Турбизнесу не до отдыха

Тема недели
Москва, 05.07.2004
«Эксперт Сибирь» №18 (32)
Стремительное увеличение спроса на путешествия в Сибирь порождает немало проблем, которые необходимо решить бизнесменам для удовлетворения потребностей российских и иностранных туристов

Международный массовый туризм во всем мире строится на привлекательных брендах. Сибирь не является исключением: здесь есть такие всемирно известные бренды, как Транссиб, Байкал, Алтай. Именно они дают основания рассчитывать на то, что наш регион рано или поздно станет территорией массового въездного туризма.

Иркутская область, Республика Алтай и отчасти Бурятия и Алтайский край являются лидерами по приему туристов в Сибири. Так, за летний сезон только Республику Алтай официально посещают до 400 тыс. туристов, а количество "диких" отдыхающих практически не поддается учету. Другие регионы заметны на туристском небосклоне намного меньше. Промышленные столицы Западной Сибири, такие как Омск, Кемерово или Новосибирск, можно отнести, скорее, к центрам выездного туризма и транзитным пунктам, нежели к объектам, интересным для путешественников. Тыва, которая могла бы стать настоящим раем для любителей экзотики, остро страдает от нехватки средств размещения. На всю республику насчитывается полдесятка гостиниц советского образца, да и те сосредоточены в столичном Кызыле. Большинство же турбаз и домов отдыха эпохи СССР пребывают в разрушенном состоянии, несмотря на потрясающе красивую природу вокруг и прекрасные возможности для активного отдыха.

Есть в Сибири и пока не очень известные за границей, но хорошо раскрученные в России локальные бренды. К таковым можно отнести, например, красноярский заповедник "Столбы", Телецкое озеро в Алтайском крае, плато Путорана на Таймыре или реку Лену (ее, кстати, знают в Германии благодаря круизам, организуемым немецкими компаниями для своих клиентов). Даже тунгусский метеорит ежегодно привлекает сотни туристов на далекую Подкаменную Тунгуску.

Именно вокруг этих и других брендов строится работа туристических компаний. Вопрос только в том, насколько эффективно российский бизнес может использовать дарованное природой и трудом предыдущих поколений. Кроме того, Сибирь имеет устойчивый имидж региона, словно специально предназначенного для активного отдыха: сплавов по горным рекам, походов, охоты, рыбалки. На рыбные сибирские реки и в богатую дичью тайгу каждый год приезжают тысячи клиентов, среди которых с каждым годом становится все больше иностранцев.

Места знать надо

В глазах туриста из-за рубежа "Великий Сибирский железнодорожный путь" (именно так называют Транссибирскую магистраль в западных туристических каталогах) не менее привлекателен, чем, к примеру, африканская гора Килиманджаро или Йеллоустонский национальный парк в США. Если для любого россиянина передвижение по Транссибу - это несколько дней тряски по жаре или холоду, то для путешественника из Европы такая поездка - желанный вояж, о котором он, может быть, мечтал всю жизнь. Этот имидж самой большой железной дороги в мире некоторые бизнесмены от туризма научились успешно эксплуатировать.

Собственно говоря, первые туристические поезда для иностранцев появились в Сибири еще при Советской власти. Но тогда развитию этого бизнеса мешали многие обстоятельства. Например, ряд крупных сибирских и дальневосточных городов был закрыт для посещения иностранцев. Включая, например, Красноярск и Владивосток - конечную станцию Транссиба. Теперь таких ограничений нет, и интерес к поездкам по Транссибирской магистрали стабильно растет. "В 2004 году мы получили заявок на экскурсионное обслуживание иностранных групп с Транссиба в несколько раз больше, чем в предыдущие годы", - говорит Юлия Капустинская, заместитель директора красноярской турфирмы "Саянское кольцо", специализирующейся на приеме иностранцев. По ее словам, большинство туристов приезжает в город на один-два дня и успевает посетить главные достопримечательности, включая Красноярскую ГЭС и родину писателя Виктора Астафьева - деревню Овсянку на Енисее. По такой же схеме иностранцы посещают и другие города магистрали: максимум два дня экскурсий, и двигаются дальше. Сейчас на Транссибе оперируют несколько компаний, в управлении которых находятся туристические составы, в том числе оформленные в стиле "Восточного экспресса". Вместе с тем все больше иностранцев путешествуют на обычных поездах, ведь основные фирменные составы с каждым годом становятся все комфортнее. Лучшие из них оснащены биотуалетами, телевизорами, детскими игровыми комнатами и душевыми кабинками, что сводит неудобства путешествия по российским железным дорогам к минимуму.

