Человеческий фактор Богдана Вигеля

Русский бизнес
Москва, 21.06.2004
«Эксперт Сибирь» №16 (30)
Издательская компания ООО "Газетный двор" находится в районном центре Таврическое Омской области, в 50 км от областного центра. Удаленность от основных заказчиков не помешала предприятию потеснить конкурентов на омском рынке издательских услуг

Диплом инженера-механика полиграфических машин Омского политехнического института будущий хозяин "Газетного двора" Богдан Вигель получил в 1979 году. Потом много лет работал по специальности все в том же Таврическом, в типографии районной газеты. В 1990-е годы появилась возможность реализовать в полной мере и большой профессиональный опыт, и предпринимательские способности. Хотя когда о его проекте превращения обычной провинциальной типографии в издательскую компанию стало известно в кругах омских бизнесменов, занимающихся полиграфией, их мнение было однозначным - безнадежная затея. Во-первых, кто даст кредит под такой проект? Во-вторых, где на селе взять квалифицированных специалистов? В-третьих, как привлечь клиентов из города в райцентр?

Рентабельно и реально

Своего первоначального капитала, необходимого для приобретения современного полиграфического оборудования, у Богдана Вигеля не было. Главный бухгалтер ООО "Газетный двор" Юрий Савченко вспоминает: "Начинать нам пришлось с кредитов, которые мы в самом начале - в 1996 году - брали под 45%, но другого выхода просто не было. Мы прошли по всем местным банкам, и везде нам отказали, посчитав проект нерентабельным, просто нереальным. Единственное финансовое учреждение, которое в нас поверило, - Омскпромстройбанк.

Год назад компания все взятые кредиты вернула и с тех пор нарабатывает собственные оборотные средства. Но займы, по мнению главного бухгалтера, по-прежнему нужны. Причем те банки, которые когда-то отказывали молодому предприятию, теперь сами предлагают свои услуги. Однако условия кредитования не устраивают даже достаточно успешную компанию.

"Если бы нашим предприятиям дали возможность получать банковские кредиты под такие же проценты, как за рубежом, то есть под 4-7% годовых, не нужно было бы придумывать хитроумных экономических программ. Предприятия и сами встали бы на ноги, без внешней поддержки, - говорит Богдан Вигель. - А нынешние 20-25% - это все еще очень много. Никакая маржа, никакая рентабельность не может этого выдержать. У нас прошел период бурного прироста, когда мы могли брать кредиты под высокие проценты. Сейчас наша рентабельность - около 15%, неплохие показатели для производственного предприятия, но они уже не позволяют кредитоваться ни под 25%, ни даже под 18%".

Финансовая проблема на начальном этапе решалась и другим довольно распространенным в российских условиях способом - хозяину "Газетного двора", как и другим предпринимателям, пришлось экономить на заработной плате. Делал он это совершенно открыто. С каждым из принимаемых на работу сотрудников вел, что называется, разговор по душам: мы в начале пути, на первых порах зарплата будет невысокая, можем обеспечить лишь минимальный прожиточный уровень. Поступить иначе в той ситуации директор считал просто невозможным.

Ставка на собственные силы

Нужных специалистов-наладчиков в Таврическом не было и не могло быть в принципе. Однако это обстоятельство Богдан Вигель большой проблемой не считал, уповая все на тот же человеческий фактор: "Я уважаю людей и отношусь к ним требовательно. Поэтому с пьющими на рабочем месте никогда не работал и работать не собираюсь. Что же касается профессионализма, то я убежден, что заинтересованного и трезвого человека можно обучить любой специальности".

Сегодняшние полиграфисты "Газетного двора" - это бывшие электрики, механики, водители, строители. Все прошли здесь переподготовку непосредственно под руководством директора. И монтаж, и пуско-наладочные работы, и настройку электроники проводили собственными силами.

Доверие к людям и такая предпринимательская смелость были абсолютно оправданы и с технологической точки зрения, и с точки зрения успешного ведения бизнеса. По крайней мере, в тех условиях, в которых действовал и действует "Газетный двор".

Можно было - и даже по всем бизнес-канонам следовало - пригласить "импортных" наладчиков от фирмы-производителя, но для оплаты их услуг требовалось привлечь дополнительные средства. Это, разумеется, значительно увеличило бы финансовое бремя только что созданного предприятия. Кроме того, привычка пользоваться помощью привлеченных специалистов вообще может обойтись компании слишком дорого - прежде всего потому, что расслабляет персонал и не способствует его профессиональному росту. Если производственное предприятие не располагает собственными обученными кадрами, досконально освоившими оборудование, то малейшая поломка техники или сбой компьютерной программы вызывает временную остановку всего производства, что чревато самыми нежелательными последствиями, вплоть до потери клиентов.

