В ожидании третьей волны

Тема недели
Москва, 21.06.2004
«Эксперт Сибирь» №16 (30)
В Сибири бизнес интернет-кафе и компьютерных клубов, пережив два этапа становления, готовится перейти на новый, более высокий уровень

В 2004 году этот бизнес отмечает 10-летний юбилей. Первое в мире заведение такого типа открылось в сентябре 1994 года в Лондоне. Забавно, но его название - Cyberia - по-английски произносится точно так же, как "Сибирь" (Siberia). Однако до самой Сибири этот бизнес добрался только спустя несколько лет.

Этапы небольшого пути

Первые, выражаясь официальным языком, "точки публичного доступа в Интернет" (они же e-кафе и e-клубы) начали появляться в сибирских городах в 1997 году - через три года после открытия Cyberia, через год после создания первого российского интернет-кафе (ныне закрытого санкт-петербургского "Тетриса") и за год до печально известного дефолта. Установить, кто именно был первопроходцем этого рынка за Уралом, сейчас уже практически невозможно: подавляющее большинство тех клубов, просуществовав год-полтора, закрылись. Они были, как правило, небольшими (до 10-12 компьютеров) и прибыли, за редчайшим исключением, не приносили. Первый этап становления этого бизнеса закончился примерно в одно время с кризисом 1998-го. Причиной был не только кризис. Дело в том, что Интернет в России тогда еще находился в зачаточном состоянии, и желающие заработать на нем немного поторопились. В тот момент предложение попросту опередило спрос. Впрочем, были и такие, кому удалось выжить. Но испытать пору расцвета им не довелось.

Второй этап - 2000-2001 годы, время бурного развития Рунета, повышенного интереса к сетевым сервисам и шквального роста числа пользователей - характеризовался новой волной предпринимательского интереса к открытию интернет-клубов. Наиболее "продвинутой", естественно, оказалась Москва. К концу 2000 года там насчитывалось уже около сотни подобных заведений, в основном на 20-30 мест, а в начале 2001-го открылся TimeOnline с 200 компьютерами - крупнейшее на тот момент интернет-кафе в Восточной Европе стоимостью около 1,2 млн долларов. Несколько месяцев спустя распахнул свои двери CafeMax - интернет-центр, готовый обслужить сразу 300 посетителей, обошедшийся создателям почти в 1,5 млн долларов.

В результате столичный рынок интернет-кафе оказался практически насыщенным и конкурентную борьбу на нем стали вести в основном вышеназванные киты. Дальше всех пошел CafeMax, создавший сеть одноименных центров в столице и Санкт-Петербурге и приступивший к изучению региональных рынков.

В Сибири же ситуация развивалась по иному сценарию. Второй всплеск интереса к интернет-кафе и игровым клубам (без Интернета) произошел чуть позже - в 2001-2002 годах. Однако здесь не было (и до сих пор нет) проектов, сравнимых по размаху со столичными. В основном открывались небольшие или средние заведения на 20-30, максимум 40 компьютеров, требовавшие на порядок меньших стартовых вложений - от 400 тыс. до 1,5 млн рублей (12-50 тыс. долларов). Причем ориентировались такие заведения в первую очередь не на интернетчиков, а на геймеров - фанатов компьютерных игр (кстати, такая тенденция сохраняется и по сей день). Впрочем, в тех клубах, которые предоставляли доступ в Сеть, геймеры быстро освоили онлайн-игры, поэтому в общей выручке клубов интернет-доля вскоре выросла с 10-20% до 30-40% и более. Однако приносить своим владельцам прибыль удавалось далеко не всем. Немалое число заведений закрывались из-за нерентабельности либо продавались. Некоторые работали в ноль, и совсем уж немногие становились доходными и развивались. Впрочем, практически все сибирские интернет-центры второй волны не были похожи на европейские клубы и не являлись интернет-кафе в полном смысле этого слова, так как не имели в своей структуре отдельной точки общепита.

