Ковчег для бизнесменов

Русский бизнес
Москва, 05.07.2004
«Эксперт Сибирь» №18 (32)
Группа новосибирских яппи покинула город ради утопической идеи основать вдали от суеты дом для друзей. Впрочем, новые романтики называют его в перспективе рентабельной фермой и оценивают необходимый объем инвестиций в полмиллиона долларов

Финансисты бегут из города. "Система официальных отношений, белые воротнички и денежные махинации уже не дают свободы тем, кто мечтает управлять целым миром", - примерно так рассуждают участники своеобразной коммуны. Руководитель проекта Тимофей Сальников - самый опытный предприниматель в группе. Помимо службы в Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" и работы специалистом по ценным бумагам в Администрации Новосибирской области, он занимался бизнесом - оказывал, по его словам, финансовые услуги по оптимизации налогообложения. Принимая во внимание не вполне легальный характер бизнеса, он свернул приработок.

К идее построить собственную ферму, оставить пыльный город, чтобы заняться богоугодным делом - растить детей и пасти овец, компаньонов подвигла туристическая экспедиция на Алтай. Увидев альпийские луга и пасущихся коз, они решили выкупить землю, взять на вооружение немецкое оборудование и швейцарскую технологию, зарегистрировать торговую марку и выйти на рынок с аналогами "Рокфора" и "Камамбера". Идею разделили все члены команды Тимофея: рекламщик, коллега по прошлому бизнесу, двое сотрудников телекоммуникационных компаний, топ-менеджер пищевого холдинга и свободный маркетолог. И хотя почти никто из них не имеет опыта ведения собственного бизнеса, все уверены, что проект будет удачным.

Рецепт хорошего сыра

Активисты как заклинание твердят: "Сыр будет продаваться!" и стремятся найти легкие решения сложных проблем. К примеру, принципиальный вопрос о том, как отыскать верную рецептуру, решили в пользу советских технологий по производству "Камамбера", "Рокфора" и твердого козьего сыра. Компаньоны выяснили, что в СССР было всего три научно-исследовательских института, занимавшихся технологиями производства сыров. Все их разработки можно получить за умеренную плату. Например, пакет рецептурной документации на "Камамбер" в среднем стоит 15 тыс. рублей, на "Рокфор" - 20 тыс. Таким образом, всего за 60 тыс. рублей можно скупить все варианты технических условий на изготовление "Рокфора", которые когда-либо были разработаны в России.

Партнеров не смущает, что подобное решение проблемы не помогло закрепиться на рынке их конкурентам. Основатели фермы уверены, что для выпуска качественного продукта нужно выстроить цепочку "от коровы до прилавка". Ведь обычно молоко для производства сыра закупается на стороне - у крестьян по смешной цене 6 рублей за литр. "Обиженные недооценкой продукта селяне разбавляют молоко водой и даже добавляют во фляги стиральный порошок - чтобы не так быстро скисало. Из такого молока хорошего сыра не сваришь, - уверен Тимофей Сальников. - Отучить бывших колхозников мухлевать невозможно. Реальнее другой путь - взять производство в свои руки, контролировать каждый его этап".

Для начала партнеры прозондировали рынок скота. Оказалось, что в России породистых животных мало, а за Уралом практически нет. Дородная корова стоит не меньше 15 тыс. рублей, коза - от 5 тыс., а молочных овец можно найти только в Ярославской области - по 4 тыс. рублей за голову. Но для всякого правила существуют исключения. Государство отдает скотину в лизинг, просто об этом мало кто знает. Новые русские фермеры опробовали этот вариант на сотне овец мясошерстной породы. Оказалось, схема приносит реальные дивиденды. Условия очень комфортные: рассрочка за ярочек - 3 года, первый платеж через год, стоимость овцы - 972 рубля. После перевода овец в племенной фонд через год государство выплачивает фермеру дотацию - около 1 тыс. рублей за живую голову и несколько сотен рублей за сданную шерсть. Получается, затраты на овцу окупаются в первый же год, если ее не закалывать. Приплод фермеры возвращают государству, которое перераспределяет его между новыми участниками лизинговой схемы.