Главный пункт остановки на Транссибе, конечно, Байкал. Кроме того что Байкальский регион сам по себе привлекает тысячи отдыхающих, он остается важнейшим транзитным коридором для зарубежных туристов. Подавляющее число путешественников-иностранцев, посещающих знаменитое озеро, едут дальше - в Монголию, Китай и Японию - либо направляются в европейскую часть России, главным образом в Москву. Роль этого коридора по мере развития трансграничного туризма будет только усиливаться: восточные соседи инвестируют громадные средства в привлечение интуристов. Только в Монголии каждый год открываются десятки новых кемпингов, рассчитанных на прием иностранцев. Многие из приезжих хотели бы продолжить свое путешествие в России. И грех было бы сибирякам не воспользоваться этим подарком.

Две стороны одной медали

Но не всегда ожидания туристов в полной мере оправдываются. В этом году особенно явно проявились сильные и слабые стороны сибирского туризма. С одной стороны, значительно вырос интерес туристов к природным красотам региона. Как иностранцы, так и обеспеченные россияне с появлением новых мест размещения и расширением спектра услуг стали все чаще проводить свой отпуск в Сибири. Их уже не пугают дальние перелеты, тем более что благодаря усилившейся конкуренции между авиаперевозчиками полеты в Сибирь стали более доступны. Например, только в Иркутск и Новосибирск из Москвы летают несколько крупных авиакомпаний, усиленно соревнующихся между собой. Так, недавно "Трансаэро", поставившая на рейс Новосибирск-Москва просторный Boeing-767, объявила о новом снижении цен на билеты. Кроме того, в последний год очень активно развиваются прямые международные перелеты в Сибирь. Например, с июля этого года авиакомпания "Сибирь" открывает долгожданный прямой перелет из Ниигаты (Япония) в Иркутск. Интерес к этому маршруту у турфирм огромный. Достаточно сказать, что все билеты (стоимостью от 60 тыс. до 110 тыс. рублей в зависимости от класса) забронированы до конца летнего сезона. Аналогичная ситуация с прямым рейсом Иркутск-Улан-Батор монгольской авиакомпании MIAT, который этим летом будет выполняться вдвое чаще на вполне современном региональном лайнере Fokker. Все билеты тоже раскуплены вплоть до начала осени. Основная часть пассажиров - как раз иностранные путешественники, желающие за одну поездку посмотреть несколько восточных стран. По некоторым направлениям полеты в Новосибирск из германских аэропортов в этом году впервые стали ежедневными. Все это дает возможность туристам быстрее и с меньшими усилиями добираться до места своего отдыха. Соответственно, туристы получили возможность тратить больше денег непосредственно на отдых.

Однако есть и обратная сторона. Сегодня сибирский туристический рынок уже не всегда может продемонстрировать готовность к столь возросшему интересу со стороны любителей путешествий. По заявлениям байкальских туроператоров, в Иркутске уже сейчас забронированы все гостиничные номера вплоть до середины осени, а заявки на прием новых групп продолжают поступать. Причем значительная часть брони приходится на гостей из других регионов России. Впрочем, иностранцев тоже становится все больше. Не исключено, что свою роль сыграл фактор отложенного спроса, ведь в прошлом году многие туристы отказались от запланированных поездок по Китаю, Монголии и Сибири из-за опасности атипичной пневмонии.