Терминологические тонкости

Немного о классификации. Все интернет-салоны можно разделить на группы по двум параметрам: количеству посадочных мест и наличию/отсутствию точки общепита. Впрочем, поскольку термин "интернет-кафе" в последнее время закрепился и за клубами, которые не имеют кафе как такового, мы будем использовать его в качестве синонима интернет-клуба, или "точки общественного доступа в Интернет".

По количеству посадочных мест описываемые заведения делятся на следующие классы. Мини-центры (до 10 компьютеров) - как отдельные клубы практически не встречаются в связи с нерентабельностью и могут входить, например, в состав гостиничных комплексов. Малые (11-20 компьютеров) - в них рентабельность, как правило, отрицательная либо нулевая. Средние (25-45 компьютеров) - наиболее массовый сегмент, рентабельность может варьироваться от отрицательной либо нулевой до высокой в зависимости от различных факторов. Крупные (50-100 компьютеров) - таких в Сибири единицы, рентабельность также зависит от различных условий. И наконец гиганты (больше 100 компьютеров) - в Сибири найти таких пока не удалось.

Как же обстоят дела в этом бизнесе в настоящее время? Совершим небольшую интернет-прогулку по наиболее крупным городам Сибирского федерального округа.

Новосибирск: нестабильный бизнес

В третьем городе России по количеству интернет-пользователей рынок e-кафе сегодня лихорадит. Многие клубы, особенно расположенные в отдаленных районах или не делающие активных маркетинговых ходов, по-прежнему балансируют на грани рентабельности или приносят убытки. Так, геймеры с сожалением вспоминают клубы "Матрица", "Сетка", "Улисс", которым не удалось выжить в рыночных условиях, несмотря на немалые деньги, затраченные на их создание. Среди причин фиаско чаще всего называют, во-первых, неудачное расположение клуба, во-вторых, непродуманную маркетинговую политику, в-третьих, конкуренцию со стороны новых клубов. В последних устанавливается более современная техника, в результате чего туда перетекает основной контингент - игроманы.

Самый крупный клуб Новосибирска - "Орион", открытый летом 2002 года (по неофициальной информации, на столичные деньги), - имеет 75 компьютеров с жидкокристаллическими мониторами, но при этом не отличается изысканным дизайном. Он расположен недалеко от центра, однако вдалеке от линии метро и транспортных развязок, что не лучшим образом сказывается на количестве посетителей. По словам Андрея Черкасова, новосибирского геймера с многолетним стажем, "когда "" только открылся, был настоящий ажиотаж - там проходили интересные турниры. Правда, вскоре выяснилось, что жидкокристаллические мониторы для динамичных игр не очень подходят, у профессиональных игроков они вообще не котируются - другое разрешение экрана, глаза быстрее устают. А потом там вообще стало скучно". В прошлом году в "Орионе" сменилась команда администраторов, и сейчас заведение переживает не лучшие времена.

Примером успешной работы может служить один из ветеранов рынка - "Интернет-клуб" на улице Трудовой. При весьма неоригинальном названии его плюсами являются удачное расположение в центре и грамотный подход к привлечению клиентов. Так, до недавних пор это был единственный клуб, фигурировавший в справочнике "Желтые страницы Новосибирска". Весомую долю среди посетителей составляют иностранцы, находящие заведение именно по этому изданию. Любят это место и геймеры.

Еще один интернет-салон, пользующийся популярностью, - Online, расположенный также в центре. Он ведет активную политику по развитию игрового направления. Именно здесь в начале июня проходили региональные отборочные туры очередного Чемпионата мира по компьютерным играм World Cyber Games 2004.

Основная доля клубов располагается либо в центре, либо по линии метро, либо в сравнительно новых жилых микрорайонах, не очень удаленных от центра. Очевидно, расчет делается больше на состоятельную публику, нежели на обитателей городских окраин.