Миллион дровосекам

Сегодня на территории фермы площадью два гектара компаньонами высажен фруктовый сад из 200 деревьев - яблони, груши, вишни, абрикосы. Тимофей уверен, что это направление тоже будет приносить деньги, но главное - общественный резонанс. Местные жители наконец-то поверили, что фермеры пришли на их землю всерьез и надолго.

Первой отдачу начнет приносить пилорама для изготовления оцилиндрованного бруса. Ее удалось заказать всего за 230 тыс. рублей. Агрегат может обрабатывать до 10 куб. м леса в день.

В Чемальском районе, на реке Карасу (приток Катуни), где поблизости от села Ороктой строится ферма, лиственница стоит 450 руб. за 1 куб. м на корню. Цена пропущенного через пилораму ствола взлетает до 4 тыс. рублей за куб. Правда сейчас лесничие не могут отдавать деревья на выбор - предоставляют целые делянки на полную вырубку, что увеличивает отходы с 10-12% до 30-40%. Но бизнес остается сверхприбыльным. Впрочем, партнеры не планируют делать его одним из основных. Пилорама поставлена для того, чтобы обрабатывать лес для постройки фермы. Только в текущем году для этого планируется обработать 1 тыс. куб. м леса, на что потребуется 90-100 дней. Всего пилорама будет работать не меньше 130 дней в году. Дополнительный месяц позволит фермерам заработать порядка 1 млн рублей на постройке домов в Чемальском районе до конца 2004 года. Причем один заказ уже разместил известный новосибирский политик и бизнесмен, строящий загородный коттедж.

Тимофей очень доволен, что за 600 тыс. рублей им удалось получить 400 куб. м леса и готовую инфраструктуру для того, чтобы переработать его в пиломатериал, цена которого превышает 1 млн рублей.

Курорт на базе фермы

Поначалу, в 2000 году, партнеры предполагали пригласить французского технолога, выделить ему зарплату 50 тыс. долларов в год и сделать ставку на европейский сыр "из рук француза". Сейчас фермеры более реалистично смотрят на свой бизнес: из полумиллиона долларов предполагаемых инвестиций на этот год оставили не больше 350 тыс. и стремятся еще сократить объем вложений. Пришлось отказаться от альтернативных источников энергии - решили строить линии электропередачи, в этом случае появится возможность по республиканской программе вернуть деньги за стройку по сметной стоимости. Строительство обойдется примерно в 1 млн рублей: нужно поставить столбы на протяжении 1,5 км, сделать переход через Катунь.

Таким образом, на освоение фермы в 2004 году уйдет около 10,5 млн рублей. В 2003-м было потрачено порядка 1 млн рублей.

Тимофей уверен, что "отбить" вложения будет достаточно легко: "Даже если сейчас все грамотно оформить и продать, можно получить небольшую прибыль, ведь мы практически подготовили инфраструктуру для туристической базы".

"Мы с самого начала решили все сделать по максимуму. Сделаем на ферме водовод, проложим теплотрассу. Это все для того, чтобы через 10-15 лет нам не нужно было переделывать всю инфраструктуру, достаточно будет просто убрать животных и создать курортную зону. Так будет происходить капитализация нашей компании", - замечает Тимофей.

Занимательный маркетинг

Компаньоны рассчитывают на обороты сыроваренной фермы на уровне 2-5 млн долларов в год. По мнению молодых бизнесменов, у них для этого все есть. Во-первых, торговая марка "Ырыс" ("сыры" наоборот), что означает "счастье" в переводе с ойротского языка. Во-вторых, у нового предприятия на Алтае всего два конкурента, способных на своей сырьевой базе выпускать высококачественные сыры. А кроме Алтая альпийские выпасные луга есть только на Кавказе и в Хакасии. Но в Хакасии хуже природные условия - ниже влажность, резко континентальный климат, а на Кавказе - неспокойно.

