2004 N 12 (26)

Москва, 21.06.2004
«Эксперт Сибирь» №16 (30)

Персонал переходит границу

Не являясь HR-директором, все же рискну высказать несколько соображений.

Что бы ни говорили наши государственные чиновники, рынка квалифицированных кадров в России нет и в ближайшее время, судя по всему, не предвидится. В его отсутствие российским компаниям действительно ничего не остается, кроме как приглашать на работу тех, кто приобрел опыт и культуру работы в западных или мультинациональных компаниях.

Практика российского образования подсказывает, что квалифицированные кадры готовились и в России, и в СССР. Известная некоторое время назад модель МФТИ готовила высокопрофессиональных руководителей, управленцев, которые, кстати, и встали во главе наиболее заметных российских компаний и проектов.

В России де-факто сложился слой предпринимателей, которые создают проекты, конструируя их из доступных им бизнесов. И они, конечно, оказываются заинтересованными в постоянном притоке управленческих кадров, способных руководить тем бизнесом, который они создают. А тут мы упираемся в то, с чего начали, - в отсутствие рынка квалифицированных управленческих кадров, системы их подготовки и переподготовки, отслеживания роста управленческой компетенции. Каждый выживает в меру своей интуиции и эрудиции.

Вопрос о том, что за несколько последних десятилетий стало с системой подготовки кадров, на фоне значимых общественно-политических событий остается за кадром национальной повестки дня. То, кто примет на себя ответственность за российские предприятия через 5-10 лет, просто не обсуждается. И это не говоря о том, что сегодняшние молодые светлые головы с легкостью отправляются за длинным долларом сначала в центр, а далее - за пределы нашей Родины. Бытует мнение, что гораздо правильнее пригласить управленца с западным опытом, нежели искать среди молодежи своего региона. Вместе с тем уже общепризнано, что гораздо эффективнее взять человека с хорошими мозгами и научить его предметности, чем перевербовывать на свой лад носителя чужой корпоративной культуры. Об этом писали в бестселлере "Бизнес в стиле фанк" на эту тему еще несколько лет назад.

На мой взгляд, решение проблемы хоть в сколько-то заметных масштабах и при отсутствии поддержки со стороны государства возможно через объединение предпринимателей в профессиональные корпорации, которые могли бы, например, на систематической основе осуществлять целенаправленный поиск, отбор, подготовку и переподготовку управленческих кадров, создавая этот рынок для своих корпораций и проектов.

Елена Яковлева, генеральный директор Центра корпоративного предпринимательства (Москва)

Звук против музыки

Первую музыкальную запись я услышал в 1973 году. Любознательный малыш был счастлив, когда папа принес домой красивую полированную игрушку - магнитолу "Вега". На нее можно было записывать с телевизора и радио. Это было важно. Звук был не важен. Главное - он был.

Появившиеся через 5-6 лет альбомы Belle Epoque и Supermax, Kraftwerk и Donna Summer изумительно и естественно для восприятия звучали на появившемся 9-скоростном магнитофоне "Соната". Синие пластинки Yellow Magic Orchestra, Eruption и Boney M из журнала "Кругозор" великолепны в исполнении портативного проигрывателя "Юность".

Серебристо-блестящие кассетники - Sharp и другие, - внесшие в мою жизнь "фирменный" звук! Тогда я им радовался как величайшему чуду на свете. Сейчас, может быть, кажется, что лучше бы их не было. Они принесли частоты и децибелы и унесли взамен что-то неизвестное, но важное.

Rаdiotehnika S-30 конца 1980-х и Kenwood образца 1992 года радуют мой слух и сейчас. Надежные деревянные "коробки".

Счастье не в технологиях. В наполнении счастье.

Вадим Горяев, руководитель центра "Сибирская Nova Kultura"

2004 N 13 (27)

Нужна ли России Сибирь?

Один мой знакомый якут на вопрос "Почему у Республики Саха (Якутия) больше прав, чем у Новосибирской области, и чем вы лучше нас?" ответил: "Потому что в то время, когда мы ломились за свободой, вы молча стояли в очереди за своими субсидиями и субвенциями. Вам тоже надо было создавать Сибирскую республику и провозглашать независимость!". А давайте создадим Сибирскую республику и отделимся от России!

Вопрос только - кого брать в сибиряки. Тюмень с Ханты-Мансийским АО (ХМАО) и Ямало-Ненецким АО (ЯНАО), Красноярский край, Томск, ну и нас, конечно, - Новосибирск. Вот только встает вопрос: что Новосибирской области там делать и возьмут ли нас, а если и возьмут, то не повторится ли современная ситуация - одни зарабатывают, другие получают от государства. Поднятая в статье проблема федеральной поддержки - это проблема не экономическая, а правовая. Татарстан и Башкортостан успели оторвать свой кусок свободы и пользуются этим. ХМАО и ЯНАО не успели. Решать проблему федерального перекоса должно государство. Еще оно должно собирать налоги, кормить и содержать сирот, а недропользованием пусть займутся те, кому это "интересно" и у кого получается, у кого на это есть деньги. Центр же должен изымать свою долю ренты и на эти средства заниматься разумным, добрым, вечным.

Катерина Фищукова

Прежде чем давать исчерпывающую характеристику бизнеса в России, стоит подумать, что бы вы сами делали в тех условиях, которые создает наше государство и бюрократы. Ведь постоянная угроза потерять собственность и доходы внутри России приводит прежде всего к двум последствиям: с одной стороны, к созданию и поддержанию бизнесом видимости социальной ответственности (чтобы обезопасить себя хоть на некоторое время), а с другой - к желанию "отбить" деньги побыстрее и как можно скорее выжать все что можно. Приведу метафору. Допустим, вам дают автомобиль на день. У машины барахлит мост, протекает радиатор, потерлись тормозные колодки, но ездить можно. Подумайте сами, стали бы вы на свои деньги ремонтировать автомобиль, потратив на это весь день? Более того, история с ЮКОСом убеждает в том, что государство начинает интересоваться бизнесом, прошедшим "капитальный ремонт". Получается замкнутый круг - государство говорит: "Крали все, накажем кого надо", бизнес слушает и думает: "Надо поскорее наворовать (честно, быстро и много не заработаешь) и вывезти деньги из России".

Илья Сидоров

У партнеров

    Реклама