Барнаул: ночью надо спать

В 2003 году количество официальных барнаульских интернет-клубов увеличилось на 3 и достигло 9 (информация о количестве неофициальных отсутствует). С одной стороны, налицо явный рост популярности (особенно если учесть, что в 2002 году в городе не было открыто ни одного нового интернет-салона), с другой - предприниматели не очень заинтересованы в этом бизнесе и пока оценивают потенциал столицы Алтайского края как невысокий.

По сравнению с 2002 годом стал больше и разброс цен. Сегодня выйти в Сеть можно как за 10 рублей в час, отстояв очередь в интернет-центре Алтайского госуниверситета (старожил рынка, работающий еще с 1997 года), так и за 37 рублей в e-кафе "Амител". При этом, по свидетельству пользователей, прямой зависимости между размером платы за Интернет и качеством услуги (скоростью загрузки сайтов, тишиной в зале) не наблюдается: условия везде примерно одинаковые. Еще одна отличительная особенность большинства барнаульских интернет-клубов и кафе: всего два из них работают ночью (одно - круглосуточно, другое - с 10 до 7 утра), остальные закрываются, как правило, в 19-20 часов, реже в 21-23.

Омск: идут проверки одна за одной

На старте этого бизнеса Омск слегка отстал от соседей: первое интернет-кафе здесь открылось только в 2001 году. Впрочем, затем предпринимателям удалось набрать неплохие темпы. Сейчас в городе, по приблизительным данным, действует около 25-30 официальных интернет-клубов. При этом в справочнике "Желтые страницы Омска" предоставлена информация всего о 6 из них.

Все заведения распределены крайне неравномерно. В центре работает несколько солидных кафе, на окраинах - клубы, в основном мелкие, на 10-15 компьютеров. В крупных микрорайонах встречаются конкурентоспособные клубы на 30-40 машин.

Немалая проблема для владельцев интернет-клубов и интернет-кафе - проверки местной прокуратуры. Основным поводом для них является использование нелицензионных программ. А лицензионный софт, как известно, дорог. Скажем, операционная система Windows 98, пиратскую копию которой можно приобрести за 70 рублей, в легальном варианте стоит 200 долларов. Наиболее часто используемая в интернет-клубах и интернет-кафе Windows XP дороже в два раза. Тем не менее, в салонах, по крайней мере действующих официально, стоят все же лицензионные версии. А вот лицензионные игры - редкость. Исключение - продукция российской компании 1С: ее игрушки относительно недороги.

По словам Ильи Танитовского, менеджера по рекламе сети, в которую входят интернет-кафе "Навигатор" и "Реактор", для открытия интернет-клуба в Омске необходима сумма в 1 млн рублей. При этом даже сравнительно крупные заведения, как правило, не приносят прибыли, а скорее, являются для владельцев вариантом вложения средств и показателем их статуса. По мнению аналитиков, совсем иначе этот бизнес налажен в Иркутске.

Иркутск: от "Эпицентра" к "Углам"

В городе на Иртыше этот бизнес имеет, пожалуй, две отличительные особенности. Во-первых, здесь сравнительно небольшое число интернет-клубов - не больше 20 (из других областных центров меньше только в Барнауле), а во-вторых, эти заведения отличаются в среднем более высоким уровнем, чем в других обозреваемых городах. В Иркутске есть целых две клубных сети: "Веб-Угол" (4 интернет-салона под этой маркой принадлежат компании "Сиброн") и NEXT (2 салона компании NEXT Computers Group). При этом первая сеть позиционируется в большей степени как интернетовская, а вторая - как игровая, хотя в обеих можно и пользоваться вебом, и играть. Крупнейшее в регионе интернет-кафе "Эпицентр" имеет 75 компьютеров, залы общего и бизнес-класса и игровую зону. Есть еще несколько клубов с неплохим техническим оснащением. Подавляющее большинство заведений работают круглосуточно. Словом, можно констатировать, что иркутский бизнес на интернет-салонах - один из наиболее гармонично развитых и достаточно стабильных в Сибири: сравнительно небольшое число заведений предоставляет, как правило, качественный сервис, что делает их популярными у горожан и гостей города.

