Минутное искусство живет и побеждает

В Новосибирске состоялся V Международный фестиваль сверхкороткого фильма (Extra Short Film,ESF)

Современное искусство, кроме главной своей миссии расширять сознание легальными средствами, решает и другую, более скромную задачу - удивлять и развлекать.

Любой центр современного искусства - это прежде всего грандиозный аттракцион, зрелище, которое призвано поражать и даже шокировать. В Новосибирске на роль такого центра претендует городской общественный Фонд имени Юрия Кондратюка. В частности, многолетний проект фонда "Новый дом культуры" включает в себя разнообразную деятельность - от выставок и показов видео до образовательной деятельности в области медиаискусства и поддержки культурной журналистики. Одно из направлений этого проекта - фестиваль сверхкороткого фильма, стартовавший в 2000 году.

Поначалу это была частная инициатива, красивая идея, не подкрепленная ничем, кроме энтузиазма: новосибирский художник Дмитрий Булныгин решил, что столице Сибири не хватает демократичного фестиваля для всех желающих высказаться средствами видео и анимации - чего-то вроде смотра видеосамодеятельности. Критерии отбора фильмов с самого начала определяются двумя условиями: первое - сверхкороткий формат, не больше 60 секунд (чтобы просмотреть произведения многих авторов сразу); второе - признаки большого кино, то есть не просто череда картинок на экране, а полноценный фильм с сюжетом: развитием, развязкой, названием и титрами. Кассеты с короткометражками, соответствующими этим требованиям, принимают весь год до конца апреля на адрес почтового ящика (см. www.esf.nsk.ru). В конкурсную программу фильмы отбирает и монтирует в единый многосерийный фильм, обычно состоящий из 40-50 работ, сам Дмитрий Булныгин. Смонтированную программу заранее рассылают членам жюри (каждый год это новые люди) в разные города и страны. В 2004 году в жюри фестиваля вошли обозреватель Яна Глембоцкая (Новосибирск), сценарист Владимир Дудченко (Москва), кинокритик Алексей Медведев (Москва), главный редактор NordicArtReview Джон Петер Нильсон (Швеция), художник Бен Паттерсон (США) и галерист Себастьян Чичоки (Польша). Арбитры не знакомы друг с другом и до объявления победителей не знают о результатах голосования. Каждый из них присылает по электронной почте свой собственный рейтинг по 10-балльной шкале, директор фестиваля суммирует баллы и Гран-при (400 долларов) уходит к достойнейшим. Остальные получают более скромные специальные денежные призы за особые заслуги (камера, сценарий, актерская игра, саунд-трек). Процедура фестиваля прозрачна и элегантна, как все гениально простое.

В этом году Гран-при "За анимацию" поделили два столичных фильма: "Черный пахарь Аристарх Чернышев" ( Владислав Ефимов, Москва) и GAS группы "The blue soup" (Москва). Заданное равнение на центр проявилось и в выборе Гран-при "За видео". Премия ушла Андрею Устинову в Санкт-Петербург за ролик "Изгнание из рая".

Сибирские видеохудожники забрали только дополнительные призы: новосибирец Андрей Шпак с фильмом "Пришел, увидел, наследил" - за удачный дебют и Светлана Бакушина - за фильм "Судьба", признанный лучшим новосибирским фильмом. Впрочем, в этом году денежный эквивалент приза за лучший новосибирский фильм соответствует статусу Гран-при (те же 400 долларов). Приз за лучший саундтрек - "Е-чо?" "ПГ-групп" (Москва).

Кроме того, признания жюри добились Ренат Ибрагимов и Алексей Сурков (Москва) за анимационную технику в своей "Мелодии"; приз за лучший исторический фильм тоже ушел в Питер - его забрали Ольга и Александр Флоренские за ролик "Маленький, патриотический фильм". Специальный приз от клерков новой России получил фильм Click+Cut Андрея Гончарова из Германии.

