакли включались в программу без предварительного отсева). По словам члена жюри Юрия Шатина, не все участники IV "Сибирского транзита" получили премии жюри только потому, что заявленных призов было меньше, чем театров в фестивальной афише.

При этом за бортом фестиваля остались многие сибирские театральные составы. Совсем не представленными оказались Новокузнецк, Иркутск и Кемерово. Из-за враждебного отношения критики не участвовал в фестивале очень необычный спектакль "Ю" Алексея Крикливого (театр "Глобус", Новосибирск).

С 2004 года изменилась и сама процедура голосования - если раньше все премии присуждались в результате открытых дискуссий, то теперь так формируется лишь шорт-лист, где на каждую премию выставляются по три кандидатуры, а победителя выбирают тайным голосованием. Из 6 членов жюри председатель имеет два бюллетеня, а победа в номинации стоит 4 голоса из 7.

В принципе результаты конкурса можно было предугадать по атмосфере заседаний секции критиков. Жюри под председательством главного редактора журнала "Театральная жизнь" Олега Пивоварова отстаивало право на жизнь традиционных постановок, созданных на базе классических или современных пьес на вечные темы. Неудивительно, что Гран-при фестиваля - премию губернатора Томской области Виктора Кресса за лучший спектакль - взял "Татарин маленький" в постановке Александра Зыкова. Во-первых, спектакль скроен по классическим меркам, а во-вторых, сама пьеса современного автора Алексея Пояркова ничуть не расходится с текстами классиков ни по канонам повествования, ни даже по описываемой эпохе.

Приз за лучшую режиссуру получил руководитель Новосибирского городского драматического театра Сергей Афанасьев. В своей версии "Пяти вечеров" Александра Володина он остался непревзойденным мастером выражения сценической правды.

В номинации "Лучшая сценография" неожиданно победила Светлана Ламанова за работу в спектакле "Вишневый сад".

Номинация "За достижения в языке пластики" без вариантов досталась "Песням дождя".

Несмотря на разнообразие вынесенных на суд жюри спектаклей и жанров, критики не смогли пропустить в победители самые яркие, но плохо поддающиеся классификации и универсальной оценке постановки - "Дачники" и "Песни дождя". Призы увезли те, кто целенаправленно и увлеченно следовал принципам русской драмы.

У партнеров

    Реклама