Красноярск: уход из центра

Основная тенденция красноярского рынка интернет-клубов - переезд на периферию. В конце 1990-х годов, во времена зарождения интернет-сообщества, основная масса клубов концентрировалась в центре мегаполиса. Сегодня центр окутан сетями провайдеров с быстрым доступом, поэтому многие жители этой части города имеют возможность пользоваться Интернетом и дома, и в офисе. В центре осталась пара клубов, которые удобны для приезжих, небольшого количества завсегдатаев и отчаянных геймеров. Правда, это уже не классические клубы, а места интернет-досуга, с дополнительными услугами, баром и кухней. Остальные клубы постепенно "расползаются" по спальным районам, туда, где провайдеры делают еще только первые шаги.

Всего в Красноярске насчитывается около 70 игровых и интернет-клубов. Большинство живут за счет компьютерных игроков. Как рассказал директор гейм-клуба X-time Вадим Песцов, "среди клиентов около половины - подростки, регулярно проводящие время в клубе и отдающие предпочтение "стрелялкам". Другая категория - "одиночные" посетители, приходящие в клуб сыграть с кем-нибудь по локальной сети или в онлайне. Наконец, третий тип - взрослые люди, приходящие в конце недели компанией повоевать под пиво. Владелец игрового клуба припомнил, что несколько лет назад в клуб регулярно приезжали "братки", чтобы сразиться с виртуальными полицейскими.

Принципиальное отличие интернет-клубов от игровых компьютерных салонов - контингент. Средний возраст посетителя e-салона - 20-25 лет, тогда как в гейм-клубе - 13-16. Молодежь приходит посидеть в чате, проверить электронную почту и немного побродить по Всемирной паутине. Самые любимые страницы у этой категории - сайты знакомств и банки рефератов. "В последние два года немало людей стали приходить по служебным делам, - говорит администратор интернет-клуба "Эндис" Андрей Белобродов. - Много командировочных, которые ведут деловую переписку. Есть региональные менеджеры, у которых нет в городе офиса, но головная компания оплачивает все расходы на Интернет, поэтому мы выдаем им копию чека для отчетности". Для удобства в клубах появляется своя кухня, чтобы посетители не бегали куда-то перекусить. Превращаясь в интернет-кафе, заведение делает акцент на бутербродах и напитках, начинает зарабатывать именно на этом. В таком классическом виде в Красноярске работают всего три заведения, еще около десяти "продают" Интернет, а бар является в них дополнительным сервисом.

Кемерово: проблемы с контингентом

В 2001-2002 годах количество интернет-клубов в Кемерове, по информации из Всемирной сети, балансировало на отметке 25. Как и везде, многие закрывались, вместо них открывались другие - бизнес не стоял на месте, однако его развития не наблюдалось - скорее, наоборот, он шел вниз. Причина, вероятнее всего, заключалась в недостаточной развитости Интернета в Кузбассе. Что характерно, сейчас в Сети можно найти разрозненную информацию всего лишь о 5-7 кемеровских интернет-клубах, причем большинство из них, в отличие, например, от томских или новосибирских, не имеют собственных сайтов.

Основные жалобы, высказываемые администраторами салонов, - на контингент посетителей, которым интересны разве что "стрелялки". В углепромышленном регионе явно не хватает компьютерно продвинутой публики, которой было бы интересено проводить время в онлайне.

В таких условиях почти сенсационным событием стало открытие в апреле 2004 года интернет-центра "Паутина". Этот двухуровневый комплекс с 30 рабочими станциями, VIP-залом и кафе-баром имеет еще и оригинальный дизайн: помещение стилизовано под логово паука. Подобное оформление даже московские специалисты назвали "выдающимся", не говоря уже о сибирских. Чаще всего дизайну в интернет-клубах отводят если не последнее, то далеко не первое место, ограничиваясь стилистикой минимализма. Точная сумма инвестиций в кемеровский проект не называется, но, по информации от администраторов салона, только в приобретение компьютеров было вложено около 1,2 млн рублей. По мнению экспертов, проект имеет неплохие перспективы с точки зрения окупаемости, но многое будет зависеть от того, какую стратегию развития изберут менеджеры клуба.