Теперь ответим на FAQ (Frequently Asked Questions - часто задаваемые вопросы). Что можно успеть показать за одну минуту? Как ни странно, рассказать можно очень много, более того, нередко минутный фильм оказывается затянутым. Временная рамка дисциплинирует, заставляет высказываться лаконично и внятно, а если автору не хватило таланта, то зритель погибает от скуки за считанные мгновения. В конце концов смотрим же мы с удовольствием рекламные шедевры, которые за несколько секунд успевают рассказать нам о товаре, его производителе, красивых мужчинах, холеных женщинах, белокурых младенцах и о том, как срочно нам с вами нужен именно этот товар (в новой упаковке, с красной крышечкой). Так чем хуже авторы, взявшие в руки камеру не ради денег, а только ради самовыражения?

4 июня в 18.30 в Доме Ленина в Новосибирске состоялся V Международный фестиваль сверхкороткого фильма. Билетов на всех не хватило, пришлось делать второй сеанс. И хотя денег организаторы не заработали, впервые у фестиваля дебет сошелся с кредитом. Для некоммерческого фестиваля сработать в ноль - почти недостижимая планка, которую теперь перешагнули.

Видео уже вошло в городскую жизнь, многие обзавелись камерами, а некоторые получили доступ к монтажному оборудованию. Впрочем, и без всякого монтажа можно сделать минутное кино, не выключая камеру, одним кадром (просто почувствовав себя авангардным кинематографистом). Лучшие фильмы демонстрируют остроумие сценариста, изобретательность продюсера и режиссера.

Неважно, что в большинстве случаев все роли исполняет один человек. Часто он же бывает исполнителем главной роли. Но не всегда. Были в недолгой истории ESF и блокбастеры с настоящей массовкой. Например, в 2002 году публику и жюри покорил фильм, снятый группой авторов из Барнаула. Пересказывать кино - дело неблагодарное, но попробуем. Сначала вы видите обычную панельную пятиэтажную хрущевку, окна которой загораются геометрически-правильными группами, совсем как в игре "Тетрис". Все эти квадраты, прямоугольники и многоугольники смещаются от края до края здания, где тетрисообразно сгорают по всем правилам. Забавно? Но это еще не все. После этого показывают закулисную сторону зрелища, а именно коридоры упомянутой пятиэтажки, по которым бегают молодые люди и включают и выключают свет под руководством регулировщиков, вооруженных подручными средствами для отмашки. Мы видим руки, рубильники и выключатели, беготню, флажки и напряженные лица статистов. Затем нам снова показывают здание снаружи, световые фигуры-окна нагромождаются друг на друга, а в финале появляется знакомая многим надпись "Game over", что означает "Игра закончена". Фильм так и назывался - "ГАМОВЕР" ( Вадим Вязанцев, Сергей Жилин, Дмитрий Карпов, Барнаул). Он вызвал овацию в зале. С одной стороны, это как бы вариация на тему известного анекдота про офицера, который играет в "Тетрис" с солдатами, составляя из них фигуры (правую руку вверх, левую ногу в сторону) и заставляя прыгать в яму. Но этим смыслы не исчерпываются. Здесь все важно - то же самое, выполненное в технике анимации, было бы хуже.

Бывает иногда, что авторский (точнее, продюсерский) выбор между видео и анимацией не соответствует сценарию, и тогда хорошая идея не прочитывается с экрана. Так было в нынешнем году с рисованным фильмом "Феминизм" ( Катя Манукян, Санкт-Петербург): пассажиры метро сидят вперемежку мальчик-девочка, причем сначала у мальчиков ноги раздвинуты шире плеч, а у девочек коленки скромно сомкнуты, потом наоборот. К сожалению, в статичной нарисованной картинке не все зрители сумели заметить перемену в позах нарисованных персонажей. Очевидно, что этот же сюжет на видео прозвучал бы просто отлично: смена мизансцены с живыми актерами выглядела бы очень смешно.

Теперь о грустном. Качество минутных высказываний удручает. Хороших фильмов мало. Средний, невысокий уровень фильмов теперь бросается в глаза, потому что уже не соответствует уровню организации фестиваля. Профессиональные навыки продвижения культурного продукта позволяют продать билеты на что угодно. Единственное оправдание организаторов - невысокая цена билетов (самые дорогие - 150 рублей, то есть меньше трех рублей за фильм). Весь сбор уходит на аренду зала, рекламу, работу персонала и дешевое пиво после окончания за пластмассовыми столиками. Фестиваль проводится благодаря энергии Дмитрия Булныгина, который наверняка знает, что фестиваль 2004 года - не последний, знает, что на ESF еще не раз появятся талантливые фильмы.