Как бы то ни было, но уже сейчас селить туристов некуда. Поэтому некоторые компании вынуждены осваивать новые для них сегменты рынка. Например, расселяют гостей по малокомфортным турбазам Приангарья и городским частным квартирам. На сегодняшний момент другого способа устроить туристов в Иркутске нет. Практику homestay (остановка на дому) успешно осваивают и деревенские жители Прибайкалья. Так, в поселке Листвянка, расположенном у истока Ангары, практически не осталось приличных домов, которые не практикуют сдачу внаем комнат туристам. Для некоторых иркутских турфирм практика расселения туристов в крестьянских усадьбах уже стала едва ли не главным направлением бизнеса.

Рост интереса к Байкалу вызвал строительный бум на берегах озера. Только в этом году будет введено в строй с полдесятка новых турбаз в районе Малого моря, где наиболее благоприятны условия для отдыха и есть удобная дорога. Главная тенденция сезона: вводятся в строй не просто летние деревянные домики, а турбазы, претендующие на круглогодичное использование. Как правило, в новых турбазах часть мест предназначена для летнего размещения, а несколько домов предполагается эксплуатировать и зимой. Аналогичная ситуация на Алтае: там появляется все больше турбаз и гостевых коттеджей, рассчитанных на прием в любое время года. А строительство частных гостиниц приобрело массовый характер: в деревнях на берегу Катуни нередко можно увидеть большие гостевые коттеджи на участках, где еще недавно росли картошка и капуста.

Загвоздка в сезонности

Одна из главных трудностей развития сибирского турбизнеса - его ярко выраженная сезонность. Базы отдыха в любом месте Сибири заполняются лишь два-три месяца в году. Все остальное время они стоят пустые и в лучшем случае заселяются на выходные и праздники. Сибирский климат делает серьезные вложения в турбизнес низкорентабельными и даже убыточными. Прибыльность может гарантировать только устойчивый приток клиентов в течение всего года. А для этого надо создавать стимулы. Поэтому многие турбазы и гостиницы взялись за экскурсионную и развлекательную составляющую. Например, турбаза "Прибайкальская" (Иркутская область), одна из крупнейших в регионе, построила собственную горнолыжную трассу и ледодром. Таким способом хозяева базы намерены привлечь туристов в холодное время года. Другие владельцы гостиниц на берегу Байкала предлагают сафари на снегоходах, походы по льду Байкала и даже поездки на собачьих упряжках. Самой известной инициативой иркутян стало проведение "Зимниады" - цикла мероприятий в провальные для турбизнеса зимние и весенние месяцы. Уже в этом сезоне "Зимниада" смогла привлечь на Байкал несколько тысяч туристов и помочь с заполняемостью прибрежных гостиниц и турбаз.

Чтобы привлекательное для туризма место начало приносить прибыли, необходимы инвестиции. Пока российские и иностранные компании не очень-то спешат вкладывать деньги в развитие инфраструктуры туризма в Сибири. Как правило, строят местные фирмы, имеющие ограниченные финансовые ресурсы. В лучшем случае в дело вступают монополисты местного значения. Так, Западно-Сибирская железная дорога в этом году ввела в строй на Горном Алтае собственную турбазу с гостиницей, которая сразу обрела репутацию одной из самых роскошных и дорогих в регионе. А Восточно-Сибирская железная дорога (ВСЖД) приступила к строительству комфортной базы отдыха на севере Байкала, в районе БАМа. Этот проект местные туроператоры оценивают как очень интересный: селить ставших привередливыми туристов на северном побережье Байкала просто негде. Еще один пример: та же ВСЖД несколько лет назад возвела на Кругобайкальской железной дороге (КБЖД) три турбазы, которые сразу стали популярными как у иностранцев, так и у россиян. С прошлого года по КБЖД пустили специальный туристический поезд, который сопровождают экскурсоводы, рассказывающие об окрестных достопримечательностях.

Вместе с тем крупный бизнес, в первую очередь столичный, практически ничего в регионе не строит. Отпугивают сезонность сибирского туризма, порой непредсказуемые действия местных властей, земельные проблемы и прочие обременения. Сейчас проще построить мини-гостиницу в Сочи или Подмосковье - по крайней мере, инвестор будет уверен, что этот проект принесет ему прибыль, да и избавиться от него можно будет в любой удобный момент.