Томск: Ассоциация нам поможет

В Томске точки публичного доступа во Всемирную сеть располагаются по всему городу. Основная концентрация - вблизи вузов и студенческих общежитий. Количество компьютеров - от 10 до 100. Клуб менее чем на 25 мест, по подсчетам местных бизнесменов, нерентабелен. Поэтому самые мелкие заведения работают полулегально - не приобретая лицензии на программы, не обеспечивая необходимые санитарно-гигиенические нормы, кондиционирование. Как правило, загруженность среднего компьютерного клуба днем составляет около 50%. В вечерние часы, если погода располагает, - до 90-100%. Также практически полностью заполняются небольшие дешевые клубы во время каникул. Большинство заведений работают и ночью. В целом же можно сказать, что рынок в городе насыщен.

От других сибирских городов Томск отличается тем, что здесь действует Ассоциация компьютерных клубов. Это некоммерческое партнерство было создано в 2002 году и в настоящее время является единственным в своем роде во всем Сибирском федеральном округе. В ассоциацию входят руководители 10 наиболее крупных интернет-клубов города (с количеством компьютеров не менее 40). Цель организации - отстаивание интересов бизнеса во властных структурах, формирование положительного общественного мнения о деятельности интернет-клубов, поиск общего языка с образовательными учреждениями.

Масштаб имеет значение. Место - тоже

Таким образом, бизнес интернет-кафе может как обогатить своих хозяев, так и разорить их. Что же является залогом успешной работы интернет-клуба, и какие проблемы встают на пути у его владельца?

Среди основных факторов, от которых зависит удачный старт, специалисты называют правильный выбор места расположения клуба, а также количество установленных компьютеров.

По словам генерального директора крупнейшей российской сети интернет-центров CafeMax Владислава Беляева, при выборе расположения необходимо учитывать множество тонкостей. "Нужно достаточно хорошо изучить своих будущих клиентов, их привычки, средний возраст, достаток, где они учатся, живут, их передвижения по городу, как они проводят досуг. Полезно составить карту, отметив станции метро, спальные районы, вузы, ночные клубы, гостиницы. Наложите на нее маршруты передвижения горожан, и точки их пересечения будут золотыми местами. Кроме того, есть смысл поездить по городу, посмотреть, что за люди живут и работают в районе, кто сидит на лавочках в скверах. Те места, которые показались вам интересными, посетите и утром, и днем, и вечером, в выходные и будни, в хорошую и плохую погоду. В итоге у вас сложится представление об оптимальном месте расположения интернет-салона", - говорит он. Выбор места, по мнению специалистов, настолько важен, что может занимать несколько месяцев, а то и целый год.

Что касается размера будущего клуба, то между потенциальной прибыльностью и количеством посадочных мест, как правило, есть прямая зависимость. Вот мнение директора новосибирского интернет-клуба "Виртуальная арена" Евгения Козырева: "Знаю достаточно много примеров, когда только открывшиеся мини-клубы, не проработав и года, закрывались - они были даже не в состоянии окупить аренду помещения. Редчайшие исключения - когда у бизнесмена есть собственная площадка, или он взял зал в аренду по знакомству, за символическую плату. В Новосибирске большинство клубов располагаются в подвалах и полуподвальных помещениях, где стоимость аренды в полтора-два раза дешевле, чем на первом этаже. Нормальный клуб начинается от 30 компьютеров - на таком количестве машин уже можно неплохо зарабатывать".

Когда место выбрано, возникает вопрос: как сделать клуб неуязвимым с точки зрения закона.