У фермы "Ырыс" уже есть подтвержденный спрос на 750 кг сыра в неделю по 200 рублей за килограмм со стороны новосибирских розничных торговцев - с условием, чтобы сыр был козьим или овечьим. Сегодня в супермаркетах твердый козий сыр продается от 300 до 400 рублей за килограмм - конечно, это продукт из смеси коровьего и козьего молока.

"Мы стремимся построить биоферму, поэтому никакой автоматизации не будет. Рынок сбыта - только в больших городах, - говорит Тимофей. - В прошлом году в Чемале, по данным комитета по туризму Республики Алтай, побывало порядка 3 млн туристов. В этом году ожидается 5 млн. Если один из 10 туристов купит 100 граммов нашего сыра, "Ырысу" нечего будет везти в Новосибирск. Базовыми в производстве станут "Камамбер" (из коровьего молока) и "Рокфор" (из смеси овечьего с коровьим). "Рокфор" из чистого овечьего молока покупатели пока не потянут по деньгам: французский аналог стоит 2200-2800 рублей за кило".

Малая земля

"Алтай - это очень своеобразный регион", - говорит Тимофей, объясняя, почему они не решились самостоятельно осваивать земли, а обратились к алтайскому партнеру. "Попробуйте на Алтае, в туристической зоне, где быстрее всего дорожает земля, построить коммерческое производство, рискните отобрать у кого-то землю, пусть и по закону, - возникнет конфликт, - рассуждает Тимофей. - Мы с самого начала решили, что нам нужен алтайский человек в пае, чтобы он в обмен на долю в предприятии отдал нам свою землю".

В земельный участок под ферму еще полгода будут вкладываться деньги. Но контакт с местным населением уже установлен. Партнеры вспоминают, что сложнее всего в общении с местными жителями было перевести разговор из общинных понятий в рыночные - такие как доля и собственность.

Теперь бизнесменами зарегистрировано два юридических лица - на ферму и на управляющую компанию. Совладельцем первой компании является алтайский партнер Евгений Хабаров.

Сейчас новосибирская команда фермы "Ырыс" готовит концепцию развития территории Чемальского района по образу и подобию опыта государственного регулирования сельского хозяйства Франции и Японии. На основе этой концепции фермеры надеются подписать с чиновниками соглашение о сотрудничестве в развитии района. Обретя поддержку бизнес-прослойки Алтая и получив первые заказы, фермеры честолюбиво рассчитывают в диалоге с властью создать государственную философию горного района, не подверженного вселенским катастрофам и бытовой суете.

Максим НовиковМаксим Новиков, руководитель службы маркетинга региональной дирекции "Сибирь и Дальний Восток" компании "Вимм-Билль-Данн"

Рынок твердых сыров в России составляет около 50 тыс. тонн в год. При этом регионы сильно различаются по уровню потребления сыра: например, в Красноярском крае и Кемеровской области его едят больше, чем в Новосибирской. Тем не менее сегмент "премиум" практически свободен - сегодня на нем работают только иностранные производители. Однако спрос на сыры сегмента "выше среднего" растет. Наша компания в прошлом году запустила производство твердого сыра "Ламбер" в Рубцовске (Алтайский край). Чтобы обеспечить высокое качество продукта, мы ввели в строй новое оборудование общей стоимостью 13 млн долларов. Впрочем, уже за год этот бизнес на Алтае стал менее прибыльным - сырье значительно выросло в цене. К тому же сырое молоко - продукт сезонный, летом на Алтае его в среднем в три раза больше, чем зимой. Однако сама идея молодых предпринимателей мне кажется красивой. Другое дело, что сыр - очень капризный продукт, и для успеха в его производстве необходимо учитывать множество технологических тонкостей.

У партнеров

    Реклама