Туризму нужна властная рука

Тема недели
Москва, 05.07.2004
«Эксперт Сибирь» №18 (32)
Комментарий редакции

Перспективы у сибирского турбизнеса огромны. В ближайшие годы спрос на отдых в малонаселенных местах, сохранивших природную первозданность и при этом несущих отпечаток различных этнических культур, будет возрастать все сильнее. Люди устают от цивилизации, от урбанистического образа жизни, от бизнеса, поэтому все отчетливее проявляется их склонность к "настоящему вечному" - природе и культуре. А вот насколько эффективно смогут освоить этот потенциал предприниматели, во многом будет зависеть и от них самих, и от органов власти.

Совершенно очевидно, что механизмы продажи земель, строительство инженерных, сетевых и транспортных коммуникаций, предоставление налоговых льгот на строящиеся объекты туристской и сопутствующей инфраструктур, а также целенаправленное продвижение сибирских турпродуктов на мировые рынки требуют государственных вложений и государственного управления. Насколько быстро и качественно эти процессы будут организованы властными структурами в регионах, настолько и будет освоен потенциальный поток туристов. При этом туризм - составная часть сферы услуг - является отраслью, которая способна повысить объемы валового регионального продукта в других отраслях народного хозяйства путем увеличения спроса на товары и услуги легкой, пищевой и сувенирной промышленности, сельского хозяйства, всех видах транспорта.

Приход в Сибирь крупного российского бизнеса, осуществление значительных инвестиций в туристическую отрасль могут привести к ее переделу: региональные компании будут превращаться в отделения московских. А значит, все налоги потекут в столицу. Это проблема не только для местного бизнеса, но и для властей.

Привести к скачку в развитии отрасли и реализации потенциала байкальского туризма может только комплексный подход к решению системных вопросов в смежных отраслях - транспорте, строительстве, в сферах аренды и покупки земель и многих других.

Так, один из насущных вопросов, остро стоящих в Иркутской области, - дефицит гостиничного фонда. По моим данным, все места в гостиницах еще в мае были раскуплены или забронированы до конца сентября. По идее, в сложившейся ситуации отели должны появляться как грибы после дождя, однако бурного строительства не наблюдается. Причина - земельный вопрос. К примеру, решила компания возвести гостиницу на территории Прибайкальского национального парка. И тут начинаются сложности. Дело в том, что земли между парком и Иркутским районом не разграничены. Надо искать хозяина. И руководство национального парка, и районная администрация утверждают, что выбранное место - часть их территории. В итоге не исключен вариант, что за участок придется заплатить одному, а принадлежит он на самом деле другому. Процесс оформления документов может занять год-два. Не каждая компания рискнет начинать строительство до того, как эта процедура завершится.

Также одна из актуальных задач - налаживание взаимодействия турбизнеса с властью. Немаловажная роль в этом отводится средствам массовой информации. Предпринимателям необходимо формирование единой позиции по развитию турбизнеса, своевременный обмен информацией. Сибирская Байкальская Ассоциация Туризма (СБАТ) призвана решать среди прочих и эти задачи. Все фирмы - учредители СБАТ имеют равные права, и интересы ее участников сбалансированы. Кстати, за два с небольшим года существования ассоциации количество входящих в нее компаний увеличилось более чем вдвое. Сейчас в СБАТ свыше 30 фирм, и в последнее время наблюдается тенденция вступления в ассоциацию малых и средних предприятий - для них это не только возможность участвовать в цельном развитии отрасли, но и получение доступа к "коммуникативной площадке".

Конечно, инвестиции в сибирский турбизнес окупаются не так быстро, как вложения, например, в торговые точки. Чтобы наработать репутацию, заявить о себе, турфирмам требуется время. Процесс создания имиджа и привлечения туристов обходится дорого: к примеру, только участие в московской выставке стоит 1300 евро. А надо "засветиться" еще и в Берлине, Лондоне, Шанхае, Токио... С другой стороны, турбизнес очень надежен: он не рухнет, а только год от года будет набирать обороты и становиться все более и более прибыльным.

У партнеров

    Реклама