"Среди основных проблем, которые нужно решить, открывая интернет-салон, - оформление различных разрешительных документов и приобретение лицензий, - говорит совладелец нескольких новосибирских интернет-клубов Дмитрий Бабинов. - Во-первых, надо получить лицензии Госсвязьнадзора на предоставление доступа в Интернет и оказание услуг по передаче данных. Сделать это в принципе не очень сложно, гораздо труднее поставить лицензию на контроль в местном Госсвязьнадзоре и сдать объект связи. Для этого нужно, чтобы все оборудование было сертифицировано и сеть была проложена лицензированной фирмой. Во-вторых, надо купить лицензионный софт и игры - это еще почти столько же, сколько стоят компьютеры (а значит, увеличивается срок окупаемости заведения). Наконец, согласно санитарным нормам, на один монитор должно приходиться 9 куб. м пространства. Чтобы им соответствовать, для большого клуба стадион нужен. Скорее всего, придется договариваться с санэпиднадзором".

Но вот клуб все-таки открыт. Теперь наиглавнейшей задачей для менеджмента становится привлечение и удержание публики. Для этого необходим учет потребностей пользователей, а еще важнее - умение изменить эти потребности в нужную для клуба сторону. Прежде всего это касается одного из главных источников дохода сибирских интернет-клубов - компьютерных игроков.

"Обычный геймер тратит в день 2-3 часа, причем выгадывает время подешевле, - делится наблюдениями Дмитрий Бабинов. - А есть люди, которые играют только через Интернет и только в онлайн-игры - Ultima Online, MUD, "Сфера". Причем эта часть геймеров тратит больше всего денег и времени. Настоящие фанаты готовы чуть ли не сутками сидеть в клубе. Это совсем другой уровень увлечения, и именно к нему стоит тянуть клиентов".

Среди традиционных способов завлечь публику - обеспечение высокой скорости доступа к серверам, приемлемые цены, скидки при покупке пакетов часов. Среди нетрадиционных - различные акции. "Маркетинг и реклама - вот чего не хватает всем новосибирским интернет-кафе, - считает аналитик Дмитрий Жданов. - Сети московских клубов используют рекламу как средство привлечения основной массы клиентов, а до Сибири эта тенденция еще не дошла".

Тем не менее, некоторый положительный опыт в этом направлении уже имеется. Об этом с учетом специфики заведения рассказал Евгений Козырев: "Наш клуб находится почти в центре города, мы арендуем помещение в престижном лицее, а здесь много детей обеспеченных родителей. У многих компьютеры с Интернетом есть дома, поэтому, чтобы выманить их оттуда и завлечь в клуб, мы проводим специальные акции. Например, на 1 апреля подготовили развлекательную программу для посетителей - с веселыми конкурсами и призами в виде бесплатных часов игры или работы на компьютере. Результаты превзошли наши ожидания: мероприятие пользовалось огромным успехом, даже призов на всех едва хватило. Обязательно устроим что-нибудь подобное еще - посетителям нравится все новое и необычное".

С необходимостью проведения таких акций согласен Дмитрий Бабинов: "Для того чтобы интернет-клуб окупился и приносил прибыль, необходимо активно над ним работать. Нужно быть своего рода массовиком-затейником: устраивать конкурсы, чемпионаты. При этом, конечно, нельзя забывать об обновлении софта и игр. Словом, надо жить этим".

Постоянным источником дохода могут стать профессиональные киберспортсмены, для которых интернет-клуб становится фактически рабочим местом. Как известно, компьютерные игры недавно были официально признаны в России видом спорта. А значит, перед интернет-салонами открываются широкие перспективы извлекать прибыль, развивая этот спорт, организовывая межклубные, междугородние и межрегиональные турниры.