О клиентах надо заботиться

Полиграфическое предприятие "Газетный двор" стало одним из первых в области, где были внедрены офсетная печать, компьютерный набор и верстка, что позволило выпускать продукцию европейского стандарта. Именно на это делал ставку Богдан Вигель, когда рассчитывал на привлечение широкого круга клиентов. И они появились. Сначала в Таврическом печаталось около десяти газет. Сегодня их число приближается к пятидесяти, это примерно треть всей газетной продукции Омской области. Конечно, среди них есть и новые издания, появившиеся в последние годы, но есть и такие, что прежде печатались на других омских полиграфических предприятиях, а потом предпочли "Газетный двор".

По мнению директора, в основе такого выбора лежат честные партнерские отношения. "Главное - надежность, - говорит Вигель. - Я считаю, что это самое важное в бизнесе и вообще в любом деле. Человек, который с нами работает, должен быть абсолютно уверен в том, что мы никогда не сорвем установленный график, что если мы взяли на себя определенные обязательства, мы их выполним. Наша задача - получить информацию, обработать ее, отпечатать и доставить. На сегодняшний день всю производимую продукцию мы доставляем собственным транспортом. Сами сортируем, сами экспедируем по семи основным тщательно проработанным маршрутам. Причем эта услуга не входит в цену изготовления издания. Такой пример: одна из газет некоторое время назад "ушла" от нас в Омск. При такой же цене на печать ее владелец посчитал более выгодным для себя издаваться там. Но потом выяснилось, что у него появилось больше трудностей с доставкой и сортировкой, чем раньше, когда он работал с нами. Сейчас эта газета вернулась к нам".

"Газетный двор" успешно преодолел трудности начального периода и наработал собственные технологии внутрикорпоративных и внешних отношений. Сейчас монтируется новая производственная линия, и вскоре будет обеспечена возможность листового полноцвета - об этом на предприятии мечтали давно.

Правда, четкому внутреннему порядку, достигнутому на этом предприятии, все еще не вполне соответствует порядок внешний. Это не Запад, где все, что только можно, монтируется, строится и производится с колес, по жесткому графику, нарушение которого приравнивается к экономическому преступлению. Поэтому, чтобы обеспечить надежность работы, "Газетный двор" вынужден аккумулировать на счетах значительные оборотные средства и создавать товарный запас по бумаге, другим расходным материалам не менее чем на два-три месяца вперед. У предприятия существуют прямые деловые отношения с Соликамским ЦБК и страховочный договор с Сыктывкарским ЦБК. Вагон с бумагой от любого из этих комбинатов идет до Таврического 5-7 дней. Исходя из этого, предприятие строит графики снабжения.

5-7 дней - неплохо для России, с ее огромными расстояниями и проблемами на дорогах и в кабинетах. Но, с точки зрения директора "Газетного двора", было бы гораздо лучше, если бы срок доставки был более определенным - точно 5 дней, например, или точно 7, а не 8 и не 6,5. Это позволило бы разгрузить склады и оптимизировать движение оборотных средств.

Когда подобная четкость станет реальностью, это будет означать, что человеческий фактор соответствует технологическому уровню.

Владимир Половинко

Владимир Половинко, доктор экономических наук, профессор, проректор Омского государственного университета, заведующий кафедрой экономики и социологии труда

В нынешней российской действительности многие предприниматели настроены на получение быстрой прибыли и в погоне за сиюминутной выгодой не замечают проблем людей, которые на них работают. Основателю "Газетного двора", очевидно, благодаря своим лидерским качествам удалось позиционировать свое предприятие как общезначимое, ценное для всех занятых в нем сотрудников. Индивидуальный подход позволил задействовать такие личные стороны людей, которые активизировали их профессиональные навыки и помогли перенести неизбежные сложности периода становления компании.

Проявив доверие к своим сотрудникам, руководитель, по всей видимости, сформировал из них базовую группу, способную к обучению и переобучению. Поэтому здесь не по форме, а по сути было создано настоящее народное предприятие, в котором даже рядовой работник чувствует себя хозяином. Он ведь создавал это предприятие вместе со своим руководителем и вместе с ним переживал все трудности становления.

Большую роль сыграло и то, что команда управленцев также была собрана не из приехавших чужаков, приглашенных для внедрения уже готовых технологий, а из местных, своих. Они здесь все знают, их все знают, поэтому почва для взаимного профессионального доверия возникает как бы сама собой, и производственные технологии оптимальным образом подкрепляются командным духом.

У партнеров

    Реклама