Проблемы интуриста

Любые усилия сибирских турфирм по привлечению иностранцев пойдут прахом, если государство не будет способствовать росту турпотока. Пока же, кажется, российские чиновники прилагают немало усилий, чтобы иностранцы в нашу страну не попадали. "Оформление российских виз очень дорого, их стоимость достигает нескольких сот долларов, и ждать приходится по месяцу", - говорит директор Берлинского филиала немецкой турфирмы Olympia Reisen Алексей Разов. А сами туристы могут охотно рассказать о том, как они сдавали по месту жительства документы на российскую визу за полтора месяца до планируемой поездки, но в последний момент вдруг выяснялось, что ничего не готово. В результате их вынуждали оформлять въездные документы по срочному спецтарифу - гораздо дороже. Кроме того, западным туристам практически невозможно получить российскую визу в Улан-Баторе, через который идет большой поток самостоятельных иностранных путешественников. Многие из них желали бы продолжить свою поездку через Россию, но консульские службы нашей страны почему-то отказываются принимать приглашения и ваучеры от российских турфирм. При этом выясняется, что визу все-таки можно получить, но за приличные деньги и лишь в одной турфирме в столице Монголии. Поэтому многие, прикинув расходы и обилие формальностей, отказываются от намерений съездить в Россию.

Помимо этого, во многих регионах до сих пор почему-то действуют разные правила регистрации иностранцев. Например, в Новосибирской области запрещено регистрировать зарубежных туристов на частных квартирах и в гостиничных зданиях, не имеющих специального разрешения МВД на поселение иностранцев. На Алтае подход властей более либерален. До тех пор, пока ситуация в этой области не изменится, рассчитывать на массовый приток иностранцев новосибирцам не приходится.

Ситуацию может исправить распространение на регионы упрощенного режима перехода границы. А некоторые туроператоры по приему иностранцев вообще считают, что российские визы нужно отменить для граждан иммиграционно безопасных США, Японии и стран Западной Европы. По мнению многих, этот шаг помог бы привлечь немало новых туристов. Причем, учитывая перегруженность гостиничной отрасли Москвы и Санкт-Петербурга, новые потоки можно было бы направить в восточные регионы страны. Но для этого нужно построить принципиально новую инфраструктуру туризма.

Земельный вопрос

Ежегодно на Алтай и Байкал приезжают отдыхать сотни тысяч туристов. Так уж сложилось, что практически все они хотят проводить свой отпуск у водоема - на берегу озера или реки. Между тем уже сейчас сложился острейший дефицит участков земли, пригодных для возведения гостиниц или турбаз. Жесткие ограничения на строительство в прибрежных зонах связаны с многочисленными запретами, которые налагаются по инициативе природоохранных организаций, ведущих активную деятельность. Фактически строить разрешено только на территории уже существующих населенных пунктов. В результате стоимость земельных участков, скажем, на Байкале впору равнять с московской. Например, в селе Листвянка 100 кв. м земли могут стоить несколько тысяч долларов, и рост цен продолжается. А в Республике Алтай крестьяне уже пишут письма протеста с требованием прекратить раздачу земли под строительство турбаз. В прошлом году одна из акций местных жителей уже привела к приостановке нескольких дорогостоящих строек.

Дело доходит до парадоксальной ситуации. "Если бы мне отдали участок байкальского побережья, примыкающий к моей базе, я облагородил бы набережную, разбил парк, убрал мусор, - рассказывает владелец одной из новых баз на Малом море Байкала. - Но местные власти запрещают любые преобразования вблизи водной кромки, и этот участок стоит необустроенным". Нечто похожее можно наблюдать в долине Катуни в Горном Алтае. Фактически весь правый берег этой красивейшей горной реки в его нижнем течении замусорен "дикими" туристами, и борьба с ними вряд ли в ближайшее время ознаменуется успехом. В то же время на берегах Катуни запрещено всякое новое строительство вне населенных пунктов. Хотя, как отмечают некоторые эксперты, отдельным турфирмам почему-то удается получить лакомые участки, в то время как остальным в выделении земли отказывают.

