2004 N 16 (30)

12 июля 2004, 00:00
  Сибирь

В ожидании третьей волны

Бизнес интернет-кафе действительно пережил в 2001-2002 годах второе рождение. Правда и то, что сейчас в крупных городах этот рынок по большому счету перенасыщен. Интернет-клубов действительно очень много, и проблем с тем, чтобы получить доступ в Интернет, не возникает. Однако, как мне кажется, сейчас обострилась новая проблема. Клубы, которые формально должны обеспечивать выход в Интернет всем желающим, на самом деле почти полностью отданы на откуп геймерам. В новосибирском Академгородке, например, иногда чувствуешь себя неуютно, когда заходишь в интернет-клуб - сразу приходится затыкать уши от громкого воя машин или звука стрельбы. Конечно, никто не спорит, что это направление интернет-бизнеса также имеет право на существование. Но, на мой взгляд, целесообразнее было бы разделить клубы на те, которые работают исключительно для геймеров, и те, что предназначены для людей, которым просто нужно поработать за компьютером. Я уже не говорю о том, что игромания давно перешла из области досуга подростков в сферу компетенции врачей-наркологов и становится серьезной проблемой. Лет тем, кто играет в компьютерные игры, как правило, немного, и игра занимает очень большую часть их времени, провоцируя психические расстройства и хроническую неуспеваемость в школе и вузе. Поэтому развивать кибер-бизнес, может быть, и нужно, но очень осторожно и с определенными ограничениями, связанными с условиями работы за компьютером.

Сергей Кравцов, Новосибирск

2004 N 17 (31)

Искусство формировать отношение

После прочтения появляется стойкое ощущение, что представления бизнесменов и пиарщиков об идеальной коммуникативной политике и ее инструментарии не выходят за рамки стандартного теоретического курса по рекламе и PR. Хотя свежи и любопытны размышления о "фасаде" и "задворках" рекламы, но, как иногда показывает практика, теория бывает хороша только на бумаге. Кроме чисто технических аспектов производства рекламного продукта, хотелось бы услышать и мнение его создателей об этической стороне рекламы. Все ли средства хороши в борьбе за внимание потребителя? Конечно, намного проще обойти этот вопрос стороной, чем признать, что для пущего эффекта пиарщики готовы поступиться моральными ценностями, как это происходит, например, в рекламе пива, на которое можно обменять подарок, предназначенный для любимой женщины.

Еще один важный, на мой взгляд, вопрос, который заслуживает не меньшего внимания, - формирование имиджа политиков посредством PR, особенно телевизионного, который полностью дискредитирует идеологию как суть политики. Теперь выступления политических деятелей вообще бессодержательны. Политики избегают ситуаций, в которых они вынуждены были бы обнародовать свои истинные взгляды и жизненные ценности. Для них важен сам факт появления на телеэкране, продажа своего образа, а не представление своих идей. Программная риторика вытесняется личностной, политические дебаты становятся театром с хорошей режиссурой. Большую значимость приобретают не высказывания, а мизансцены, внешний облик говорящих. Все-таки грамотная "раскрутка" политиков должна давать еще и какую-то пищу для размышлений.

Анастасия Котова, Томск

2004 N 18 (32)

Турбизнесу не до отдыха

Во всем мире туристический бизнес развивается в трех направлениях: познавательный отдых, активный и так называемый пляжный. В силу объективных обстоятельств в Сибири нет условий для развития пляжного отдыха. А вот что касается активного и познавательного, то, на мой взгляд, эти направления в местных условиях подменяются неким странным суррогатом под названием созерцательный отдых. Активный отдых, организованный турфирмой, традиционно превращается в пассивный, а познавательный - просто в скучный. Дело в том, что есть одна проблема, типичная для отечественного турбизнеса и, к сожалению, не затронутая в вашем материале, - дефицит профессиональных кадров.

Я довольно часто бываю на Горном Алтае и знаю, насколько качество отдыха зависит от руководителей туристических групп. Ими обычно работают студенты алтайских вузов, не имеющие ни достаточного жизненного опыта, ни подходящего образования. Они выводят группу на маршрут, не представляя, чем будут ее занимать, кроме банального предложения полюбоваться красотами местных гор и рек. Это касается и пеших, и конных, и водных маршрутов. Ребята плохо знают историю края и, как правило, ограничиваются бесконечным пересказом выдуманных легенд. Они не умеют организовать досуг туристов - в основном городских жителей, попавших в непривычные условия дикой природы. И туристы от безделья по привычке начинают глушить водку.

Кроме того, на Горном Алтае в принципе не так много мест, которые могли бы заинтересовать, поразить туристов. Вот и возят гостей республики на Чемальскую ГЭС попрыгать с "тарзанки", к месту "стоянки древних людей", где можно полюбоваться на выложенный из камней круг, да в Тавдинские пещеры, через которые можно пройти в темноте по жидкой грязи. Всякий раз, посещая те или иные достопримечательности Горного Алтая, я поражалась, сколь непрофессионально экскурсионное обслуживание.

Мне кажется, что параллельно с развитием инфраструктуры туристические бизнесмены должны развивать и индустрию развлечений. Я имею в виду не только открытие пивных баров и дискотек, но и более тщательную работу над дневной программой туристов, которые, кстати, готовы платить деньги за дополнительные услуги. Спрос есть - было бы предложение.

Т. П., Новосибирск

Доход на отходах

Откровенно говоря, из материала я так и не понял, почему же все-таки в Сибири не было запущено ни одно мусороперерабатывающее производство. Потому что не смогли организовать полный производственный цикл "сбор - утилизация - сортировка - переработка"? Или инвесторы отказались от этих проектов? Все это выглядит странно. Судя по тому, что говорит Виталий Путинцев, производство, предшествующее переработке, не требует существенных начальных вложений, а капиталоемкая переработка гарантирует получение сверхприбыли. Неужели городские власти не могут заинтересовать инвесторов?

Без подписи