"Существует прямая зависимость между увеличением доходов населения и ростом фармацевтического рынка"

На вопросы, касающиеся состояния рынка фармацевтической дистрибуции в Сибири и его перспектив отвечает специалист отдела маркетинга компании "Россиб Фармация" Андрей Давыдов.

- Как можно оценить динамику фармацевтического рынка Сибири за последние несколько лет?

- Динамика развития сибирского рынка характеризуется ростом. После дефолта в августе 1998 года, когда рынок выходил из кризиса, темпы роста составляли 24-26% ежегодно. Теперь же, когда на рынке произошла стабилизация структуры дистрибуции, темпы снизились в два раза, годовой прирост - не более 10-12%.

- В чем главные причины роста?

- Во-первых, существует прямая зависимость между увеличением доходов населения и ростом фармацевтического рынка. Чем выше материальное благосостояние населения, тем больше тратится денег на медицинские препараты различных ценовых сегментов. Во-вторых, наблюдается смещение предпочтений в сторону дорогих импортных лекарств. С точки зрения потребителей, они качественнее и эффективнее. Это также дает заметный стоимостной прирост рынка.

- Как можно охарактеризовать конкуренцию между крупными дистрибьюторами, какими способами ведется борьба между ними?

- Сейчас конкуренция очень жесткая. На рынок сильно влияют только крупнейшие игроки. Однако структура рынка почти не изменяется, каждый игрок имеет свою долю и стремится сохранить позиции. Дистрибьюторы стараются предложить клиентам максимум сервиса: проведение специальных акций по стимулированию сбыта, обучение работников аптек эффективному управлению розничным бизнесом. Также важным является предоставление востребованного потребителями ассортимента медпрепаратов и конкурентоспособные цены.

- Какова доля импорта в ассортименте дистрибьюторов?

- Соотношение импортных и отечественных препаратов составляет 75% и 25%, что связано с преобладанием импорта в структуре потребления лекарственных средств и более высокой их ценой, что выгодно и дистрибьюторам, и аптекам. Зарубежные препараты представлены в рознице более широко. Среди них много новых эффективных медикаментов, часто назначаемых врачами. Немаловажную роль играет телевизионная рекламная поддержка, которую могут позволить себе зарубежные производители. В аптеку обращаются именно за тем лекарством, рекламу которого видели. Люди уже привыкли лечиться от некоторых заболеваний самостоятельно или консультируясь у фармацевта в аптеке.

- Что ожидает фармацевтический рынок в ближайшее время?

- Скорее всего, будет снижаться количество региональных дистрибьюторов. Уменьшится и количество обособленных частных розничных точек, которые будут объединяться или поглощаться по мере развития розничного рынка, благодаря аптечной сетевой форме торговли. Безусловно, мы придем к снижению доли государственных аптек на розничном рынке, в том числе за счет снижения их численности.