Не взлетим, так поплаваем

Впрочем, есть еще один вид туризма, не требующий выделения земельных участков и дорогостоящего строительства, - круизный. Сибирские реки - великолепный ресурс для развития этого варианта активного отдыха, популярность которого в мире растет год от года. Путешествия на теплоходах по Лене, Енисею, Амуру, Иртышу, Оби - мечта многих турфирм. Попробуйте позвонить в любую круизную компанию и купить путевку на тур куда-нибудь к национальному парку "Ленские Столбы", к устью Амура или до Дудинки. Вам скажут, что мест нет. Во-первых, половина подобных круизов распродана под корпоративные и социальные мероприятия. Лучшее из оставшегося уходит под иностранцев (например, на Лене, где оба комфортабельных круизных судна - "Михаил Светлов" и "Демьян Бедный" - который год катают в основном немецких туристов). Любая сибирская река вместит не один десяток круизных судов. Просто судов нет. Половины флота, оставшегося с советских времен, для круизного туризма уже не существует. Многие сгорели, многие были разобраны или отданы под причальные гостиницы, немалая часть продана в Китай или на Волгу. Например, на весь Обь-Иртышский бассейн остался единственный действующий круизный теплоход, находящийся в управлении омской компании "Евразия-тур" (правда, в Новосибирске стали восстанавливать трехпалубный теплоход "Виктор Гашков" австрийской постройки, но вступит он в строй не раньше следующего года). А лучшее круизное судно на Енисее - любимый красноярцами красавец "Антон Чехов", не так давно принадлежавший "Норникелю", - было продано одной из волжских пароходных компаний. С точки зрения бизнеса бывшие владельцы поступили совершенно правильно: на Волге суда ходят битком набитыми туристами по четыре месяца, а на Енисее высокий круизный сезон длится от силы 60-70 дней. Зато на Волге нет единственного в мире музея вечной мерзлоты Игарки, нет красот Туруханского края, нет девственной тайги, среди которой несет свои воды Енисей к Ледовитому океану. Так что будущее у круизного туризма в Сибири еще впереди. Потенциал огромен, и для его реализации нужны только благоприятные экономические и политические условия.

Динамика развития туристического бизнеса в Иркутской области

Валерий ГоворВалерий Говор, вице-президент Туристско-спортивного союза России, директор турфирмы "Братья Говор" (Новосибирск)

У сибирского туризма три главные проблемы. Во-первых, это неистребимое местничество. Каждый туристский регион пытается не пустить к себе "чужаков". Хотя для развития туризма нужно, наоборот, создавать равные условия для всех фирм независимо от их местонахождения. Нас заставляют создавать филиалы на местах, а это только лишняя головная боль, к тому же не приносящая налоговых поступлений. Почему-то власти регионов считают, что так им удобнее собирать с нас налоги. Но ведь не надо забывать о том, что это мы, турфирмы, привозим к ним туристов, размещаем в их гостиницах и турбазах, кормим в кафе. Все это образует налоговые поступления в местный бюджет. А сколько сувениров они увозят!

Во-вторых, функции органов местной власти в сфере туризма сейчас в основном контрольные, в то время как деятельность властей должна быть направлена на создание стимулов и льгот для компаний, работающих в их регионе. Например, было бы здорово, если бы регион участвовал в туристической выставке единым стендом и приглашал бы на него не только "своих", но и все фирмы, которые работают на его территории, независимо от места их регистрации. Ведь основной поток туристов обеспечиваем все-таки мы.

В-третьих, сейчас отсутствует координация местных органов власти в плане развития туризма. Каждое ведомство действует как хочет. В Республике Алтай, например, до сих пор существует такой анахронизм, как ночная регистрация автотранспорта с туристами. На мой взгляд, стоит запретить ГИБДД останавливать туристские автобусы.

Еще один тормоз - земля. Почему-то все ценные участки под строительство достаются "своим". Надо резко упростить процедуру выделения земли и сделать ее более справедливой - тогда и инвесторы потянутся.

У партнеров

    Реклама