Проекты будущего

В большинстве сибирских городов ситуацию на рынке интернет-клубов и интернет-кафе можно охарактеризовать как насыщенную: число заведений находится на достаточном уровне, спрос в основном удовлетворен. Так что развитие рынка в ближайшей перспективе будет происходить, скорее всего, за счет конкуренции между уже существующими клубами. Решающими факторами могут стать удачные маркетинговые ходы, а также грамотная ценовая политика и качественный сервис. По данным опроса фонда "Общественное мнение", среди мест пользования Всемирной сетью интернет-кафе в СФО занимают 15% - это второе место в России после Дальневосточного федерального округа. При этом вариант "У друзей" выбрали 23% опрошенных сибиряков. Очевидно, что потенциал для переманивания аудитории" у действующих интернет-клубов имеется - нужно только его реализовать. Впрочем, не исключено и появление новых амбициозных проектов. Но они, скорее, будут вызваны именно личными амбициями, нежели точным расчетом и анализом рыночной конъюнктуры.

Два диаметрально противоположных исключения составляют Барнаул и Новосибирск. В первом городе есть достаточно большой потенциал для роста, но пока нет заинтересованных в этом бизнес-структур. Появятся ли они в ближайшее время - большой вопрос. К столице же Сибири, несмотря на достаточно развитый рынок и немалое количество интернет-клубов, серьезный бизнес, напротив, проявляет повышенный интерес. Так, уже в этом году в центре Новосибирска должен начать работу крупный интернет-клуб "Проспект" на 65-70 посадочных мест, с двумя VIP-залами и уникальным дизайном, оснащенный самыми современными компьютерами и 17-дюймовыми мониторами. По словам администратора проекта Романа Шрейдера, клуб откроется в конце августа - начале сентября, сейчас активно ведется подготовка. Сумма вложений и основные инвесторы не разглашаются. Можно предположить, что благодаря удачному расположению и новой технике, а также планируемым акциям по привлечению посетителей (основной упор будет сделан опять-таки на любителей компьютерных игр - среди основателей клуба фигурируют члены известной в городе профессиональной команды киберспортсменов Felix) он составит серьезную конкуренцию уже существующим клубам и заставит их делать ответные шаги для удержания клиентов.

Но еще более внушительным выглядит другой проект, реализация которого, по имеющимся у "Эксперта-Сибирь" данным, намечена на первую половину 2005 года, - открытие в Новосибирске крупнейшего за Уралом интернет-центра CafeMax. Эта московская сеть интернет-кафе начинает давно ожидавшуюся экспансию в регионы. Согласно программе развития сети, в 2005-2006 годах будут открыты заведения под торговой маркой CafeMax в нескольких крупнейших российских мегаполисах. "Новосибирск мы рассматриваем как очень перспективный город и обязательно откроем в нем наше кафе. Сейчас ищем партнеров, которые могли бы сотрудничать с нами на условиях франчайзинга (мы предоставляем торговую марку CafeMax и наши ноу-хау) либо долевого участия. Окончательно условия контракта, размер и доли инвестиций будут определены в ходе переговоров", - сообщил Владислав Беляев. По предварительной информации, центр должен разместиться в помещении общей площадью около 1 тыс. кв. м, в нем будет установлено порядка 200 компьютеров. Как показывает опыт, в создание подобного заведения москвичи вкладывают от 500 тыс. до 1 млн долларов. По имеющимся у "Эксперта-Сибирь" сведениям, в новосибирский интернет-центр CafeMax может инвестировать около 800 тыс. долларов. Реализация такого проекта, очевидно, приведет к переделу рынка интернет-кафе в Новосибирске. Велика вероятность, что те клубы, которые невольно окажутся по соседству с CafeMax, вынуждены будут прекратить свое существование либо сменить местоположение. Зато любители виртуально-реального общения окажутся в таких условиях, о которых они раньше могли только мечтать.

Динамика популярности мест пользования Интернетом. Россия, млн чел
Популярность мест пользования Интернетом в России и в округах
Интернет-кафе и компьютерные клубы в некоторых городах Сибири
Динамика популярности мест пользования Интернетом

У партнеров

    Реклама